С 25 мая по 24 июня 2018 года в Национальной художественной галерее "Хазинэ" работает выставка проекта "Московские казанцы" - "Вера Вильковиская (1890-1944). Живопись. Графика".




25 мая состоялось торжественное открытие совместной выставки Государственного музея изобразительных искусств Республики Татарстан (Казань) и Галеев-Галереи (Москва). На церемонии открытия присутствовали: директор ГМИИ РТ Розалия Нургалеева, директор московской галереи Ильдар Галеев, внучатая племянница художницы Наталия Вильковиская, куратор выставки, кандидат искусствоведения Ольга Улемнова и др.







Этой выставкой был открыт новый проект 2018 года ГМИИ РТ "Московские казанцы", который в течение 2018 года познакомит казанских зрителей с творчеством ведущих художников 1920-х годов, чья творческая жизнь тесно связана с нашим городом и Москвой.

Вера Эммануиловна Вильковиская - художник, график, ксилограф - яркий представитель художественного сообщества того времени. Вера Вильковиская обучалась в Казанской Художественной школе во время, когда там преподавала плеяда интересных молодых художников, замечательных преподавателей: Николай Иванович Фешин (1881-1955), Павел Петрович Беньков (1879-1949), Петр Сергеевич Евстафиев (1880-1958), Прокофий Васильевич Дзюбанов (1874-1951).
В 1925 году прошла единственная персональная выставка Веры Эммануиловны. В подготовленном к выставке каталоге с предисловием Петра Максимилиановича Дульского, хранителя художественного отделения Центрального Музея Татарской Советской Социалистической Республики, была напечатана автобиография художницы. Там она рассказала о влиянии педагогов КХУ на ее становление как художника. В частности, умением рисовать, Вера Вильковиская обязана Петру Сергеевичу Евстафиеву «прекрасному педагогу, умевшему увлечь своих учеников выбором модели и уяснением задач, выдвигаемых им на первый план: свет и цвет» (из автобиографии).


В 1920-е годы Вера Вильковиская была участницей казанского объединения художников «Всадник», собравшего в своих рядах графиков, заявивших о развитии гравюры, как самостоятельного искусства. 20-е годы в творческой судьбе художницы считаются наиболее плодотворными. Она приняла участие в следующих выставках: «Гравюра СССР за 10 лет» (Москва, 1927), «Русская ксилография за 10 лет» (Ленинград, 1927), «Художественный экслибрис (1917—1927)» (Ленинград, 1928), «Цветная ксилография, её приемы и возможности» (Москва, 1929) и др. Об уровне ее работ говорит тот факт, что все18 работ, представленные Верой Вильковиской на выставку «Русская ксилография за 10 лет» в Государственном Русском музее Ленинграда, были им приобретены.


Сложные жизненные обстоятельства, такие как, болезнь тифом, увольнение с работы сестры "врага народа", которой она стала в 1937 году. Возвращение в Казань, война, голод и как следствие дистрофия, приведшая к смерти в 1944 году, не дали вполне раскрыться всем талантам Веры Эммануиловны. Богатый фамильный архив Веры Вильковиской, сохранившееся благодаря усилиям семьи: картины, наброски и рисунки, уникальные оттиски, фотографии - был отреставрирован. В 2017 году прошла выставка В. Вильковиской в Галеев-Галерее (Москва), 25 мая 2018 года открыта выставка в Казани.