С 14 июня по 16 сентября 2018 года посетители Центра "Эрмитаж-Казань" имеют возможность посетить экспозицию, прибывшей из Москвы выставки "Передвижники: 1871-1902. Из собрания Третьяковской галереи".







Государственная Третьяковская галерея обладает одним из самых крупных в мире собраний русского изобразительного искусства. Основателем Третьяковской галереи, купцом, меценатом и коллекционером произведений русского изобразительного искусства Павлом Михайловичем Третьяковым (1831-1898), была собрана большая коллекция произведений художников, вошедших в "Товарищество передвижных художественных выставок" (1870-1923). Приобретая работы передвижников, делая заказы на написание ими картин, Третьяков П. М. поддерживал талантливых мастеров морально и материально.
Выставка представляет собой часть постоянной экспозиции Третьяковской галереи (27 работ) и 30 картин из запасников галереи. В Центре "Эрмитаж-Казань" представлено 57 произведений 30 ведущих художников, входивших в разное время в ТПХВ. Формируя выставку для казанского зрителя, сотрудники Третьяковской галереи внесли изюминку в проект. В экспозиции экспонируется несколько работ, которые уже побывали в Казани на выставке передвижников в 1874 году. Эти работы выделены в экспозиции коралловым цветом - «Ремонтные работы на железной дороге» Константина Савицкого, «В 1812 году» Иллариона Прянишникова и «Пасечник» Ивана Крамского. "Первые три раздела выставки посвящены реалистическим поискам передвижников в 1870–1890-е годы и отражают их интерес к разным темам и сюжетам. Четвертый и пятый разделы связаны с поисками выхода из реалистического мировосприятия через пленэр к импрессионизму и модерну" (Юденкова Т.В.).
О передвижничестве
- За весь период существования ТПХВ художниками было проведено 47 передвижных выставок. Первая выставка, открывшаяся в Петербурге в 1871 году, в два последующих месяца побывала в Москве, Киеве и Харькове и везде имела успех. Картины продавались, художники получали гонорар и отчисляли 5% товариществу на общие нужды.
- В разное время в ТПХВ входили: И.Е. Репин, В.И. Суриков, И.Н. Крамской, В.Г. Перов, Н.Н. Ге, Г.Г. Мясоедов, М.М. Антокольский, В.В. Верещагин, А.М. Васнецов, В.М. Васнецов, А.К. Саврасов, В.Д. Поленов, А.И. Куинджи, И.И. Левитан, И.И. Шишкин, Вал.А. Серов. Передвижные выставки знакомили жителей столицы и провинции с творчеством этих художников.
- Самымраспространеннымжанромнавыставкахбылабытоваяживопись (картиныРепина, Перова, Мясоедова); историческаяживописьбылапредставленаработамиСуриковаиГе; батальныекартиныписалВерещагин; вжанрепортретаработалиКрамской, РепиниПеров. Вобъединениевходилонесколькохудожников, работающихвпейзажномжанре, — Саврасов, Шишкин, Поленов, Левитан.

Куратор проекта "Передвижники: 1871-1902. Из собрания Третьяковской галереи", заведующая отделом живописи 2-ой половины XIX - нач. ХХ века Государственной Третьяковской галереи, доктор искусствоведения Татьяна Витальевна Юденкова на открытии выставки отметила:
"... Это Альфа и Омега русского искусства. Из искусства передвижников, из искусства русского реализма выросли все дальнейшие течения. Без искусства передвижников не было бы искусства Серебряного века, не было бы авангарда, декоративного искусства XX века, не было бы искусства XXI века. Они явились прародителями всего того что было создано позже. Сегодня открывается второе дыхание, второе зрение. Мы видим в искусстве передвижников нечто иное, чем видели в нем наши предшественники. Мы ценим искусство, видим в нем какую-то философию, переклички с европейским искусством, переклички с русской литературой, потому что это искусство создавалось параллельно с великими произведениями Льва Толстого, Федора Достоевского. Художники создавали свои работы, слушая великолепную музыку Петра Чайковского, Модеста Мусоргского, Людвига Бетховена, Иоганна Баха. Они были чрезвычайно образованными и музыкальными. Многие из них владели игрой на музыкальных инструментах...".























