Экспоненты выставки — 14 студентов института (12 ребят — с факультета графики, 2 — с живописного факультета), представлено более 70 работ, идейный вдохновитель и педагог-руководитель — Григорий Львович Эйдинов, художник-график, известный далеко за пределами Казани.
Фото №214232. Art16.ru Photo archive В буднях современной непростой художественной жизни Казани, где на фоне общей разобщенности художественной среды, изнурительных имущественных споров, перманентного раздела мастерских в Союзе художников Татарстана, возникло несколько альтернативных объединений художников, сами творцы зачастую пребывают в состоянии растерянности, апатии и отнюдь нетворческих устремлений. Знаменитые слова кота Леопольда, известного героя мультика советских времен, по поводу дружбы и мирной жизни всех и вся так и рвутся наружу, однако до реальной счастливой развязки этой тупиковой ситуации пока еще далеко. Но, «надежда умирает последней», и думается, что большинство профессиональных художников осознает необходимость срочной консолидации сил, ведь, в конечном счете, страдает великое и святое Искусство…
Фото №214256. Art16.ru Photo archive Фото №214274. Art16.ru Photo archive Фото №214238. Art16.ru Photo archive Фото №214442. Art16.ru Photo archive Фото №214514. Art16.ru Photo archive В такой ситуации настоящие новаторские творческие события случаются все реже и реже, они воспринимаются как редкое, уникальное явление. Надо сказать, что особенно чутко на сложившуюся ситуацию в художественном мире отреагировала казанская графика. Именно художники-графики оказались наиболее мобильными, широко мыслящими, сознающими важность перемен, свежих вливаний в художественный процесс республики. В 2012 году было создано творческое объединение «Графком», куда вошли известные художники Казани, одновременно в музее изобразительных искусств организован «Зал графики», где прошла знаковая выставка «Черное и белое», и ныне проводятся самые актуальные выставочные проекты с участием местных, российских и зарубежных художников.
В калейдоскопе многочисленных казанских выставок осени 2013 года можно отметить еще одно важное цельное и яркое событие. 8 ноября в Музее Амира Мазитова открылась выставка с поистине революционным названием: «Молодая графика». Вызывая аналогию со знаменитой «Молодой гвардией», образ которой так удачно создан в одноименном романе А.Фадеевым, выставка действительно отвечает своему передовому наименованию и впервые широко и публично представляет результаты художественно-образовательного процесса на графическом факультете казанского филиала Московского государственного академического художественного института имени В. И. Сурикова, открытого в 2008 году. Экспоненты выставки — 14 студентов института (12 ребят — с факультета графики, 2 — с живописного факультета), представлено более 70 работ, идейный вдохновитель и педагог-руководитель — Григорий Львович Эйдинов, художник-график, известный далеко за пределами Казани. Выставка ясно демонстрирует, что на обедневшей казанской художественной почве всё же всходят молодые одаренные ростки, способные творчески обогатить и реально возродить былую славу казанского графического искусства.
Участие в выставках для ребят филиала процесс естественный и необходимый. Помимо регулярных отчетных выставок в стенах института, бывшей знаменитой Казанской художественной школы, они активно выставляются на крупных художественных показах: «Большая Волга»-2013, упомянутая выше выставка «Черное и белое» (2012), выставка, посвященная Универсиаде-2013, грядущая биеннале графики и другие. Многие из будущих профессиональных художников уже стали лауреатами различных российских выставок, что еще раз доказывает появление новой сильной художественной формации в Казани.
Фото №214532. Art16.ru Photo archive Фото №214538. Art16.ru Photo archive Фото №214550. Art16.ru Photo archive Фото №214556. Art16.ru Photo archive Чем же особенным привлекает выставка с таким революционным названием? Как ни странно, совсем не революционными решениями, не авангардными подходами, опрокидывающими классические каноны, а тонким, глубинным пониманием традиций, бережному постижению того богатейшего наследия отечественной графики, которое складывалось веками. И это удивительно точно отвечает запросам времени: изложение авторами работ собственных чаяний открыто и доверительно, осмысление простых человеческих ценностей ясно и понятно, синтез старых и новых находок дан органично и соразмерно — именно дефицит этого ныне можно обозначить в современном искусстве. Зная многих ребят с момента начала их обучения в институте, общаясь с ними на занятиях по истории искусства, хочу отметить, что уже сейчас, в процессе обучения, многие из них прошли серьезный путь внутреннего совершенствования. Изменилось отношение не только к учёбе, теперь оно является осознанной потребностью и движением вперед, но и то, что ребята действительно повзрослели, в корне поменяли свои взгляды и представления на обычные явления жизни, другим стало мироощущение этих совсем молодых людей, и это особенно ценно. Они очень серьезно относятся к своей профессии, становятся в прямом смысле подвижниками искусства.
Фото №214496. Art16.ru Photo archive Конечно, большую роль в личностном и профессиональном формировании ребят играет личность педагога. Григорий Львович — художник легкого, ясного таланта, многогранного глубинного интеллекта и живого чистого, раскрытого видения. Он широко известен как высококлассный книжный график, дизайнер, им оформлено более девятисот книг, журналов и альбомов, изданных в Республике Татарстан. Характерная черта работы этого мастера — цельность творческого процесса и огромная работоспособность, когда художник творит на одном дыхании, в едином созидательном «взлетном» состоянии. Все эти слагаемые вместе воплощаются в еще одном качестве: талант педагога-Эйдинова привлекает к мастеру и воздействует не только на студентов-графиков, но и на ребят с других факультетов. Понимая всю важность собственной миссии педагога, важность роста молодых художников, он стал инициатором этого выставочного проекта, автором концепции, в основе которой лежит искреннее стремление показать достижения своих подопечных.
В столь цельном показе сложно отдавать явные приоритеты каким-либо отдельным авторам, ведь, несмотря на различный технический уровень, у каждого из них есть то ценное индивидуальное зерно, которое заставляет внимательно изучать замысел художника, анализировать его работу. На выставке в основном представлены серии работ, выполненные в текущем учебном году, где студенты развернуто и оригинально представляют композиции, объединенные общим тематическим решением. Здесь — темы семьи, мастерской, человеческих взаимоотношений. Многие ребята обратились к теме малой родины, к своим национальным традициям, к образу родного города, который окружает художника старыми дворами, древними и новыми памятниками. Ряд работ посвящен таким интересным темам как цирк или заседания в суде. Некоторые ребята взяли глубоко философские темы, удивительно тонко трактуя понятия памяти, прошлого и будущего, детства и старости. Обратимся к созданным произведениям и, — самое ценное! — послушаем, что волнует самих авторов, какой смысл они вкладывают в выбор темы, техники исполнения.
Фото №209319. Соколова Мария "Марийские мелодии" Одна из ярких серий выставки под названием «Марийские мелодии» Марии Соколовой выполнена в технике линогравюры с подцветкой каждого листа. Здесь весьма удачно сочетаются традиции лубка и национальной вышивки, богатая орнаментика и свободно читаемая композиция. Тексты старинных песен луговых марийцев и символика образов солнца, птицы, лодки на реке объединяются крепким лаконичным рубленым решением, которое максимально приближает зрителя к народному пониманию изобразительного языка. Автору «…хотелось выразить самобытность, уникальность и особенность культуры и традиций своего народа», и «ничто так не сохраняет культуру как музыка, марийские песни стали основой для создания серии шести графических листов», как говорит молодая художница. Эта серия была отмечена на выставке «Большая Волга», произвела сильное впечатление на московских педагогов-кураторов. Другая ее серия посвящена Казани, где благодаря совмещенным под разными углами композиционным построениям акцентированы символичные образы города: «Зилант», «Кул Шариф», «На улице Баумана».
Фото №209253. Скоколова Мария "Кул Шариф"/"На Баумана" Фото №209271. Соколова Мария "Зилант" Андрей Семенов также обратился к образу Казани, но совсем в другом, необычном ракурсе. Его серия называется «По старым местам» и выполнена в двух вариантах: один углем, другой — в технике офорта. Заброшенные чердаки, порушенные крыши, откуда как старые оглобли торчат отслужившие свой век бревна, в этих умирающих развалинах еще можно обнаружить признаки былого пребывания людей. Но пока они живы, и автор хотел показать именно этот момент последних месяцев, а может часов жизни старых домов. «Мой выбор пал на эту тему в связи с тем, что она актуальна в наши дни для Казани. Множество уголков города лежит в руинах, когда основные улицы содержатся в лучших условиях. Меня вдохновил этот контраст, ведь многие из них вот-вот потеряют свою душу, и я хотел поймать момент, пока они еще „живут“» — рассказывает автор. Серия получилась очень эмоционально выразительной, вызывая щемящее чувство утраты старой живой архитектуры.
Фото №209277. Семёнов Андрей.Серия работ "По старым местам" То же трепетное отношение к старой архитектуре читаем в монохромной гуашевой серии «Дворы казанские» Ирины Зеленовой, о которых автор так тепло и поэтично отзывается: «Старые дворики, уродливые, кривые домишки, забавные, уютные и, к сожалению, уже непригодные для жизни. В них, в каждом есть своя неповторимая личность, будто это не строения, а живые существа…». Это настроение еще более выражено в цветной линогравюре «Казанский старичок», где, по сути, дан портрет архитектурного старожила, и видение художника, мыслящего всегда оригинально, имеющего свое интересное мнение по любому вопросу, претворяется здесь в полной мере. Состояние одиночества возникает от линогравюры «Собака», где контрастная силуэтность, подчеркнутая перспективность построения усиливают найденное художником эмоциональное звучание.
Фото №209331. Зеленова Ирина. серия работ "Дворы Казанские" Фото №209337. Зеленова Ирина. серия работ "Дворы Казанские" Фото №209373. Зеленова Ирина "Казанский старичок" Обращение к казанской теме находим и в серии «Казань» Эльвиры Замалетдиновой, выполненной гуашью и представляющей хорошо известные места города, где можно отметить тонкие цветовые переходы и классическое композиционное построение. Как отмечает автор, ей давно хотелось изобразить архитектуру старой Казани, что удалось воплотить в этой серии. Итак, тема жизни древнего города, его одушевлённых архитектурных обитателей — одна из востребованных, свидетельствующая о чутком, неравнодушном отношении молодых художников к наследию города, уходящему в его историю. Близкое, но иное звучание темы наследия можно услышать в работах других ребят.
Фото №209307. Замалетдинова Эльвира. Серия работ "Казань" Например, Надежда Степанова создала серию линогравюр «Город», где смелое оригинальное мышление контрастными пятнами дает одно из самых точных образных решений, рождает ощущение выпуклых, почти осязаемых и вместе с тем глубоко символичных образов города, погрузившегося в зимнюю морозную ночь.
Фото №209259. Степанова Надежда. Серия работ "Город" В другой сдержанно монохромной серии «Моя малая родина», выполненной соусом, Надежда демонстрирует то сокровенное и глубинное, «камерное и личное», как она сама говорит, что свойственно её серьёзной и цельной натуре. Приближаясь к стилистике сложившегося в советском искусстве «сурового стиля» 1960-х, художник через аскетичные и, казалось бы, ничем неприметные будни глубинки раскрывает особую поэтику близких ей мест-то, что всегда волновало наших русских мастеров. Она так объясняет свой выбор темы: «Есть понятие „Родина“. И есть „малая родина“ — это там, где ты вырос, отдыхал у бабушки всё лето, приезжал зимой. Там, где ты лучше всего себя чувствуешь». В нескольких словах-определениях поражает глубина понимания, прочувствованности темы. Так, например, читаем о том, «почему взята зима? Зима лаконична, графична, загадочна, снежна и сурова» — такова меткая, очень верная оценка художника-графика.
Фото №209397. Фрагмент экпозиции выставки "Молодая графика" Оригинальны офорты «Чебоксарская набережная» и «Парк» Николая Карпова, в которых молодой художник также обращается к теме родного города Чебоксары, однако решает её необычно, давая взгляд на современный город с точки зрения мастеров прошлых столетий. Тонко и изысканно, в духе петербургской графики мирискусников, он создает изумительные образы, демонстрирующие богатое воображение автора, его способность полностью отойти от реалий времени и погрузиться в элитный мир утонченного понимания искусства.
Фото №209313. Карпов Н.Р. "Парк", 2013 Тема духовного наследия звучит в серии «Интерьеры храмов» Руслана Каюмова, выполненной соусом, автор представляет впечатления от древних храмов Гороховца, где ребята были летом на пленэрной практике. Мощь и величие древних сводов храма зримо создают ощущение особой церковной архитектоники, роли светового освещения в пространстве храма. Руслан — один из студентов, чей значительный рост очевиден, важно отметить, что он сам очень сильно вырос именно в духовном плане, изменив первоначально совершенно расплывчатое, нечеткое понимание своего пребывания в институте на глубокое осознание и огромный интерес к профессии художника. Выбор столь серьезной темы он объясняет с удивительно глубинным пониманием: «Я выбрал эту тему, потому что меня заинтересовала тема духовности, веры. Церковь является тем местом, где люди собираются с молитвой и через неё устремляются к богу. Вера в бога — самая большая сила на земле. И церковные интерьеры православных храмов пронизаны силой, спокойствием, они приобщают человека ко всему высокому».
Фото №209385. Фрагмент экпозиции выставки "Молодая графика" Особая философия образов свойственна Ольге Яриковой, одной из самых чутких и восприимчивых студенток института. В отдельных линогравюрах «Многое хранит память» и «Дорога к небу» тема духовного наследия трактуется с точки зрения внутреннего совершенствования человека и дается максимально образно и ясно, лаконично и собирательно. Ольга интересно рассказывает об истории замысла этих графических работ, делает поразительно точные выводы, что говорит о постоянной внутренней работе автора.
Ярикова Ольга:
«Серия иллюстраций к поэме Ибсена «Пер Гюнт».
Последние несколько лет меня преследует тема Пера Гюнта: Я попала на балет «Пер Гюнт» в постановке Казанского театра оперы и балета, мне подарили книгу Ибсена, но наибольшее впечатление на меня произвела всего лишь песня малоизвестного автора Веры Матвеевой. Именно она сформировала мое целостное отношение к произведению и натолкнула на создание серии гравюр. Слова песни позволили мне понять уникальный образ Пуговичника, аналогов которого я не встречала больше ни в одном произведении искусства. Пуговичник встречается на пути человека, которому многое было дано, но который растратил все свои таланты, не оставив следа. Он не нужен ни аду, ни раю и его душе остается только стать пуговицей.
В балете меня тронул образ матери, которая делает все, чтобы Пер Гюнт избежал этой участи, но только непоколебимая любовь Сольвейг способна его спасти для вечной жизни.
В серии образы норвежской драмы орнаментированы элементами северного колорита и христианскими образами.
«Многое хранит память»
На первом курсе я побывала на пленэре в городе Яранск. Недалеко от нашего общежития стоял дом, моментально поразивший меня. Он был очень старый и скособоченный, а за ним росло старое дерево. Странно, что половина его была живая, зеленая, а другая половина по какой-то причине умерла. Дом тоже жив лишь частично. Кто-то, конечно, еще живет в нем, но не так полнокровно как раньше. Дом стареет, засыпает и во сне видит дни своего прошлого, полные жизни.
И у людей так же: жизнь, рвущаяся в будущее соседствует с бессмысленным существованием у которого нет продолжения.
Дорога к небу.
В работе я хотела выразить свои мысли о том, как много в себя вместила жизнь моей бабушки. Сколько событий она пережила и что никогда ей не было легко. Такова и жизнь любого человека: непрерывное преодоление бытовых трудностей, общенародных бедствий и преград на пути духовного развития. Хочется верить, что результатом является достижение духовных высот, делающее осмысленной жизнь человека».
Фото №209301. Ярикова Ольга "Много хранит память" В одной из самых значительных серий на выставке, где представлены иллюстрации Яриковой к поэме «Пер Гюнт» Г. Ибсена, мы читаем целостное отношение автора к этому произведению. Повествуя о том, как шел поиск решений серии, Ольга раскрывает образы, удивившие её: «…уникальный образ Пуговичника, аналогов которого не встречалось больше ни в одном произведении искусства: Пуговичник встречается на пути человека, которому многое было дано, но он растратил все свои таланты, не оставив следа. Он не нужен ни аду, ни раю, и его душе остается превратиться только в пуговицу». Сложнейшие композиции, полные аллегорических решений, совмещающие несколько временных действий воспринимаются ясно и динамично, и не кажутся перегруженными. Отметим выбранную оригинальную плоскостную манеру исполнения, в которой своеобразные резаные силуэты даны пластично и взаимосвязаны смысловой цепочкой. Большую роль здесь играет орнамент, где, как указывает автор, использованы «элементы северного колорита и христианские образы».
Фото №209379. Цыбисов Алексей. Серия работ "Старость", "Первый парень на деревне" Алексей Цыбисов, студент живописного факультета, реализуя свою увлеченность графическим искусством, склонность к детальному изучению натуры, многому учится у Григория Львовича. В его багаже уже немало удачных карандашных работ: серия «Деревянные окна Гороховца», лист «Трактор» и другие. На выставке им представлена серия «Старость», рассказывающая о жизни простых деревенских жителей, проживших полную трудностей жизнь, прошедших Великую Отечественную войну, но не растерявших те главные человеческие качества, которые позволяют им мудро, терпимо, с неизменным позитивом относиться к жизни, её проблемам. Эта серия близка по смыслу линогравюрам О.Яриковой, однако, художественный подход здесь иной. Внимательно прорабатывая каждый сантиметр листа, автор с детальной любовью создает мир российской глубинки, и хотя это конкретные образы, каждый россиянин увидит в них близкие и родные типы. Особенно хочется выделить лист «Первый парень на деревне», где с доброй иронией и с искренним обаянием дан образ старика, самозабвенно распевающего под свою гармошку, несмотря на преклонный возраст и почти детскую беззащитность; на его груди несколько крупных наград, свидетельствующих о его славном военном прошлом.
Другой ведущей темой стала тема семьи, детства. Сразу несколько серий на выставке посвящены этой теме, что знаменательно характеризует важность отношения ребят к этим вечным ценностям, значимым в жизни каждого человека.
Светлана Киямова, необычная студентка, прежде уже состоялась как ученый-микробиолог, кандидат биологических наук, успешный преподаватель Казанского химико-технологического университета, мама двух замечательных ребятишек, круто изменила свою судьбу, поступив на графический факультет института и тем самым воплотив свою давнюю мечту и нереализованный ранее потенциал художника. Результаты её обучения удивляют всех педагогов, это как раз тот случай, когда хороший интеллектуальный уровень в сочетании с явными творческими способностями стал благодатной почвой для появления быстрых и весомых художественных достижений студентки.
Особенно близка ей тема детства. Серия линогравюр «Детский мир», построенная объемно, представляет как бы взгляд самого ребенка на окружающий его мир и поражает высокой свободой техники исполнения. Очень образно описывает автор, как рождалась эта серия: «Серия „Детский мир“ — это и собственные впечатления детства, и мои наблюдения, уже как мамы. Хотелось изобразить особый мир маленького ребенка, огромный и интересный. Мир, в котором границы собственной кроватки или комнаты защищают от любых опасностей, надежней всякой крепости. Мир, в который все мы иногда мечтаем вернуться…».
Фото №209295. Киямова Светлана. Серия работ "Детский мир", "Друг" Фото №209289. Киямова Светлана. Серия работ "Детский мир" "В детской" Еще более свободно, легко, с детским озорством создала Светлана серию иллюстраций к рассказам М.Зощенко «Лёля и Минька», выполненную в смешанной технике с использованием туши, темперы и коллажа. Точно найденные детские образы, динамично сочиненные сюжетные композиции рассказов сопровождаются удачными текстовыми вставками в технике коллажа. Вот как она объясняет выбор литературного произведения: «На мой взгляд, графика более всего подходит для оформления юмористических произведений, когда живой линией или контрастным усилением можно подчеркнуть важные детали, утрировать пропорции или позу персонажа, чтобы сделать его более выразительным. Трогательные и смешные рассказы о Лёле и Миньке — одни из самых любимых мной с детства. Именно поэтому мне захотелось представить эти истории как бы глазами ребенка, наспех записавшего все события на полях чернильной ручкой».
Фото №209325. Киямова Светлана "Крыши" Камерность, робость и одновременно светлая цельность натуры Любови Егоровой гармонично созвучна выбранной теме «Семья», выполненной в очень близкой ей технике пастели. Мягкость материала, его текучесть и теплая пластичность рождает в руках автора лиричный строй общей в четырех листах композиции, «…где каждый, занимаясь своим делом, составляет единое целое — семью. Если соединить четыре листа, то получается, что все члены семьи объединены за круглым столом, эта главная задумка моей композиции», — говорит автор. Идея объединения читается глубоко символично: члены этой семьи близки не только родственными узами, но и духовными.
Фото №209343. Егорова Любовь. Серия работ "Семья" Алсу Мусавирова также обращается к этой теме, назвав свою серию линогравюр «Родительский дом», где вновь используется идея единого композиционного построения в четырех листах, только здесь автор выстраивает общее панорамное изображение, при этом каждый лист может рассматриваться как самостоятельное законченное произведение. С внимательной детальностью к любимым предметам, с желанием всё запомнить выстраивает автор этот зрительный ряд, и создаётся яркий живой образ, несущий лёгкий оттенок ностальгии. «Самое важное в жизни — это семья, твои родители. В родительский дом я приезжаю только на каникулах. И чтобы не забыть ни одну деталь, ни одно воспоминание, я решила перенести свои впечатления на бумагу» — говорит Алсу. Другая серия «Мастерская», выполненная ею, представляет особую атмосферу места, ставшего родным домом молодым художникам, поскольку «целый день мы проводим в своей мастерской, создавая что-то новое», работая творчески.
Фото №209355. Мусавирова Алсу. Серия работ "Родительский дом" Фото №209361. Мусавирова Алсу. Серия работ "Родительский дом" На фоне главных тем выставки необычной тематически и художественно выглядит серия Анастасии Бронниковой «Из зала суда», выполненная сродни техникам комиксов гелиевой ручкой и цветными карандашами. «Прошлым летом я работала судебным рисовальщиком, зарисовывала судебные заседания для одной из электронных газет Татарстана — рассказывает Анастасия. — У меня накопилось много набросков с натуры, и на их основе я решила создать эту серию работ». Сочетание стилистики комикса и изобразительного наива с текстовыми вставками, с подробнейшей прорисовкой всех персонажей и деталей неожиданно дало своеобразное индивидуальное образное решение.
Фото №209283. Бронникова Анастасия. Серия работ "Из зала суда" Еще одна редкая тема взята студенткой живописного факультета Станиславой Кудряшовой и посвящена цирку, это серия линогравюр «Cirque du Soleil». Занимаясь у Григория Львовича еще в Казанском художественном училище, девушка захотела продолжить работу со своим наставником и поработать в графическом материале, результатом этого стала одна из самых удачных серий выставки. Ясность мышления и внутренняя организованность, собранность отличают эту способную студентку. Оценив пластичность техники линогравюры, она решила соединить это свойство техники с пластичностью образов гимнастов знаменитого цирка, создав органичные выразительные композиции в виде круга цирковой арены.
Фото №209349. Кудряшова Станислава. серия работ "Cirque du SoleII" В последние годы в Казани проходит много выставок, все они очень разные, но не все из них оставляют след в памяти. Несомненно, эта выставка заявляет о себе ярко и полновесно в мире искусства, открывая, по сути, новый этап развития казанской графики, благодаря приливу в ее ряды новых талантов. Кроме того, она свидетельствует об успешном развитии художественного вуза в Казани, единственного в России филиала Московского художественного института, продолжающего его традиции и основанного на сложившейся системе образования знаменитой Казанской художественной школы.
Лобашева И.Ф. — кандидат искусствоведения,
доцент филиала МГАХИ им. В. И. Сурикова в Казани,
преподаватель истории искусства
Фото: А. Титов, Е. Сунгатова