14 ноября 2013 года в Национальной художественной галерее «Хазинэ» состоялась презентация альбома «Шамиль Шайдуллин. Живопись. Графика».
Фото №185564. Art16.ru Photo archive Начальник отдела МК РТ развития музейного дела в РТ Дамир Данилович Натфуллин на презентации альбома сообщил, что решение об издании альбома было принято Министерством культуры Республики Татарстан 4 года назад, в 2009 году.
Фото №185521. Art16.ru Photo archive Альбом подготовлен для печати издательством «Заман». Автор текстов альбома Розалина Гумеровна Шагеева, искусствовед, заслуженный деятель искусств РТ. В альбоме содержание изложено на трех языках: русском, татарском, английском. Переведено на английский язык А. В. Сахаровым.
Фото №185558. Art16.ru Photo archive Наряду с музейными работниками и сотрудниками издательства художник принимал в разработке фолианта непосредственное участие (разработал обложку, занимался структурированием и содержания и версткой и пр.).
Альбом представляет собой ретроспективу творчества художника — живописца, вошедшего в историю развития изобразительного искусства Татарстана. В него вошли наиболее значимые живописные и графические произведения Шамиля Шайдуллина из собраний Государственного музея изобразительных искусств РТ, Фонда поддержки и развития культуры при Президенте РТ, Национальной библиотеки РТ, Национального культурного центра.
Фото №185527. Art16.ru Photo archive Летом этого года альбом был подписан в печать. И сегодня все гости презентации получили в подарок с автографом автора эту замечательную книгу: Шамиль Шайдуллин. Живопись. Графика: Альбом. — Казань: Заман, 2013. — 352 с.: ил.
Фото №185600. Art16.ru Photo archive Презентация проходила в зале галереи «Хазинэ», в котором на стене экспонировалась выставка одного произведения Ш. Шайдуллина. «Любовь и вечность».
— Среди белых стен только одно произведение. Оно позволяет нам сконцентрироваться на душе художника, на его связи с мирозданием — заметила в своем выступлении Розалия Нургалеева, директор Государственного музея изобразительных искусств РТ. Она побывала в мастерской художника и уверяет, что у Шайдуллина там именно так: светлый пол, белые стены и мольберт с картиной.
Фото №185607. Art16.ru Photo archive Ренат Харис, народный поэт Татарстана в своем выступлении отметил:
— Замечательно, когда к альбому прикасается рука поэтически мыслящего человека, как Розалина Шагеева. Альбом приобретает иной смысл, расширяется и становится не просто альбомом, а показателем миропонимания художника. Бегло просмотрев альбом, скажу, что во всём творчестве Шамиля Шайдуллина удивительное сочетание восточной философии и западной философии.
Фото №185594. Art16.ru Photo archive О левой стороне триптиха «Любовь и вечность» Ренат Магсумович заметил, что «мусульманин так написать не может. Это ж библейский сюжет». И привел строки православного поэта Василия Фёдорова, рассуждающего о красоте женщины.
О, женщина, краса земная,
Родня по линии прямой
Той, первой, изгнанной из рая,
Ты носишь рай в себе самой!
…
Мы любим по земным законам,
И соблазняешь ты меня
Не яблочком одним, зеленым,
А сразу спелыми двумя. (Василий Федоров)
Постепенно переходим к центральной части триптиха и к восточному пониманию.
Читайте Рудаки, других восточных поэтов. У любви всегда есть, и глаза, и уши.
Мы часто встречаем в альбоме Шайдуллина и в других произведениях сочетание восточного и западного, христианского и мусульманского. Это сочетание делает творчество Шайдуллина привлекательным и интересным.
Фото №185570. Art16.ru Photo archive Искусствовед Розалина Гумеровна Шагеева о творчестве Шамиля Муртазовича говорила долго и проникновенно. Творчество Ш.Шайдуллина, по мнению Р.Шагеевой, — «воплощение яркого, пламенного искусства», «сплошная энергетическая линия».
Она уверила слушателей, что найти в Татарстане такого второго художника очень трудно. Что Шайдуллин человек широкой души и кругозора. В его творчестве сильно и обобщение, и образность, и метафоричность.
Фото №185649. Art16.ru Photo archive Художник Виктор Тимофеев, с Шайдуллиным знаком давно. Он рад, что у Шамиля появился альбом, достойный его живописи. Виктор Евгеньевич отметил, что книга начинается эпиграфом «Всё во мне и я во всем…» (Фёдор Тютчев). Это о многом говорит.
— Я никогда работы Шамиля в таком объеме не видел. Видел на выставках его большие, работы, маленькие, всякие — рассуждает Тимофеев, — а когда произведения собраны в одном альбоме, видно, что художник, человек глубоко образованный. Шайдуллин начал писать давно. Писал, когда приветствовалось, и когда не приветствовалось, и даже теперь, когда от этого стали уставать, Шамиль не отступает от всего этого. У него очень много глубоких вещей, философских. Очень тяжело делать такие вещи. Это же не картины для квартирного интерьера, они же тревожные, общественные, те которые нужно смотреть в галереях и музеях. Шамиль, человек достаточно сложный, как и должен быть художник. Он живописец до мозга костей!
Фото №185613. Art16.ru Photo archive Художник Фарида Хасьянова в своей речи сказала, что если бы такой мастер, как Шайдуллин " жил во Франции, Англии, Америке, там уже давно бы говорило о нем «великий художник». А мы почему-то стесняемся слово «великий» произнести».
— Мне кажется, что Шамиль, будучи сыном своего народа, занял почетное место, которое у нас в свое время занимал Харис Абдрахманович Якупов. Потом эстафетная палочка перешла в руки Ильдара Зарипова. Они ушли. Сегодня их место достойно занимает Шамиль Шайдуллин…. Шамиль, обожаю твое искусство и тебя как прекрасного мыслящего человека. Я горжусь, что у моего народа есть такой талантливый, настоящий «полковник», «маршал» живописи. Молодец!
Фото №185643. Art16.ru Photo archive Сабирзянов Гумер Салихович, ответственный редактор Татарской энциклопедии заметил, что в последнем томе энциклопедии будет статья о Ш.Шайдуллине.
— Раздел об изобразительном искусстве получается ударным, — сказал Сабирзянов — там такое содружество художников (Фешин, Фаттахов, Якупов, Шайдуллин, Хасьянова и др.).
Фото №185655. Art16.ru Photo archive Фото №185697. Art16.ru Photo archive Фото №185703. Art16.ru Photo archive После презентации я задала художнику пару вопросов.
— На Ваших полотнах много поэтических образов, чувствуется мелодика слова. Ваш любимый поэт?
Ш.Ш.:
— В упрощенном варианте, я консерватор, поэтому Пушкин, Высоцкий, Есенин, Маяковский. У меня вкус неопределенный. Я люблю то, что мне нравится.
— Помогает ли их творчество Вам в работе. Есть ли у Вас картины, написанные по какому-либо поэтическому произведению?
Ш. Ш.:
— Конкретно, нет. Мои любимые поэты всегда передо мной. Поэзия у меня в душе. В сознание она так впиталась, что всегда при мне.
Когда работаю, Владимира Высоцкого очень люблю послушать. Он очень напрягает. Не знаю кого как, а меня будь здоров! Его стихи мне нравятся особенно, когда он сам их читает. Это потрясающе. Я просто выключаю запись, и она дает мне такой мощный заряд энергии. Даже если лежишь, то встаешь и начинаешь работать.
Нравится ему и философская лирика Сергея Есенина.
Слушая своих любимых авторов, Шамиль Муртазович работает, и из-под его кисти выходят шедевры, ничем не связанные по сюжету с любимыми произведениями. Более того, Ш.Шайдуллин рассказывает, что «может нечто светлое, воспринимая в это время нечто тяжелое».
— Для творческого посыла, мне обязательно нужен стресс. Мне сделали так больно, что хочется не так чтобы разозлиться, а просто прийти и вылить не то что боль, а очищение какое-то от боли.
— Шамиль Муртазович, Вы образы вынашиваете, перед тем как написать, или садитесь и пишите?
Ш.Ш.:
— Это настолько непредсказуемая вещь, в основном. Иногда бьешься годами. «Сююбмбике» , например, была задумана, вы мне не поверите, в 1975 году. Я заканчивал академию, думал о «Сабантуе». Писал «Сабантуй». А в голове — «Сююмбике». Я знал, что ее нужно когда-то сделать, но как? Я еще школяр, меня «выпинули» из академии, в смысле, закончил, вышел. Какое там мастерство, просто умение рисовать. Я чувствую, не готов. Десять лет проходит, не готов. «Почеркушки» берусь делать, не идут. Трудно, 20–30 лет она шла. А написал я ее буквально за полгода. Вот эту огромную махину.
Получилось так, что в июне месяце у меня мама умерла. Этот стресс: похороны, родственники, друзья… На третий день я пошел в мастерскую, закрылся. У меня был натянут холст. Сразу начал работать. Огромное внутреннее напряжение. На картине мощная, взрывная динамика, потому что я был настолько переполнен энергетикой, в это трудно поверить, наверное. Весь перепачкан, брызги краски в разные стороны. Закончил я среднюю часть триптиха меньше чем за полгода.
Только я закончил, у меня сестра умерла. Я написал центр в промежутке между двумя смертями двух близких мне людей и потом все. Боковые части триптиха писать нет сил.
Много времени прошло, лет 10, прежде чем я боковые части написал. Закончил я их только в этом году.
Серьезные произведения быстро не напишешь. Сам процесс написания может быть быстрым, а сама вещь должна созреть, во все ткани проникнуть, как бактерия въесться в тебя.
А иногда быстро в мастерской пришла в голову идея тут
же начинаю воплощать.
— Связаны ли вы с театром?
Ш.Ш.:
— Почему Вы так спросили?
— Я Ваш альбом немного полистала. Многие картины напоминают работы театральных художников.
— Знаете, почему так происходит? Из-за того, что композиции симметричные и есть некая кулисность, поэтому возникает ощущение театральности. Если Вы помните, у Леонардо да Винчи «Тайная вечеря» — абсолютная симметричное произведение. И я для себя выбрал симметрию в композиции, потому что в симметрии больше истины. Все остальное несколько побочно. Оно должно быть, но побочно. В симметрии больше центробежной силы.
А вообще я театрал. Я учился в КХУ на театральном отделении. Когда я его заканчивал, взял дипломную работу спектакль «Бой с тенью» по пьесе советского драматурга Валерия Тура. Современный спектакль о геологах. У меня было разработано 25 сцен по этому спектаклю, наибольшее число сцен среди сокурсников, поэтому мне пятерку поставили, сказав, что все гениально. Игорь Германович Ингвар из Качаловского театра тогда сказал: «Настолько здорово, Шамиль, ты все сделал, ты талантливый режиссер. Единственное, что у тебя нет, места, где окурок бросить».
Уже в Ленинградском институте живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина Александр Изральевич Сегал приглашал меня в свою мастерскую. «Закончишь, театральным художником вот таким будешь.». При встрече меня все спрашивал: «Ну как, Шамиль, надумал?». Я ему: «Нет, Александр Изральевич». И так несколько раз. Распределение заканчивается, он опять интересуется мною принятым решением. «Вы знаете, Александр Израильевич, мне так трудно. Но я никак не могу дальше пойти по театральному делу. Я выбрал Евсея Евсеевича Моисеенко» — отвечаю я. «Да, к нему попасть очень сложно. Но если не попадешь, в любое время моя мастерская для тебя открыта» — предложил Сегал А.И.
Мне всю жизнь везло с хорошими людьми и привезло.
Я не ожидал сам, что каталог у меня будет. Да какой такой, хоть тонюсенький. За всю жизнь столько выставок проводил, ни одного буклета не было. И за весь период 2–3 афиши. Я этому никогда значения не придавал. А этот на меня как с неба свалился.