Заканчивается творческая командировка художника из Узбекистана Валерия Повариниса.

В Казань художника привлекло желание творчески поработать: захотелось уединиться, отвлечься от основной деятельности: Валерий родом из Джизака, там окончил училище искусств, сейчас живет и работает
Когда Валерию исполнилось 25 лет, он крепко задумался над тем, почему всё свое время посвящает оформительской работе? «Я же художник!» — подумал Валерий и активно включился в выставочную деятельность. В том же году В.Повариниса приняли в Союз художников Узбекистана. И уже шесть лет Валерий постоянный экспонент выставок в Самарканде и др. городах Узбекистана, раз в год делает персоналку.


Впервые Поваринис побывал в Казани в феврале 2013 года в качестве участника
С октября 2013 года живет и пишет картины в квартире Файрузы Масхут, родной сестры Альфии Валиевой. Голос Файрузы Масхут в Казани многим знаком; его на татарском и русском языках ежедневно слышат жители Казани и гости столицы РТ, совершая поездки в метро, автобусах, трамваях.


— Валерий, Вы уже
В.П.:
— Да, скучаю. Настроение уже чемоданное, но пока я в ожидании «
В Самарканде, когда у меня есть свободное время, я всё время пропадаю в «Айсель» и чувствую себя там как дома. Сотрудники галереи мои друзья, они помогают мне в меру сил и радуются успехам. В галерее есть сказочная женщина, Наташа Никитина,
— Валерий, проживание в чужом для Вас городе, ином климате, оказало ли влияние на Ваше творчество?
В.П.:
— Думаю, что нет. Я постоянно нахожусь в закрытом помещении; тепло, солнышко в окошке. Живу в своем мире. Сначала думал, что немного поменялся. Потом начал анализировать: в октябре я делал персональную выставку, она была более сероватая, тона более приглушенные (коричневые,

Когда мне радостно, а на улице солнечно и тепло, я могу сделать более яркие работы. Люблю присутствие в работе юмора, например, картина «Я не подглядываю!» буквально пропитана им.

Но мне ближе нежные образы, нравится передавать светлую печаль и грусть. В Самарканде говорят, что даже в женских образах я рисую себя, свое состояние. Пожалуй, это так.


— Валерий, В Казани Вы побывали на нескольких выставках, как Вам казанские художники?
— В.П.:
— Казанские мастера оставили о себе хорошее впечатление. Но я больше закрытый художник. Глядя на других художников, мне хочется вслед за ними

— Об образах.
В.П.:
— Мне всегда очень нравилось рисовать стрекоз. Я их много рисовал. Однажды, рисуя, поместил стрекозу в клетку, которую девушка держит, назвал картину «Поймалась!». Когда я стрекозу «поймал», то перестал рисовать стрекоз и перешел на кошек. У меня дома жил рыжий кот, но мне больше нравится красный цвет, поэтому я написал его красным. Затем это вошло в привычку, я постоянно стал рисовать красных котов. Герои моих картин: кот, стрекоза и обязательно девушка вот с такими волосами, в последнее время появился персонаж с зонтиком.


Привыкаешь к
— Какое направление в живописи Вам ближе?


В.П.:
— Раньше мне нравился реализм. Любимым художником был и остается

Я много экспериментирую. Есть целая серия работ, выполненных с помощью нанесения мазков на полотно по диагонали. Много работ написано в этой технике. И вдруг они мне стали неинтересны, показались однотипными. Начал краску брызгать. Так по сей день экспериментирую.


На многих картинах Валерия присутствуют углы и треугольники. Почему они появились, Валерий уже точного ответа дать не может, просто он «привык рубить формы» и привык к треугольникам.



Валерий Поваринис сторонник темы в картине. Иногда он уже заранее знает, какую картину напишет, и как она будет называться. Например, так было с полотном «Красный кот, переходящий дорогу». Кота написал на переднем плане. И пошло, поехало.

В.П.:
— А бывает, что колочу подрамник, натягиваю холст и еще не знаю, что я нарисую. Примерно, появляются
Уже много времени прошло с того момента, когда в голове родилась идея написать картину: ночь, дождь, фонарный столб, привязанного к нему верблюда, на котором спит девушка. В доме горит свет, в тепле спит ее муж. Абсурд конечно.

— Пока всё это объединить Валерию не удается, поэтому и кочует из картины в картину его любимая героиня, девушка, спящая на верблюде.

— Валерий, всегда ли Ваши работы были такими светлыми?

В.П.:
— Будучи студентом, я рисовал ужасы, мертвецов, зомби, за что был наказан.
Началось с того, что я каждую ночь рисовал
С тех пор всё, что связано с мистикой, я больше не рисую. Правда был момент, когда забыв о вышеизложенных событиях, я решил начать новую тему и пофилософствовать. Написал картину на тему клонирования: мистический треугольник, переплетения, всевидящее око, мужчину и женщину. Все бы хорошо, но мужчина на рисунке получился ухмыляющимся, как бы я его не правил.
Моей сестренке «неприятная картинка» не нравилась, она настаивала, чтобы я ее убрал. Я не верил, но убирал. Когда доставал ее, у нас в семье случались неприятные моменты, однажды, даже пожар. Последний раз, когда я картину достал, пропал мой любимый рыжий кот. Осознав, что картина несет негатив, и что мистику мне рисовать не надо, я ее сжег. И теперь стараюсь писать радостные и добрые картины.


— Валерий, бывали ли случаи, когда Вам неудержимо хотелось
В.П.:
— Есть такая работа, я написал ее весной в Узбекистане. Вы не представляете, какая у нас весна. Словами не объяснить, столько чувств, эмоций. В воздухе витает запах цветущих деревьев: урюка, персика. Однажды весной под теплым весенним дождиком я шел к бабушке. Кругом такая красота, сердце застучало, захотелось все это запечатлеть. Пока шел дождь, я сколотил подрамник и начал работать, как говорится, пока руки тряслись. Так, что я могу все бросить, обо всем забыть и начать рисовать.

Находясь в Казани, Валерий Поваринис написал более 20 живописных работ. Разумеется, можно было бы и точнее назвать их количество, если бы художник считал некоторые из них завершенными.
В.П.:
— Очень тяжело сказать, когда работа закончена. Вот эту, например, я почти завершил (Двое влюбленных на лодке), потом передумал, всё закрасил и нарисовал другой сюжет; девушку под зонтом. Пока эта работа не закончена.

Иногда случается ступор в работе, тогда я ее убираю в сторону. Приступаю к другой картине. Все незаконченные работы стоят у меня перед глазами в мастерской, я возвращаюсь то к одной работе, то к другой. Иногда число незавершенных картин доходит до десяти, это мне не мешает в работе, наоборот, кажется более удобным.

— Оправдала ли себя творческая командировка?
В.П.:
— Я многое переосмыслил. Может быть не в картине, а сам для себя
Комментарии
Валера Поваринис
До встречи, Альфия!
Замечательная статья о
Поваринис