— Видите ли. Бог — он повсюду.
— Море тоже, падре. Море тоже.
(«Море-океан» Алессандро Барикко)
В Казани с 6 декабря 2014 г. по 8 февраля 2015 г. проходит выставка «Айвазовский и флот». Следует отметить, что впервые в нашем городе представлено столь значительное количество оригинальных произведений мастера—мариниста Ивана Константиновича Айвазовского.
Группа офицеров на палубе винтового фрегата «Пересвет» Фотография 1863 года
Пен Сергей Варленович. 1952 г. р. Портрет Ивана Константиновича Айвазовского. 2010
х.м. Из собр. Центр. военно-морс. музея
Раздача винной порции на корвете «Витязь» Фотография 1887 года
Немногим известно, что жизнь художника была тесно связана не только с искусством, но и с русским флотом. В 1840 его зачислили в штат военно-морского флота как живописца, где он дослужился до звания контр-адмирала.
— Он был участником многих морских битв, — пояснила директор ГМИИ РТ Розалия Нургалеева — Сейчас его бы назвали военным корреспондентом или военным художником, который должен был делать зарисовки сражений.
Помимо того, что экспозиция освещает и эту, мало кому известную, сторону жизни Ивана Константиновича, она так же затрагивает историю побед русского флота. Представленная коллекция состоит из 24 масляных работ мариниста, среди которых есть и портрет — редкий жанр для пейзажиста («Портрет вице-адмирала М. И. Лазарева», 1839), одна акварельная работа, пять литографий с картин Айвазовского, выполненные неизвестным автором, макеты кораблей, собрание предметов императора Николая II и Великого князя Константина Николаевича (морские флаги, модели кораблей, бинокли и трубы и пр.). Все это предоставлено Центральным военно-морским музеем Министерства обороны РФ (Санкт-Петербург). Выставка приурочена к двум знаменательным датам: 100-летию начала Первой мировой войны и 300-летию Гангутского сражения — первой победы русского флота.
Айвазовский Иван Константинович. 1817-1900 Портрет вице-адмирала Михаила Петровича Лазарева. 1839
Картон, масло
Из собрании Центрального военноморского музея
Редкий образец портретного творчества И. К. Айвазовского. Михаил Петрович Лаза-рсв (1788-1851) - адмирал (1843). выдающийся флотоводец, мореплаватель и ученый. Р 1813-1825 годах совершил три кругосветных плавания. Исследователь Антарктиды. Участник русско-шведской войны (1808-1809) и Отечественной войны 1812 года. С 1826 года - командир линейного корабля «Алов» и одновременно начальник штаба эскадры. Участвовал в Маваринском сражении (1827). За героизм, проявленный экипажем, «Азов» был впервые в истории Российского флота награжден кормовым Георгиевским флагом.
М. Г1. Лазарев - участник русско-турецкой войны (1828-1829). С 1832 года - начальник штаба, а в 1833-1851 годах - главный командир Черноморского флота и портов Черного моря, военный губернатор Севастополя и Николаева. Высоко поднял боеспособность флота, воспитал плеяд)- выдающихся адмиралов: П. С. Нахимова. В. А. Корнилова. В. И. Истомина. Г. И. Бутакова. А. Л. Попова и других.
Модель 66-пушечных кораблей (1780-е), по ватерлинию с парусами
Модель 66-пушечных кораблей (1780-е), по ватерлинию с парусами, игровая
Мастерская Адмиралтейства, Санкт-Петербург. 1780 Дерево, металл, ткань, нитки
Из собрания Центрального военно-морского музея
Первыми кораблями Черноморского флота были 66-пушечныс корабли. Суда этого ранга участвовали во всех сражениях флота XVIII - начала XIX века. Оми составляли основу Архипелагских эскадр во время войны с Турцией 1768-1774 годов и крейсерских эскадр в период «вооруженного нейтралитета».
Модель происходит из коллекции императора Николая II.
Психрометр ртутный. Конструктор: Август Е.Ф. / Барометр анероид, карманный
Психрометр ртутный. Конструктор: Август Е.Ф.
M.PILLISCHER.LONDON. Англия. Вторая половина XIX в.
Стекло, ртуть, дерево черное, кость, металл
Барометр анероид, карманный
"М. Piilischer.London". Англия. Середина XIX в.
Металл
Предметы из коллекции Великого князя Константина Николаевича Собрание Центрального военно-морского музея
Часы песочные 30 секундные в деревянном корпусе
Мастерская мореходных инструментов при Адмиралтейских Ижорских заводах, г. Санкт-Петербург. Середина XIX в.
Дерево, стекло, песок.
Но в первую очередь Иван Константинович известен как певец водной стихии. Точно выразил это Николай I, который очень любил художника и покровительствовал ему:
— Айвазовский! Я царь земли, а ты царь моря!
Айвазовский Иван Константинович. 1817-1900 Лунная ночь. 1888
Холст, масло
Из собрания Центрального военно-морского музея
В 1846 году и. К. Айвазовский побывал в Константинополе (Стамбуле). Вид города, многочисленные мечети и минареты, лунные ночи произвели на художника незабываемое впечатление. Он с натуры написал несколько полотен, хранящихся ныне в ряде музеев страны и за рубежом. Спустя более 40 лет, как воспоминание о первом посещении города, мастер выполнил картину «Лунная ночь». Вдали - раскинувшийся на склонах холмов Константинополь с огромным купольным храмом Айя-София, мечетями и минаретами. По проливу Босфор снуют рыбачьи лодки, идет одинокий пароход. Лишь несколько огоньков сверкают в прибрежных домах да ярко высвечены дверь и окно сакли на берегу Босфора. Возле убогого жилья, приютившегося под раскидистой кроной дерева, - одинокая фигура старца. 1ород спит, но моряки, в эту теплую лунную ночь несущие вахту, нс смыкают глаз.
Море всегда разное, каждую секунду уже другое, в своих бушующих пучинах оно хранит тайны, наполненные радостями и трагедиями людей и кораблей. Айвазовский знал эти секреты и пел о них. Его картины — это цветные рассказы и о жутких кораблекрушениях («Гибель корабля „Лефорт“», 1858), и о минутах затишья («Фрегат под парусами» (1846)).
Айвазовский Иван Константинович. 1817-1900 Гибель корабля «Лефорт». 1858
Айвазовский Иван Константинович. 1817-1900 Гибель корабля «Лефорт». 1858
Холст, масло
Из собрания Центрального военно-морского музея
В сентябре 1857 года всю Россию потрясла весть о гибели в водах Финского залива 84-пушечного корабля «Лефорт». На переходе из Ревеля в Кронштадт, у острова Тютерс, корабль попал в шквал, опрокинулся и затонул. Погибли все находившиеся на борту: 13 офицеров, 743 матроса и пассажиры - 53 матросские жены и 17 детей. Гибель «Лефорта» стала самой крупной в России морской катастрофой в эпоху парусного флота.
И. К. Айвазовский всем сердцем откликнулся на это горестное событие и написал аллегорическую картину. Из морской пучины к Спасителю тянутся души погибших. Впереди - безгрешные малолетние дети, за ними - их матери и моряки. Оставшиеся на морском дне грешники протягивают руки к Господу с надеждой на спасение своих душ.
Останки судна были обнаружены в мае 2013 года. Это последний большой корабль императорского флота, место затопления которого оставалось неизвестным до этого времени. В соответствии с действующим международным и российским законодательством, место гибели линейного корабля «Лефорт» будет объявлено воинским захоронением, а координаты будут нанесены на все морские карты. В этой точке будет запрещено проведение подводных работ, а корабли и суда ВМФ России, проходя в этом районе, будут приспускать флаги и отдавать воинские почести погибшим защитникам Родины.
К лирическим пейзажам можно отнести акварель «Шхуна под парусами», представленную на выставке в единственном виде. Зритель может догадаться, что, скорее всего, это — воскресный день, залитый солнцем. Дует легкий ветерок. Мелкие барашки бегут по поверхности. Медленно плывущая шхуна качается на волнах. На ней люди, завороженные видом морской пены за бортом. Можно даже услышать их голоса — смеющиеся дети, живые разговоры женщин.
С этой акварелью колористически и тематически связана серия литографий неизвестного автора с картин Айвазовского, раскрытых в голубовато-серой гамме.
Большое полотно «Эскадра Черноморского флота перед выходом на Севастопольский рейд» (1895) отражает часы стоянки после длительного отсутствия, когда корабли возвращаются с плавания и спускают паруса. Тающий горизонт, зеркальная гладь воды. Мачты судов, растворяющиеся в дымке. Кучевые, почти прозрачные, облака вздымаются вверх. Пейзаж, решенный теплой охрой и легким голубым, позволяет зрителю проникнуться атмосферой полного штиля — этим нечастым состоянием на море.
Айвазовский писал не только Черное море. Поездка к Средиземному морю в 1845 оставила в нем яркий след. Одним из впечатлений от этого путешествия является «Фрегат под парусами» (1846). Закатное солнце. Высокое чистое небо с изящным серпом месяца. Горящие в последних лучах уходящего дня берег моря и скалы. Этим летним вечером трое ведут беседу. Их шаровары и тюрбаны, расслабленные позы привносят в картину нотки восточной экзотики.
Но, как было сказано выше, далеко не все произведения Айвазовского посвящены покою и умиротворению: ведь море известно своим непостоянством.
В передаче мимолетных состояний непостоянной стихии мастер использовал все доступные ему приемы — мощные тональные контрасты, выверенная композиция, проработка деталей. Источник освещения довольно тусклый и выявляет лишь самое необходимое. Построенные на сопоставлении света и тьмы, работы смотрятся очень эффектно.
Айвазовский Иван Константинович. 1817-1900 Кораблекрушение у Афонской горы. 1856
Айвазовский Иван Константинович. 1817-1900 Кораблекрушение у Афонской горы. 1856
Холст, масло
Из собрания Центрального военно-морского музея
После окончания Восточной (Крымской) войны (1853-1856) слава Айвазовского-мариниста достигла апогея как в России, так и за рубежом. Он стал признанным мастером морского пейзажа.
К теме кораблекрушений художники-маринисты обращались неоднократно. Не избежал этого увлечения и И. К. Айвазовский. Вероятно, эта картина написана под впечатлением командировки художника на Средиземное море. Материалы этой поездки легли в основу многих произведений мастера.
Эти приемы ярко читаются в картине «Кораблекрушение у Афонской горы» (1856): последние минуты жизни грандиозного судна в меркнущем свете заходящего солнца. Огромный гигант, труд многих сотен корабельщиков, дом для моряков медленно погружается на дно. Но поглощают его не только волны, но и низкие тяжелые тучи, наползающие на него из-за горы. Темным силуэтом он смотрится на фоне зловещего красноватого неба. Алый закат, как правило, задающий столь лиричные настроения в других работах («Фрегат под парусами» (1846)), здесь служит временем для развития большой трагедии. Голубые и розовые переливы, обычно создающие атмосферу радости и покоя, здесь на контрасте с грозовыми тучами задают картине особое напряжение. Усиливает его и композиционный ход, условно делящий картину на две части. Благодаря этому можно прочитать всю историю действия: люди, уверенные в завтрашнем дне, в надежности корабля, неожиданно терпят крушение. И эта кажущаяся стабильность, которая выражается в безмятежном голубом небе, резко сменяется на драму, на поглощающий дневной свет шторм. И лишь едва заметный силуэт Афонского монастыря светится в этой мгле, как надежда на спасение.
Подобные приемы используются и в «Крушение корабля „Ингерманланд“ в Скагерраке в ночь на 30 августа 1842» (1876). Вспененная морская пучина поглощает все. Необъятная мощь кипящей стихии находит свое выражение в глубоких иссиня-черных оттенках. Лишь случайные лучи красного света в этой клокочущей тьме освещают зрителю человеческую трагедию. Небольшой части экипажа удалось спастись: их легкую шлюпку уносит все дальше и дальше в море. Но многим суждено погибнуть. Несмотря на обреченность, они не теряют надежды на спасение и проводят последние минуты в молитве, обратив свои взоры к священнику с высоко поднятым крестом.
Единственным оплотом в жизни моряка являются, оказывается, не корабли, а вера и надежда на лучшее. Жизнь в море, которое в данный момент ласковое и нежное, а в следующую минуту становится неуправляемой бездной, может строиться только на вере и надежде. Безусловно, это закаляет дух и задает высокий благородный настрой. Вероятно, Айвазовский такой видел жизнь моряков и самого моря. Его детальная, внимательная и лессировочная манера письма, подчеркнутая безупречность в форме и исполнении достойно передают красоту и мощь природы, восхищающей и пугающей одновременно.
Айвазовский Иван Константинович. Захват пароходом «Россия» турецкого военного транспорта «Мерсина»
Айвазовский Иван Константинович. 1817-1900
Захват пароходом «Россия» под командованием капитана 2 ранга
Н.М. Баранова турецкого военного транспорта «Мерсина» на Черном море 13 декабря 1877г.
Холст, масло
Из собрания Центрального военно-морского музея.
Айвазовский Иван Константинович- 1817-1900 Кронштадтский рейд, 1838 (?)
Одно из перых изображений Кронштадта кисти Айвазовского
Приятным продолжением для зрителя может стать сопряженная выставка «Морской и горный пейзаж» из фондов ГМИИ РТ. Многие работы экспонируются крайне редко, а некоторые — впервые. Представлены произведения Дубовского Н.Н., Боголюбова А.П., Шульмана В.К., Борисова А.А, Серова В.А. и т. д. Это и живописные работы, и гравюры с видами Крыма, городские панорамы. Пейзажи не только реалистического, но и импрессионистического направления. А так же одна работа маслом Айвазовского «Гондольер на море ночью»(1843) и графика «Гибель английского флота у берегов Балаклавы»(1854) из собрания ГМИИ РТ.
ПРЕМАЦЦИ ЛЮДВИГ ОСИПОВИЧ 1814 —1891 МОРСКОЙ ВИД У БЕРЕГОВ КРЫМА. 1890
Картон, акварель Собрание ГМИИ РТ
Вид на лагуну со стороны набережной. Бумага, офорт, резец Собрание ГМИИ РТ
АНТОНИО ВИЗЕНТИНИ - ANTONIO VISENTINI (VICENTINI)
1688, Венеция -1782, Венеция
Листы из серии «Знаменитые виды города
Венеции». 1742
По оригиналам Антонио Канале (Каналетто) (Antonio Canal (Canaletto) 1697-1768)
Богаевский Константин Федорович 1872-1943 Гора Св. Георгия. 1911 Холст, масло Собрание ГМИИ РТ
Валерия Петриченко