Фото №55520. Фрагмент выставки «Мистерия Мао. Фарфор. Китай. Культурная революция» 16 апреля 2010г. в 16 часов в Национальной художественной галерее «Хазинэ» открылась выставка «Мистерия Мао. Фарфор. Китай. Культурная революция» из частной коллекции М.В. Баржановой.
Маргарита Валерьевна пришла к собирательству китайского фарфора, благодаря своему мужу, китаисту, Константину Петровичу Доценко. Темой его дипломной работы в Дальневосточном Государственном университете была «Культурная революция» — с нее все и началось.
В их совместной коллекции китайского фарфора периода Мао Цзэдуна первым экспонатом стала статуэтка «Солдат с ружьем», полученная в обмен на кусок колбасы в 80-е годы прошлого столетия в горах Китая.
Фото №55550. Скульптурная композиция "Боевой отряд" предмет из частной коллекции М.В. Баржановой «Мистерия Мао. Фарфор. Китай. Культурная революция»;
завод Цзиньдэчжень 1.
Надо сказать, что в 1980-е гг. в Китае наступил период полного забвения времен «Культурной революции». Многие предметы искусства 1966-1976 гг. были выброшены на помойку, что-то продолжало пылиться на чердаках, их можно было приобрести в Китае за бесценок, о чем и свидетельствует «Солдат с ружьем» за кусок колбасы.
Фото №55508. Ваза "Добросовестно заниматься борьбой, критикой и реформами" 1971предмет из частной коллекции М.В. Баржановой «Мистерия Мао. Фарфор. Китай. Культурная революция»;
Чень Ифан, завод Цзиньдэчжень 2.
Настали иные времена, а вместе с ними пришло осознание того, что именно произведения искусства времени Мао помогут нам понять, чем жила великая страна Китай, в то далекое десятилетие.
1966-1976 годы – годы правления Мао Цзэдуна.
Фото №55454. Блюдо "Развиваемся, опираясь на собственные силы" 1969 предмет из частной коллекции М.В. Баржановой «Мистерия Мао. Фарфор. Китай. Культурная революция»;
художник У.Кан, завод Цзиньдэчжень 3.
Правление Мао характеризовалось объединением страны после долгого периода раздробленности, ростом индустриализации Китая, умеренным ростом благосостояния народа (после тотального голода) с одной стороны, и жестоким политическим террором, с другой. Под расплывчатые определения классовых врагов пролетариата, исходившие от Мао, мог попасть любой человек: от обычного крестьянина до высшего партийного работника. Кампания по чистке классовых рядов осуществлялась силами отрядов хунвейбинов и цзаофаней — студентов и низкоквалифицированных рабочих. Хунвэйбины - «красная гвардия», «красная охрана» — члены, созданных в 1966-1967 годах отрядов студенческой и школьной молодёжи в Китае, одни из наиболее активных участников Культурной революции.
«Возле города Пекина ходят-бродят хунвэйбины
И старинные картины ищут-рыщут хунвэйбины
И не то что хунвэйбины любят статуи-картины -
Вместо статуй будут урны революции культурной»
В. Высоцкий в песне «Хунвэйбины» (1966) остро подметил сущность деятельности «Красной гвардии».
Фото №55574. Скульптурная композиция "Крестьянка"предмет из частной коллекции М.В. Баржановой «Мистерия Мао. Фарфор. Китай. Культурная революция»;
завод Цзиньдэчжень 4.
Во времена Культурной революции приверженцы маоизма встали на борьбу с четырьмя пережитками: старыми обычаями, старой культурой, старыми привычками и старыми идеями.
Разрушались архитектурные памятники, сжигались старые книги, картины. Под запрет попали даже книжные магазины. Только одна книга имела право на существование - цитатник Мао. Цитатник выпускался во многих вариантах оформления: в одном из них обложка цитатника была выполнена из твердой пластмассы, на которой не оставались следы крови. Такими цитатниками были забиты многие видные деятели партии, когда из их губ «выбивали буржуазный яд».
Драгоценный старинный фарфор и керамику тоже повсеместно уничтожали, а их владельцев наказывали. Так самая большая коллекция предметов традиционного древнего искусства была вывезена из Китая на остров Тайвань, в мятежную провинцию. И только благодаря этому была спасена.
Уничтожалось все, что хоть косвенно относилось к понятию «старая культура». Гонению подвергались интеллигенция, художники и мастера. Их ссылали на «перевоспитание», бросали в тюрьму. Так знаменитый художник У.Кан в 1966 году был отправлен на перевоспитание в село и лишь в 1969 году смог вернуться к своему ремеслу.
Фото №55634. Скульптурная композиция "Великий поход"предмет из частной коллекции М.В. Баржановой «Мистерия Мао. Фарфор. Китай. Культурная революция»;
завод Цзиньдэчжень 5.
На выставке в Казани «Мистерия Мао. Фарфор. Китай. Культурная революция» мы можем познакомиться с его работами: Панно «Уничтожим контрреволюционную ревизионистскую культуру» 1969г.; Панно «Начало занятий». 1969, У.Кан, завод Цзиньдэчжень. На выставке также есть вазы, блюда, скульптурные композиции. Вот, например, ваза «Народы всего мира объединяйтесь! Разобьем американских агрессоров и приспешников» 1969, художник У.Кан, завод Цзиньдэчжень, или блюдо «Доставим указания Председателя Мао Цзэдуна в любую точку страны» 1969, художник Чень Ифан,завод Цзиньдэчжень. Наверное, вы уже успели заметить элементы агитации в этих экспонатах. Да именно такое искусство, плакатно-агитационное пришло на смену древнейшему, китайскому, традиционному с его символами счастья и удачи, весенними цветами, осенней луной, сливами и бамбуком, хризантемами и летящими журавлями.
Художников «вдохновляли» революционные оперы, и они создавали на их либретто жанровые сценки из фарфора. Самой популярной была опера «Овладение горой Вэйхушань». Интерес к оперному искусству, также закономерен. Жена Мао Цзэдуна Цзян Цинн была автором восьми опер, написанных в период с 1966 по 1976 год и, разумеется, сцены из этих опер нашли отражение в фарфоровых изделиях.
Фото №55616. Панно "По дорогам Красной армии" 1968предмет из частной коллекции М.В. Баржановой «Мистерия Мао. Фарфор. Китай. Культурная революция»;
У.Кан, завод Цзиньдэчжень 6.
Художники времен Культурной революции создавали огромные фарфоровые панно, предназначенные для развески в общественных местах, в домах партийных бонз. Идеологически «правильные» изделия приобретались в качестве подарков, которыми обменивались революционные повстанческие организации, «революционные комитеты» и представители китайской армии. У простого люда денег на приобретение фарфора не было. Из-за низкой покупательной способности населения, предметы выпускали небольшими партиями. А в результате «забвения», уцелели изделия только в коллекциях антикваров.
В защиту агитационного фарфора хочется заметить, что фарфор эпохи Культурной революции изготавливался вручную, с большим мастерством знаменитыми китайскими художниками с применением вековых технологий. Вот имена этих художников: Чжань Вэньчжао, Чень Ифан, Чжан Цзень, У. Кан.
Сунгатова Елена. Апрель 2010