4 сентября 2013 года в Национальной художественной галерее «Хазинэ» открылась выставка «Эстетический подход и творческое мышление в современной турецкой живописи» организованная Центральным банком Турции.
![Фото №173983. Art16.ru Photo archive](http://art16.ru/gallery2/d/173985-9/dsc00301.jpg)
![Фото №174007. Art16.ru Photo archive](http://art16.ru/gallery2/d/174009-8/dsc00321.jpg)
![Фото №173971. Art16.ru Photo archive](http://art16.ru/gallery2/d/173973-8/dsc00298.jpg)
![Фото №174019. Art16.ru Photo archive](http://art16.ru/gallery2/d/174021-9/dsc00338.jpg)
Перед её открытием состоялась пресс-конференция в которой приняли участие: заместитель Председателя Центрального Банка Республики Турция г-н Нетжати Шахин, куратор выставки, председатель Департамента живописи Факультета изобразительных искусств Университета Девятое сентября, профессор Мюмтаз Саглам и директор ГМИИ РТ Нургалеева Розалия Миргалимовна.
![Фото №174001. Art16.ru Photo archive](http://art16.ru/gallery2/d/174003-9/dsc00313.jpg)
Г-н Нетжати Шахин поблагодарил директора ГМИИ РТ Розалию Нургалееву и сотрудников НХГ «Хазинэ» за возможность показать произведения из коллекции Центрального Банка Республики Турция.
![Фото №174121. Art16.ru Photo archive](http://art16.ru/gallery2/d/174123-8/dsc00391.jpg)
![Фото №174151. Art16.ru Photo archive](http://art16.ru/gallery2/d/174153-8/dsc00404.jpg)
![Фото №174169. Art16.ru Photo archive](http://art16.ru/gallery2/d/174171-9/dsc00412.jpg)
Центробанк Турции является крупнейшим коллекционером национального искусства страны. Выставка в Казани насчитывает 60 полотен 35 лучших художников Турции. Это малая толика от общего числа произведений изобразительного искусства, хранящихся в фондах Центробанка. Всего в Центробанке Турции 800 полотен, стоимость которых Мюмтаз Саглам, куратор выставки затруднился определить. Для искусствоведа все произведения бесценны. Заместитель Председателя Центрального Банка Республики Турция г-н Нетжати Шахин приблизительно оценил коллекцию в 10 млн. дол.
![Фото №174187. Art16.ru Photo archive](http://art16.ru/gallery2/d/174189-8/dsc00430.jpg)
![Фото №174175. Art16.ru Photo archive](http://art16.ru/gallery2/d/174177-8/dsc00422.jpg)
![Фото №174247. Art16.ru Photo archive](http://art16.ru/gallery2/d/174249-9/dsc00526-dsc00528.jpg)
Организацией выставок Центробанка Турции занимается специальное подразделение банка, представители которого присутствовали на открытии выставки в «Хазинэ». Также на открытии присутствовали: Сабри Тунч Ангылы, Генеральный консул Турции в Казани; Римма Атласовна Ратникова, заместитель председателя Госсовета РТ, председатель союза журналистов РТ; Айрат Миннемулович Сибагатуллин, министр культуры Республики Татарстан.
![Фото №174217. Art16.ru Photo archive](http://art16.ru/gallery2/d/174219-9/dsc00470.jpg)
Заместитель Председателя Центрального Банка Республики Турция г-н Нетжати Шахин рассказал присутствующим, что банк занимается собирательством произведений искусств с 1930 года. Картины хранятся в центральном офисе банка в Акаре. В планах Центробанка открытие галереи.
![Фото №174205. Art16.ru Photo archive](http://art16.ru/gallery2/d/174207-8/dsc00452.jpg)
![Фото №174193. Art16.ru Photo archive](http://art16.ru/gallery2/d/174195-8/dsc00434.jpg)
![Фото №174229. Art16.ru Photo archive](http://art16.ru/gallery2/d/174231-9/dsc00495.jpg)
![Фото №174145. Art16.ru Photo archive](http://art16.ru/gallery2/d/174145-2/dsc00399.jpg)
![Фото №174223. Art16.ru Photo archive](http://art16.ru/gallery2/d/174225-9/dsc00474.jpg)
С 2007 года в рамках программы, направленной на популяризацию турецкого искусства, помимо выставок в Турции, Центробанк организует 1-2 выставки в год в разных иностранных государствах. Выставки прошли в Германии, Японии, Америке, на Кипре, Испании, Чили, Голландии, Австрии, Люксембурге, в Боснии-Герцеговине, Болгарии, Албании.
После выставки в Казани выставку увидят жители Башкирии.
В коллекции представлено 4 периода развития изобразительного искусства Турции и выставлены самые лучшие работы лучших художников Турции.
1 зал
Период 1900-1950 гг. Импрессионистская эмоция: Новая направленность картины, сосредоточивающиеся на поверхности.
![Фото №174127. ХИКМЕТ ОНАТ. Рыбацкие ЛОДКИ](http://art16.ru/gallery2/d/174129-9/dsc00392.jpg)
Импрессионизм турецкого типа представляют: Халил Паша, Хикмет Онат, Ибрахим Чаллы и др.
Самая ранняя работа, экспонируемая на выставке, находится в этом зале (Халил Паша (1852-1939). Парусники в Египте. Картон, масло, 1925 г.).
![Фото №174025. ХАЛИЛЬ ПАША. ПАРУСНИКИ В ЕГИПТЕ](http://art16.ru/gallery2/d/174027-9/dsc00340.jpg)
Мы можем отметить, что на начальном этапе развития изобразительного искусства Турции господствует пейзаж, причем тема моря самая любимая и распространенная. Также присутствует архитектурный пейзаж.
![Фото №174163. АХМЕТ ДОГУЭР. ФОНТАН ГЁКСУ](http://art16.ru/gallery2/d/174163-3/dsc00408.jpg)
![Фото №174133. ДЖЕВАТ ЭРКУЛ. ПРИЧАЛ БЕЙЛЕБЕЙИ](http://art16.ru/gallery2/d/174133-3/dsc00394.jpg)
![Фото №174157. АЛИ РЫЗА БАЕЗИТ. ПЕЙЗАЖ, ХЕЙБЕЛИАДА, БЕЗ ДАТЫ](http://art16.ru/gallery2/d/174159-9/dsc00405.jpg)
![Фото №174139. Хикмет ОНАТ. Утро на берегу Ускюдара](http://art16.ru/gallery2/d/174141-9/dsc00396.jpg)
2 зал
Период 1950-1970 гг. Структурное преобразование: Абстракционизм и ориентация на абстрагирование.
В этом зале наблюдаем в работах за новыми тенденциями, навеянными XX столетием. Произведения выполнены в разнообразной технике (масло, гуашь, акварель).
![Фото №174049. ФИКРЕТ МУАЛЬЛЯ. БЕЗ НАЗВАНИЯ](http://art16.ru/gallery2/d/174049-3/dsc00357.jpg)
![Фото №174079. МЮБИН ОРХОН/ БП НАЗВАНИЯ](http://art16.ru/gallery2/d/174079-3/dsc00375.jpg)
![Фото №174085. МЮБИН ОРХОН. БЕЗ НАЗВАНИЯ](http://art16.ru/gallery2/d/174085-3/dsc00377.jpg)
![Фото №174061. НЕЖАД ДЕВРИМ. ШАРТР](http://art16.ru/gallery2/d/174061-3/dsc00369.jpg)
![Фото №174067. ЗЕКИ ФАИК ИЗEP. ВОСХИЩЕНИЕ ЗАПАДА ВЕЛИКИМИ МИНИАТЮРАМИ ГЕРАТА](http://art16.ru/gallery2/d/174069-8/dsc00371.jpg)
Представители: Селим Туран, Нежад Деврим, Зеки Фаик Изер и Сабри Беркель, Нуруллах Берк, Мюбин Орхон.
![Фото №173965. ФИКРЕТ МУАЛЬЛЯ. НАТЮРМОРТ](http://art16.ru/gallery2/d/173967-9/dsc00296.jpg)
3 зал
Период 1970-2000 гг. Вероятности изменения в фигуративной живописи: идентичность и отличия.
Характеризуется сложным концептуальным содержанием, требующим расшифровки. Здесь заметно влияние европейского искусства на искусство Турции. Мы видим разные по содержанию и изобразительным элементам композиции.
![Фото №174097. ЮКСЕЛЬ АРСЛАН. ВЛИЯНИЯ “ARTURE" 272](http://art16.ru/gallery2/d/174097-3/dsc00382.jpg)
![Фото №174103. ЮКСЕЛЬ АРСЛАН. ВЛИЯНИЯ “ARTURE” 258](http://art16.ru/gallery2/d/174103-3/dsc00383.jpg)
![Фото №173923. ЭРГИН ИНАН. СИДЯЩАЯ ФИГУРА / ПСИХИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ](http://art16.ru/gallery2/d/173925-9/dsc00278.jpg)
Представители: Мехмет Гюлерьюзь, Комет (Гюркан Джошкун), Аляэттин Аксой, Юксель Арслан.
![Фото №173947. АЛЯЭТТИН АКСОЙ. ОШИБКА ПИЛОТАЖА](http://art16.ru/gallery2/d/173947-3/dsc00290.jpg)
![Фото №173941. МЕХМЕТ ГЮЛЕРЬЮЗ. СЕМЬЯ](http://art16.ru/gallery2/d/173941-3/dsc00288.jpg)
4 зал
Период 200-е гг. Независимые поиски: Приоритет актуального и нового.
По поводу современного искусства часто возникают вопросы, на которые трудно найти ответы.
![Фото №173953. ТУРАН ЭРОЛ. ПЛЯЖ КАРАИНДЖИР](http://art16.ru/gallery2/d/173955-9/dsc00292.jpg)
![Фото №173959. ТУРАН ЭРОЛ. ПЕЙЗАЖ, ДЕРЕВЬЯ](http://art16.ru/gallery2/d/173961-9/dsc00294.jpg)
Представители: Эрол Акъяваш, Бурхан Доганчай, Омер Улуч, Адан Чокер.
![Фото №174037. Art16.ru Photo archive](http://art16.ru/gallery2/d/174039-8/dsc00351.jpg)
![Фото №174043. БУРХАН ДОГАНЧАЙ. БЕЗ НАЗВАНИЯ,БЕЗ ДАТЫ](http://art16.ru/gallery2/d/174045-8/dsc00352.jpg)
![Фото №173929. АДЕМ ГЕНЧ, ПОЧЕМУ ВЕЩИ ТАКИЕ. КАКИЕ ЕСТЬ](http://art16.ru/gallery2/d/173929-3/dsc00281.jpg)
В этом зале размещены две работы художниц: Элиф Аятер (Elif Ayiter) и Сельмы Гюбюз (Selmy Gurbuz). Сразу возник вопрос о месте женщин художниц в Турции. Почему только две работы?
![Фото №174241. Art16.ru Photo archive](http://art16.ru/gallery2/d/174243-9/dsc00523.jpg)
Куратор выставки, председатель Департамента живописи Факультета изобразительных искусств Университета Девятое сентября, профессор г-н Мюмтаз Саглам разъяснил ситуацию. Он с удивлением отметил этот факт и назвал его случайностью. В Турции много женщин-художниц. " Каждый третий из четырех художников - женщина. На факультете искусств среди студентов девушек большинство (три девушки из 4 студентов)» - заметил он.
![Фото №173935. ЭЛИФ АЙИТЕР. БЕЗ НАЗВАНИЯ](http://art16.ru/gallery2/d/173937-9/dsc00284.jpg)