В НХГ «Хазинэ» завершает свою работу выставка картин Николая Константиновича Рериха и Святослава Николаевича Рериха «Весть Красоты».
Николай Константинович Рерих
Николай Константинович Рерих относится к плеяде выдающихся деятелей русской и мировой культуры. Художник, ученый, путешественник, общественный деятель, писатель, публицист, философ. Его творческое наследие огромно — более семи тысяч картин, рассеянных по всему свету, литературные произведения — книги, очерки, статьи, дневники... Николай Константинович Рерих родился 9 октября (27 сентября) 1874 года в Петербурге. Закончил гимназию Карла Мая. С ранних лет интересовался историей, археологией, участвовал в раскопках, писал рассказы, серьезно занимался живописью. Будучи студентом, одновременно учился на юридическом отделении Петербургского университета и в Императорской Академии художеств, в студии знаменитого А.И.Куинджи. В 1897 году его дипломная картина «Гонец» выдерживает самую взыскательную критику и приобретается самим Третьяковым. В 1898 году 24-летний Рерих становится помощником директора музея Императорского Общества Поощрения художеств и одновременно помощником редактора художественного журнала. Примерно в это же время начинается его сотрудничество с новым художественным обществом «Мир искусства».
В 1903 году Рерих вместе с женой отправляется в путешествие по сорока древнерусским городам. Результат — свыше ста архитектурных этюдов, воссоздающих прекрасные облики памятников зодчества. Примерно с 1907 года начинается период деятельности художника в области театрально-декорационной живописи. Рерих обращается к произведениям Н.А.Римского-Корсакова («Снегурочка»), А.П.Бородина («Князь Игорь»), Р.Вагнера («Валькирия»), М.Метерлинка («Принцесса Малэн»), Г.Ибсена («Пер Понт»), И.Ф.Стравинского («Весна Священная»). В Талашкине, что под Смоленском, в 1914 году художник работает над росписью церкви Святого Духа. В1906 году Рерих назначается директором Школы Общества Поощрения художеств. С 1905 по 1914 годы выставки художника постоянно проводятся в Европе. В 1909 году Рерих становится академиком Российской Академии художеств, а также членом Реймской академии во Франции.
В1916—1918 годах по состоянию здоровья Рерих почти безвыездно живет в Карелии. После революционных событий он с семьей оказывается отрезанным от Родины. При помощи друзей открываются выставки в Швеции, Финляндии, Норвегии, Дании, Великобритании. В 1920 году Рерихи приезжают в Америку. Работы Николая Константиновича с огромным успехом демонстрируются в десятках городов, появляются новые сподвижники и сотрудники. Продолжается культурно-просветительская деятельность. В ноябре 1921 года в Нью-Йорке открывается Институт Объединенных Искусств, главной целью которого Рерих видит сближение народов через культуру и искусство, в Чикаго — объединение художников «Cor Ardens» («Пылающие сердца»), а в 1922 году возник международный культурный центр «Corona Mundi» («Венец Мира»). В ноябре 1923 годаНью-Йоркский Музей Николая Рериха, содержащий богатейшую коллекцию картин художника. Тогда же, в 1923 году, сбывается заветная мечта Мастера — 2 декабря Рерих и его семья прибывают в Индию.
С 1923 по 1928 годы Н.К.Рерихом была осуществелена Центрально-Азиатская экспедиция. Впервые были отмечены на картах десятки горных вершин и перевалов, открыты археологические памятники, найдены редчайшие манускрипты. Был собран огромный научный материал, написаны книги, создано около пятисот картин. По "окончании экспедиции в июле 1928 года Рерих основывает Институт Гималайских исследований «Урусвати» («Свет утренней звезды»), где были заложены новые направления научных исследований.
В 1930-е годы, предчувствуя наступающую угрозу войны, Рерих разрабатывает проект Пакта по охране культурных ценностей во время войн и гражданских междоусобиц. Подписание Пакта состоялось 15 апреля 1935 года в Белом Доме. Впоследствии Пакт Рериха лег в основу Гаагской конвенции 1954 года о защите культурных ценностей в случае вооруженных конфликтов, а предложенный им флаг — Знамя Мира, объявляющий объектом неприкосновенности все сокровища культуры и искусства, — и по сей день развевается над многими культурными и просветительскими учреждениями во всем мире. В 1934—1935 годах Рерих вместе со старшим сыном предпринимает экспедицию в Маньчжурию и Внутреннюю Монголию, организованную по инициативе Департамента земледелия США, заинтересованного в изучении и отборе засухоустойчивой растительности. В годы Великой Отечественной войны художник снова обращается к теме родной земли. Из под его кисти выходят патриотические полотна, а очерки и письма призывают к человеческому единению и содружеству. Мысль о возвращении на Родину не покидала Н.К.Рериха никогда. Сразу же по окончании войны художник начинает хлопотать о переезде в Советский Союз. «Покуда есть сила, хотелось бы приложить ее на пользу родной земли, — писал он брату. — Знание, опытность, любовь к славной Родине — все это надо дать туда, где оно будет особенно полезно». Но его намерениям было не суждено осуществиться — в самый разгар приготовлений, 13 декабря 1947 года, он ушел из жизни. «Он был истинным патриотом и горячо любил свою Родину, но он также принадлежал всему миру. Весь мир был полем его деятельности. Все человечество было для него собратьями. Каждая страна представляла особый интерес и особое значение. Каждая философия, каждое учение жизни были для него только путем к совершенствованию, и жизнь для него была великими вратами в Будущее». (Святослав Рерих. Слово об Отце.)
Святослав Николаевич Рерих
Быть сыном великого художника, полностью разделять его мировоззрение, мыслить в русле его творческих идей и, избрав ту же профессию и ставя в своем искусстве те же задачи, найти при этом свой собственный, исключительно индивидуальный стиль и стать не менее великим художником - этот пример Святослава Рериха в истории мировой живописи едва ли не единственный. Его имя стоит в ряду дерзновенных новаторов, открывателей новых путей в искусстве. В своем творчестве он дал тот уникальный и полнозвучный синтез Востока и Запада и то органичное сочетание декоративности и реализма, на примере которых будут учиться будущие поколения художников. Современников Святослав Николаевич Рерих поражал поистине ренессанcной широтой своих интересов - от фармакопеи и кристаллографии до сравнительного религиоведения и восточной философии, которые не были так называемым хобби, но составляли неотъемлемую часть его трудов на пользу людям. В Индии, где испокон веков о человеке принято судить по его внутренней сути, он слыл образцом воплощенной гармонии, ибо, по словам близко знавших его, отличался «чистотой жизни, благими помыслами, благородством речей и духовностью устремлений».
Поискам гармонии, служению красоте как выражению гармонии была посвящена вся его жизнь, все его искусство. В его картинах вы никогда не найдете ни уродливых образов, ни мрачного колорита. Все они несут в себе ту радость и свет, которые украшают и преображают жизнь, очищают и возвышают сознание зрителя. «Когда вы видите эти картины, - писали о выставке Святослава Рериха в Дели в I960 году, - вы испытываете такое чувство, будто исчезли границы между музыкой, поэзией и живописью и они приняли форму единого прекрасного образа гармонии, точно мир превратился в поэму или музыкальное произведение». Эта способность его живописи быть и зримой музыкой, и поэзией в красках, истоки которой восходят к искусству индийской миниатюры, достигается во многом благодаря виртуозному владению цветом. Краски полотен Святослава Рериха - подлинное откровение для зрителя. Они поражают и пленяют не только своей необычайной, «тропической» яркостью, но и той редкой гармонической согласованностью, при которой каждый цвет подчеркивает преимущества другого и которая примиряет самые, казалось бы, несочетаемые цвета. Цвет становится у него не только «душой живописи» в самом полном смысле слова, но и тем поистине магическим средством, которое заставляет «дышать» неподвижное изображение. Замечательный образец подобного чуда - этюд с условным названием «Тонкий мир», где вы отчетливо видите пульсацию предмета, очертаниями своими напоминающего сердце. И этот эффект тем более удивителен, что создается минимумом средств - всего лишь игрой, «перекличкой» синих и пурпурных тонов.
В эскизе «Вестник» передача движения-полета осуществляется не только за счет предельной экспрессии цвета-линии, но и самой энергии движения руки художника. Энергии столь мощной, что возникает ощущение, будто изображение рождается у вас на глазах. Тема вестника и вести, которую Святослав Николаевич разрабатывал в разных вариантах, принадлежит к особому кругу тем в его живописи. Он связан с вопросами космической эволюции человечества, его духовного совершенствования, познания законов Бытия, Природы, пространства. Эти вечные вопросы, которые всегда были основными для искусства в эпохи его расцвета, преломляются в творчестве Святослава Рериха сквозь призму современного энергетического мировоззрения. Художник-философ, художник-Иccледователь, воспринимавший Жизнь во всей ее многомерности, он открывает нам в своей живописи те незримые тонкие миры, что являются составной частью нашего бытия, те недоступные обычному зрению тонкие энергии, которые излучают все тела и предметы - от гигантской звезды до простого камня. Пространство на его полотнах - пространство прежде всего энергетическое. Это поле взаимодействия тонких и вместе с тем мощных энергий. Оттого привычные сюжеты и мотивы приобретают у него иное звучание. Так, в «Цветущем дереве», изображающем традиционный символ весеннего пробуждения Природы, мастерски передано не только его неизъяснимое очарование, но и живительные токи этого «воскресения», о котором древние слагали такие поэтичные мифы. Вдохновенной кисти художника были подвластны разные техники и самые разные жанры, но еще в совсем молодые годы он получил широкое признание как прирожденный портретист. В его портретах критика единодушно отмечала совершенство рисунка и живописи, сравнимое с лучшими достижениями старых европейских мастеров, ту легкость, с какой художник справлялся со всеми трудностями в передаче внешнего сходства, расовых различий, особенностей фактуры в изображении тела, тканей одежды, украшений. Подкупало и то редкостное понимание и сочувствие, что лежало в основе его отношения ко всем своим героям, будь то член королевской семьи, нищий странник или простой пастух. Но главным было его умение показать самую суть характера человека, запечатлеть его внутренний мир. Особое место в его портретной галерее занимают портреты отца, Н.К.Рериха. В этих многочисленных работах, образующих «эпос великого сына о великом отце», он донес до нас образ того совершенного человека, о котором говорили древние мыслители. Образ одного из тех великих подвижников, чьими самоотверженными трудами складываются вехи духовной эволюции человечества.
По материалам НХГ «Хазинэ»