Сотрудниками Национального музея Республики Татарстан разработан новый туристический маршрут по тукаевским местам «Колыбель поэта».



Первая автобусная экскурсия запланирована в начале мая 2014 года.
Маршрут:
Казань — историческая часть города (тукаевские места):
Юнусовская площадь, Дом Шамиля (Литературный музей Г. Тукая), мемориальное место, где ранее располагались номера Булгар (ул. Московская 59/14) и др. — Большая Атня — Кушлауч — Новый Кырлай — Казань.

Время экскурсии: 8 часов
Вместимость автобуса: 16 чел (+ водитель и экскурсовод)
Предварительная стоимость: 1000 руб./чел.
Маршрут экскурсии «Колыбель Тукая» проложен по тем местам, где Тукай мог проехать, пройти. Проезжая по Высокогорскому, Атнинскому и Арскому районам мы можем увидеть церкви и мечети XVIII—XIX вв. — их видел Тукай!
Село Большая Атня
Атнинский районный краеведческий музей
Перед нами дом купца Даутова (Советская, д.16). В настоящее время в нем располагается Атнинский районный краеведческий музей. Для посетителей музей пока закрыт, тому есть причины. Двухэтажный дом с мезонином был построен в 1850 году, как оказалось при исследовании, у дома нет фундамента. С виду он крепенький. Простоять может еще лет 100, но наплыв больших групп посетителей не выдержит. Предстоят строительные работы.



Музейная территория большая. Временную экспозицию сотрудники музея готовят в кирпичном здании (быв. лавке купца Даутова). Сотрудники организовывают работу с летними школьными лагерями, выходят в школы с презентациями о музее.
Для журналистов был открыт первый этаж дома Даутова. Фотографии экспонатов сделаны там.
В кирпичном доме планируется организовать торговлю сувенирами, там же располагается дирекция музея.
Краеведческий музей расположен на охраняемой государством территории. Ничего нового здесь строить нельзя. Летом сотрудники музея сажают цветы. Есть желание — посадить плодовые деревья.
В комплекс входят: двухэтажный дом с мезонином, магазин, сарай для утвари, кладовые, баня, забор и двое ворот.
Экспозиция музея знакомит с предметами труда и быта, показывают интерьер татарского жилища XIX—XX вв., ремесла Атнинского района.


Центральное место на выставке занимает экспозиция, рассказывающая об атнинском базаре. Рынок был велик. Купцы из Большой Атни торговали со Средней Азией, Казахстаном. Рыночным днем считалась суббота. Базар кипел торговцами и покупателями, сюда приезжали за товаром из Казани, из Марийской республики.
Свои услуги приезжим предлагали 4 гостиницы, винная лавка и 3 пивные.
На базаре рождались сплетни, люди общались, делились опытом.
Уже с утра кипит, шумит базар,
Купцы усердно щупают товар.
И продают, и покупают там:
Кто обманул, а кто обманут сам…
Г. Тукай. Поэма «Сенной базар»



Часть экспозиции посвящена лавке пекаря Хакима. Хаким из деревни Коморгузя в конце XIX века торговал на рынке Атни вкусным хлебом. Хлеб пекаря Хакима очень любил маленький Габдулла Тукаев: съедал все без остатка, когда приезжал на базар вместе с приемным отцом, крестьянином Сагди.
В 1907 году Габдулла Тукай, уже будучи молодым человеком, приезжает в Большую Атню, для прохождения медицинской комиссии в призывную кампанию. Г. Тукай проходит комиссию в здании Управы, затем гостит у тетушки Саджиды. Два дня квартируется в Большом Менгере. Посещает местную мечеть. И уезжает в Казань.
В Большой Атне именем Тукая названы Атнинский сельскохозяйственный техникум и Атнинский государственный драматический театр.
Деревня Кушлауч, Арский район
Дом-музей семьи Тукаевых
Дом- музей расположен в восстановленной в 1996 году усадьбе муллы Мухаметгарифа. При реконструкции усадьбы не ставилась задача точного воспроизведения построек, т. к. в архиве сохранилась единственная фотография 1912–1914 года, где запечатлен отчий дом Г. Тукая.
Возле дома — бюст Тукая (скульптор И. А. Новоселов).
Комплекс усадьбы:
- Дом-шестистенник (построен в 1996 г.), где в 3-х залах представлена основная экспозиция;
- Дом-четырёхстенник с сенями (крестьянский быт Заказанья), реконструкция 1979 г.;
- Баня (2011);
- Клеть (2011).


Заказанье — территория компактного проживания татарского народа, неиссякаемый источник народных талантов.
Деревня Кушлауч расположена в 60 верстах от Казани. По Ревизским сказкам 1885 года в деревне было 120 дворов и 794 душ — жителей.
Жители деревни жили бедно. Основной промысел — пчеловодство. В деревне была одна лавка и кузница. Украшением деревни считалась мечеть.
В экспозиции представлены бытовые предметы XIX—XX вв., фотографии, архивные документы.


Среди документов есть Свидетельство о назначении Мухаметгарифа (1842–1886), отца Г. Тукая, в 1864 году вторым муллой в Соборную мечеть д. Кушлауч, Менгерской области Казанского уезда.
Мухаметгариф окончил Кышкарское медресе в 1864 году, выдержав экзамен, стал Указным муллой. «Указным», значит назначенным Указом Императора.
Вскоре после назначения Мухаметгариф женился на дочери муллы из деревни Ямашурма Гафифе. У них родились сын Мухамедшариф и дочь Газиза. 13 лет прожили в браке. В 1885 году Гафифа внезапно
заболела и умерла. Через положенный обычаем срок вдовец посватался к дочери муллы из д. Училе (Арский р-он) по имени Мандуда (1864–1890). У них родился ребенок
Представлена метрическая запись о рождении Губдулладжана, сына муллы Мухаметгарифа (14 (26) апреля 1886).
Другая запись в Метрической книге гласит:" Сын Мухамедгалима Мухамедгариф скончался 29 августа 1886 г. от рези в животе в возрасте 44 лет». В д. Кушлауч сохранилась могила отца Тукая.
В возрасте 4,5 месяца Габдулладжан остался без отца. Молодая вдова не хотела покидать Кушлауч. Детей от первого брака отдали другим людям. На должность муллы приехал Хайретдин. Бибимандуда вернулась в отчий дом в д. Училе.



Когда Габдуладжану исполнилось 2 года 8 месяцев, мать вышла замуж за муллу Шакира в д. Сасна Балатасинского р-на. Не зная, как к ребенку отнесется ее муж, Бибимамдуда оставила его в Кушлауч у бедной старухи Шарифы. Привыкнув к мужу, она просит позволения привести ребенка домой. Мулла послал подводу за мальчиком. Семейное счастье длилось не долго. В 18 января 1890 года мать Тукая умирает. Габдулле было 3 года 9 месяцев.
Дед Зиннатулла (отец Бибимамдуды) приютил внука на первое время в Училе. Но для многодетной семьи деда, содержание малолетнего ребенка оказалось неподъемным делом. Зиннатулла отдает мальчика на воспитание в Казань. Габдуллу на подводе привозят на Сенной базар, извозчик, не найдя приемных родителей, с которыми была договоренность у Зиннатуллы, отдает мальчика на воспитание Мухаммедвали. В Казани Габдулла проводит около двух лет. Новые приемные родители заболевают и возвращают Габдуллу Тукаева деду.
Зиннатулла вскоре находит новую семью для внука, ей становится семья крестьянина Сагди из соседней деревни Кырлай.
Новый Кырлай
Музейный комплекс Габдуллы Тукая
- Комплекс крестьянской усадьбы Дома Сагди (жилой дом, амбар-клеть, сарай, навес, хлев, колодец).
- Дом бая.
- Музей Г. Тукая. Здание построено в 1976 году по проекту Баки Урманче.
В доме крестьянина Сагди Габдулла Тукаев живет в период с 1892- 1895 гг. Сагди научил мальчика крестьянскому труду. Габдулла начал учиться в медресе муллы Фатхерахмана.


Сейчас в восстановленном доме Сагди расположена мемориально-этнографическая экспозиция.



В начале зимы 1895 года Габдулла Тукаев был взят в семью сестры своего родного отца, Газизы Забировой (Усмановой), в Уральск. Где он продолжил обучение в медресе «Мутыгия», одновременно посещая русский класс при медресе.


В Музее Г. Тукая, в Новом Кырлае, представлена биографическая экспозиция, рассказывающая о жизненном пути поэта. В первом зале показано детство поэта. Во втором — уральский период жизни. В третьем — казанский. Отдельный зал отдан под кинозал для просмотра тематических фильмов и проведения лекций. На втором этаже можно увидеть архивные фотографии музея и работы декоративно-прикладного искусства, выполненные руками школьников-участников конкурса «Обаятельный Шурале», приуроченного к 125-летию со Дня рождения Габдуллы Тукая. Казань (апрель 2011).





Стены украшены картинами известных художников Татарстана: Б.Урманче, Ф.Аминова, С.Лывина, А.Абзгильдина, Р.Загидуллина и др.
Среди экспонатов есть печатный станок нач. XX века, прижизненные издания Г. Тукая, мебель из гостиницы Булгар, личные вещи Тукая, его друзей.




Аллея перед музеем украшена скульптурами, персонажи которых — герои сказок Тукая.


В начале 1907 года Тукай покинул медресе «Мутыгия» в Уральске и вернулся в Казань, побывав по пути на Родине (в д. Кушлауч).



В 1911–1912 годах Г. Тукай путешествует по России. В начале мая 1911 года пароходом прибывает в Астрахань. Весной 1912 года едет по маршруту Уфа — Петербург. Прожив в Петербурге 13 дней, 6 (19) мая он покидает столицу и отправляется в Троицк. В середине июня 1912 года живет в казахской степи, надеялся кумысом поправить здоровье. Кумыс, к сожалению, не помог. В начале августа 1912 года Габдулла Тукай возвращается в Казань. Работает в типографии, пишет.
2 (15) апреля 1913 года в 20 часов 15 минут Габдуллы Тукая не стало.


