C 14 марта 2013 года в Национальной художественной галерее «Хазинэ» работает персональная выставка Фариды Хасьяновой «Моя сказочная страна». На выставке представлены графика и живопись мастера.



Фарида Шагимардановна Хасьянова — график, живописец, член Союза художников России (2000), народный художник Республики Татарстан (2008), заслуженный деятель искусств РТ (1999), лауреат премии им. Б. Урманче (1999).


В 2004 году Российским Союзом Исторических городов и регионов за особые заслуги в деле сохранения и приумножения




В декабре 2008 года в НХГ «Хазинэ» проходила юбилейная выставка Ф.Хасьяновой «Волшебный мир сказки».


Ретроспективная, юбилейная выставка художницы 2013 года «Моя сказочная страна» получилась шире по охвату и насчитывает 120 работ, имеется в виду 120 планшетов. На одном планшете расположено иногда по 4–5 иллюстраций.





Фарида Хасьянова работает в станковой и прикладной графике, живописи (портрет, натюрморт), в области фольклорного и концертного национального костюма, художественного дизайна и оформления интерьера, художественного оформления татарской книги.




Для многих пришедших на открытие выставки творчество Фариды Хасьяновой ассоциируется, в первую очередь, с книжной графикой. Не одно поколение детей выросло на книгах, проиллюстрированных Фаридой Шагимардановной. Ею художественно оформлены: «Буквари», «Азбуки», учебники, книги сказок и стихов для детей.



За серию иллюстраций к татарской народной сказке «Ак буре» («Белый волк») в феврале 1999 года Фарида Хасьянова удостоена премии МК РТ им. Баки Урманче.





Книга «Татарские народные сказки» (2004–2007) в оформлении


Основную часть экспозиции составляют книжные иллюстрации. Однако знакомство с творчеством Ф. Хасьяновой начинается с зала, в котором экспонируются ее живописные работы. И это можно расценивать, как заявление художницы о своих намерениях.

Перед открытием выставки я побывала в мастерской художницы, где состоялась наша беседа, в которой Фарида Шагимардановна рассказала о предстоящей выставке, поделилась своими творческими планами.


Фарида Хасьянова:
— На выставке «Моя сказочная страна представлена книжная графика, которой я занималась большую часть жизни, и живопись, сделанная мною за последние 2–3 года. Живописные полотна — это большей частью, натюрморты и одна тематическая картина, посвященная Габдулле Тукаю: «Посвящение Тукаю» или «Туган тель».
Живописи немного. У меня большие творческие планы. Этот юбилей я хотела встретить с новыми значительными работами. Но помешали обстоятельства.


— Фарида Шагимардановна, расскажите подробнее о планах?
Ф.Х.:
— С 17 лет стала заниматься книжной графикой. Со 2 курса Казанского художественного училища, вот уже 43 года, я взаимодействую с издательством. Мелкую графику себе позволить сейчас не могу,
У меня большие планы. Относительно живописи — это натюрморты из серии «Татарское полотенце». Я надеюсь, что за лето я их напишу. Ближе к осени приступлю к графическим сериям, к которым нацелилась, которые в эскизном варианте у меня есть. Я их хочу сделать станковыми.


— Перед нами натюрморт с булгарским кувшином. Это первая работа из заявленной вами серии «Татарское полотенце»?
Ф.Х.:
— Да. Я хотела сделать таких как минимум три. Теперь я поставила себе задачу сделать пять натюрмортов этой серии.
«Натюрморт с булгарским кувшином» мы собрали совместно с очень большой моей подругой Гузель

Булгарский кувшин «Казерожка» восстановлен по эскизам Фуада Хасановича Валеева, доктора искусствоведения, отца Гузель Фуадовны, изготовлен Шубиным.
Мне будучи татаркой, хотелось все свое восхищение творениями рук моих предков, выразить в этом натюрморте. Люди были не так образованы и, может быть, не так много знали, как мы сегодня. А посмотрите, насколько изыскан рисунок, насколько необыкновенно подобран с высочайшей культурой цвет. В одном из полотенец помимо красного присутствует еще и цветная вышивка. Все что они вышивали — это необыкновенно утонченный рисунок, необыкновенно трудоемкая работа.
Пока писала картину, думала: «Откуда у тех древних, полуграмотных, очень необразованных людей такая высочайшая культура?». Это выражается и в форме, и в орнаменте, который делаешь. По сути, пока писала натюрморт, я также как и те вышивальщицы, сидела, вышивала эти полотенца.
Натюрморт наполнен всевозможными овощами: 5 тыковок, выращенных на даче моей, моих родственников. Лук с чесноком с рынка привезен. Рябинка с моего двора. Пишу натюрморт, смотрю,

— Язык написания натюрморта академический. Почему?
Ф.Х.:
— Для меня была поставлена конкретная задача, и я ее решала: изобразить полотенце так, чтобы зритель чувствовал фактуру, качество тканей. Все что касается истории нашей культуры,
Я не могу ее делать

— Ваше обращение в живописи закономерно?
Ф.Х.:
— Книжная графика очень синтетичное искусство. Художник, занимающийся книжной графикой, должен быть живописцем. Работая с книжной графикой 43 года, я не только иллюстрировала книги, но и постоянно писала. В студии я все время работаю с натурой, стараюсь не потерять форму. Пишу не для выставок, а пишу специально, чтобы в иллюстрациях моя рука и мой глаз меня не подвели.

Иллюстрация это не работа с натурой. Поэтому, когда я пишу этюды, натюрморты, пейзажи, портреты

Очень важно, что бы ты своим ремеслом владела. Поэтому я все время работаю, чтобы не потерять форму стараюсь писать.
10 лет назад наш патриарх Харис Абдрахманович Якупов на моей юбилейной выставке, приуроченной к
«С книжной графикой все понятно, а вот надо показать твои возможности как живописца, — продолжил

На свою выставку, посвященную
Наставление Хариса Абдрахмановича Якупова внутри себя я ощущаю. Обязательства перед собой поставила. Теперь я буду представать перед зрителем больше как живописец, станковый график.
В настоящее время Фарида Шагимардановна работает над серией натюрмортов «Казанское полотенце». Первую работу уже можно увидеть на выставке.
В мастерской своей очереди дожидаются: старинный казанский самовар, булгарская тарелочка, татарские полотенца. Художница сейчас находится в поисках Казанского полотенца (золотное шитье). Один натюрморт с казанским полотенцем Фарида Хасьянова обязательно напишет. Желание большое, соответственно все планы выполнимы.


— Фарида Шагимардановна, традиционный вопрос: «Почему Вы стали художником? Что повлияло на выбор профессии?»
Ф.Х.:
— С папиной стороны все предки были портными (в 7–8 поколении),
С детства папа занимался мной и моим братом: садился с книгой, говорил: «Сейчас я вам буду читать, а вы рисуйте». Мы с братом друг против друга садились и рисовали все, о чем читал папа. Он домой всегда приносил великолепные книги. Папино поколение было поколением, влюбленным в книгу. Мама была читающая. Их обоих сейчас уже нет. Они воспитали во мне любовь к литературе. А папа хотел, чтобы
Когда я училась во втором классе, в Казань приезжал знаменитый карикатурист Херлуф Бидструп. Его приняли в закрытом в то время городе, только потому, что он был коммунистом. Наша школа находилась рядом с Обкомом партии. И его, как художника, привели в нашу школу. Меня в тот день не было. Бидструпу показали выставку домашних работ, которые нам были поручены на лето. Пять работ подарили. Три из них были моими. Я была очень послушная, организованная девочка. Меня так дома воспитали. Я все от и до читала, все делала. Может быть, была не ленивая. Брала учебники по рисунку. Софья Александровна, наш библиотекарь, очень интересная дама из прошлых дворян говорила: «Фаридочка, Константин Васильевич тебе велел зайти и вот эти книги забрать».
Потом мы все пошли в художественное училище. Когда я пришла на первый курс, был один из юбилеев

Уровень у меня был достаточно высокий. Когда я защищала дипломную работу, мои педагоги говорили, что по сути меня с первого курса можно было отправлять на диплом,
По окончании училища мне дали направление в академию, но я не смогла воспользоваться этим, потому что родители меня не отпустили в чужой город. Они категорически сказали мне нет! Я как послушная дочь своих родителей осталась в Казани. Художественного вуза в городе не было. Я думаю, что дипломом не спастись человеку, если ему


— Какие требования к человеку предъявляет профессия «художник»? Без каких черт характера невозможно состояться в этой профессии?
Ф.Х.:
— Любая творческая профессия требует максимальной самоотдачи, организованности. И лень, если присутствует немножко, остается и как раковая опухоль человека растлевает. Усталость свойственна всем людям. Нельзя быть ленивым. Приходится себя брать за шкирку и заставлять
