С 23 сентября по 20 ноября 2021 года в Галерее музея Амира Мазитова экспонируется выставка Елены Александровны Щетинкиной «Пространство фарфора».







В экспозиции представлено около 90 произведений художницы. Здесь экспонируются авторские изделия из фарфора и графические работы (акварель, пастель).
Нам несказанно повезло, что знакомство с выставкой произошло в присутствии художницы. Она, как раз, проводила авторскую экскурсию для студентов-музыкантов. О самой художнице, напишем ниже, отметим лишь то, что Елена Щетинкина, как живописец, с отличием окончила Казанское художественное училище в 1969 году. А в 1979 — Московское высшее художественно-промышленное училище (бывшее Строгановское), тоже с отличием. Её дипломной работой был уже сервиз из фарфора. С пространства плоскости (листа) художница шагнула в трехмерное пространство. И в жизнь ее вошел фарфор.






По распределению Е.А.Щетинкина приехала в Южноуральск. С 1979 по1987 работала главным художником Южноуральского фарфорового завода (г. Южноуральск Челябинской области). Здесь на заводе она вплотную познакомилась с материалом, получила ценный опыт. Руководила коллективом, участвовала в выставках (в 1980 году была принята в Союз художников России). По признанию Елены Александровны, административная работа ее крайне угнетала. И она переехала в Челябинск. С тех пор, Елена Александровна находится "в свободном полете". Там в Челябинске у нее две мастерские: на мансарде она пишет картины, в подвале работает над фарфором, снимает формы. Условия мастерской не позволяют делать художнице полный цикл по изготовлению фарфоровых изделий. Не хватает производственных условий, температуры 1400 градусов. По договоренности Щетинкина выезжает на разные заводы России и уже там происходит чудо рождения фарфоровых изделий.



— Пока на заводе я 4 месяца выполняю фарфоровые работы, устаю от фарфора, мечтаю просто порисовать — рассказывает Елена Александровна — В челябинской мастерской, я тоже мечусь между подвалом и мансардой, между фарфором и живописью, потому как плоскость я тоже обожаю. Сейчас у меня в формах стоит целая выставка — делится положением вещей Е.Щитинкина и поясняет — Формы гипсовые, туда заливается как сметана фарфоровая масса. Этот процесс происходит на заводе.
Куда бы не поехала Елена Щетинкина, в каком бы городе не была, она там живет и работает, эмоционально наполняется. Например, была она два месяца в Париже. Гуляла по улицам, по музеям ходила, рисовала, набирала впечатления для того чтобы потом воплотить в фарфоре.
— Я работаю циклами: либо делаю фарфор, потом работаю в графике, либо наоборот. У меня все связано. Есть китайский цикл, греческий, уральский, французский, Пушкинский, подарочный... — рассказывает Елена Александровна и продолжает — Я не люблю глупых подарков. Творчески подхожу к этому вопросу. Сделала подарок на юбилей солидному человеку — золотой телец на богатство. Или на День рождения — равновесие между материей и духом.

Вот работа из пушкинского цикла «Болдинская осень»

— Я все засыпала листвой, а в ногах у поэта муза лежит, держит его за ногу. Это импровизационная работа, импульсивная. Я не репетирую, а делаю сразу в фарфоре. Каждая кудряшка выполнена отдельно. Фарфор, когда его в руке разомнешь, сохнет от температуры тела. А уж если высох, то не соединить!
Функциональные кувшинчики "Нарцис" и "Селен". Это герои древнегреческих мифов.

Дракон — китайский символ на удачу, процветание.

В более узком плане на удачу. "Попутная волна" — Попутной волны, тебе товарищ"

— В 1978 году была сделана эта работа "Вирус". Я увлекалась поэзией Поля Элюара, у него есть цикл «Животные и их люди, люди и их животные». Под впечатлением о прочитанного изготовила Зеленого змея и Вируса. На Вируса тогда никто не обратил, все смотрели на Зеленого змея. Вдруг в 2020 году я вспоминаю, что у меня есть "Вирус". Скульптура сработала почти через 40 лет. Такое бывает, это называют пророчеством. Когтистый такой, с хищной ухмылкой на рожице. Жесткий текст: в городе уже никого нет, а из улыбающейся пасти Вируса ножки, ручки торчат...

— Этот автопортрет я выразила не через лицо, а через руки. Руки лепила с натуры. Руки - это лицо художника. Он трудится, лепит. А из сосуда вылезает озорной когтистый дракончик. Это сущность художника, которая проявляется, сквозит во всех работах. Я сама резковатая немного, но веселый человек.

— Я увлекалась Китаем, чайной церемонией. Сделала набросок цветка, который кипятком заливаешь, а он распускается. Крутила вертела и поняла что это и есть узел жизни. Слепила. Сняла форму. Выразила в фарфоре.

У Елены Щетинкиной много импровизационных работ. Вглядываясь, видишь чашечку, ножку от чайника и великолепие лепнины.






Поцелуй метеорита

Эта работа — отсыл к Челябинскому метеориту. Через Челябинск проходил Великий шелковый путь, посему на гербе Челябинска изображен верблюд. В скульптуре воедино соединены два персонажа метеорит и верблюд.


Набор для чайной церемонии «Путь дракона»


Скульптура для любования, чайник с драконом, рука для засыпания сухого чая... У китайцев есть пословица: «Чем дороже гость, тем меньше чайничек». Фарфоровый сервиз очень изящный, выполнен в чисто китайской философской манере. Рельеф нагружен и подчеркнут золотом.
Пространство фарфора разбавлено графическими работами автора. На стенах галереи размещены акварельные работы Елены Александровны и картины, выполненные пастелью.






