Фарида Хаcьянова: «Моя сказочная страна». Графика и живопись
C 14 марта 2013 года в Национальной художественной галерее «Хазинэ» работает персональная выставка Фариды Хасьяновой «Моя сказочная страна». На выставке представлены графика и живопись мастера.

Фарида Хасьянова

Наталья Железных, Рамзия Ахтямова

Фольклорный ансамбль Казанской государственной консерватории им. Н.Жиганова
Лия Зиганшина, Ляйсан Хафизова, Анастасия Степанова, Раиля Хабибуллина, Альбина Хадеева
Фарида Шагимардановна Хасьянова — график, живописец, член Союза художников России (2000), народный художник Республики Татарстан (2008), заслуженный деятель искусств РТ (1999), лауреат премии им. Б. Урманче (1999).

Галина Рамазанова, Фарида Хасьянова

Галина Рамазанова, Дамир Натфуллин, Фарида Хасьянова
Дамир Натфуллин - начальник отдела музейных программ, мониторинга музейного фонда Республики Татарстан и культурного туризма
В 2004 году Российским Союзом Исторических городов и регионов за особые заслуги в деле сохранения и приумножения

Марсель Мазгарович Таишев, Фарида Шагимардановна Хасьянова
Таишев Марсель Мазгарович, Министр культуры РТ (1985-1999), Председатель общественной палаты при МК РТ

Г.Рамазанова, Парвиз Гасеми с переводчиком, Ф. Хасьянова
Парвиз Гасеми, атташе по культуре Генерального консульства Исламской республики Иран (ИРИ)

Гузель Сулейманова-Валеева, Фарида Хасьянова

Роберт Миннуллин, Фарида Хасьянова
В декабре 2008 года в НХГ «Хазинэ» проходила юбилейная выставка Ф.Хасьяновой «Волшебный мир сказки».

Аяз, Айрат, Айгуль, Фарида Хасьяновы

Айгуль , Аяз, Айрат и Фарида Шагимардановна Хасьяновы
Ретроспективная, юбилейная выставка художницы 2013 года «Моя сказочная страна» получилась шире по охвату и насчитывает 120 работ, имеется в виду 120 планшетов. На одном планшете расположено иногда по 4–5 иллюстраций.

Абрек Абзгильдин

Резеда Ахиярова

Резеда Ахиярова, Ренат Харис, Галина Рамазанова

Галина Рамазанова, Гумер Сабирзянов, Фарида Хасьянова
Сабирзянов Гумер Салихович, директор института Татарской энциклопедии

Г.Рамазанова, И.Самакаев, Ф.Хасьянова
Фарида Хасьянова работает в станковой и прикладной графике, живописи (портрет, натюрморт), в области фольклорного и концертного национального костюма, художественного дизайна и оформления интерьера, художественного оформления татарской книги.


Григорий Эйдинов, Фарида Хасьянова

Григорий Эйдинов, Фарида Хасьянова

Абрек Абзгильдин, Фарида Хасьянова
Для многих пришедших на открытие выставки творчество Фариды Хасьяновой ассоциируется, в первую очередь, с книжной графикой. Не одно поколение детей выросло на книгах, проиллюстрированных Фаридой Шагимардановной. Ею художественно оформлены: «Буквари», «Азбуки», учебники, книги сказок и стихов для детей.


1. ШМУЦТИТУЛ К ДВУХТОМНИКУ СТИХОВ Р. МИННУЛЛИНА. 2002
ХАСЬЯНОВА Ф.Ш. 1952
Бумага, смешанная техника
Собственность автора

ФОРЗАЦ К «АЛИФБА». 1997
ХАСЬЯНОВА Ф.Ш. 1952
Бумага, акварель, тушь, перо
Собственность ГМИИ РТ
За серию иллюстраций к татарской народной сказке «Ак буре» («Белый волк») в феврале 1999 года Фарида Хасьянова удостоена премии МК РТ им. Баки Урманче.

РАЗВОРОТНАЯ ОБЛОЖКА К ТАТАРСКОЙ НАРОДНОЙ СКАЗКЕ “БЕЛЫЙ ВОЛК”. 1998
ХАСЬЯНОВА Ф.Ш. 1952
Бумага, смешанная техника
Собственность автора

ИЛЛЮСТРАЦИЯ К КНИГЕ “ТАТАРСКИЕ НАРОДНЫЕ СКАЗКИ”. 2004-2007
ХАСЬЯНОВА Ф.Ш. 1952
Бумага, смешанная техника
Собственность автора

ИЛЛЮСТРАЦИЯ К КНИГЕ «ТАТАРСКИЕ НАРОДНЫЕ СКАЗКИ». 2004-2007
ХАСЬЯНОВА Ф.Ш. 1952
Бумага, смешанная техника
Собственность автора

ИЛЛЮСТРАЦИЯ К КНИГЕ “ТАТАРСКИЕ НАРОДНЫЕ СКАЗКИ”. 2004-2007
ХАСЬЯНОВА Ф.Ш. 1952
Бумага, смешанная техника
Собственность автора

ИЛЛЮСТРАЦИЯ К КНИГЕ “ТАТАРСКИЕ НАРОДНЫЕ СКАЗКИ”. 2004-2007
ХАСЬЯНОВА Ф.Ш. 1952
Бумага, смешанная техника
Собственность автора
Книга «Татарские народные сказки» (2004–2007) в оформлении

ИЛЛЮСТРАЦИЯ К ПОЭМЕ Р. ХАРИСА ДЛЯ ДЕТЕЙ “КРАСИВЫЙ ДОМ”. 2005
ХАСЬЯНОВА Ф.Ш. 1952
Бумага, акварель, гуашь
Собственность автора

ИЛЛЮСТРАЦИЯ К ПОЭМЕ Р. ХАРИСА ДЛЯ ДЕТЕЙ “КРАСИВЫЙ ДОМ”. 2005
ХАСЬЯНОВА Ф.Ш. 1952
Бумага, акварель, гуашь
Собственность автора
Основную часть экспозиции составляют книжные иллюстрации. Однако знакомство с творчеством Ф. Хасьяновой начинается с зала, в котором экспонируются ее живописные работы. И это можно расценивать, как заявление художницы о своих намерениях.

НАТЮРМОРТ «ЛЕТО». 2010
ХАСЬЯНОВА Ф.Ш. 1952
Холст, масло
Собственность автора
Перед открытием выставки я побывала в мастерской художницы, где состоялась наша беседа, в которой Фарида Шагимардановна рассказала о предстоящей выставке, поделилась своими творческими планами.

НАТЮРМОРТ С ДУШИЦЕЙ. 1998
ХАСЬЯНОВА Ф.Ш. 1952
Картон, масло
Собственность автора

ЛЕТНИЙ НАТЮРМОРТ С КОЛОКОЛЬЧИКАМИ. 2011
ХАСЬЯНОВА Ф.Ш. 1952
Холст, масло
Собственность автора
Фарида Хасьянова:
— На выставке «Моя сказочная страна представлена книжная графика, которой я занималась большую часть жизни, и живопись, сделанная мною за последние 2–3 года. Живописные полотна — это большей частью, натюрморты и одна тематическая картина, посвященная Габдулле Тукаю: «Посвящение Тукаю» или «Туган тель».
Живописи немного. У меня большие творческие планы. Этот юбилей я хотела встретить с новыми значительными работами. Но помешали обстоятельства.

«ПОСВЯЩЕНИЕ Г.ТУКАЮ. ПЕСНЯ «ТУГАН ТЕЛ».
ХАСЬЯНОВА Ф.Ш. 1952
Незаконченная работа
Холст, масло
Собственность автора

НАТЮРМОРТ С КУХОННОЙ ПОЛКОЙ. 2010
ХАСЬЯНОВА Ф.Ш. 1952
Левкас, масло
Собственность автора
— Фарида Шагимардановна, расскажите подробнее о планах?
Ф.Х.:
— С 17 лет стала заниматься книжной графикой. Со 2 курса Казанского художественного училища, вот уже 43 года, я взаимодействую с издательством. Мелкую графику себе позволить сейчас не могу,
У меня большие планы. Относительно живописи — это натюрморты из серии «Татарское полотенце». Я надеюсь, что за лето я их напишу. Ближе к осени приступлю к графическим сериям, к которым нацелилась, которые в эскизном варианте у меня есть. Я их хочу сделать станковыми.

ИРИСЫ. 2011
ХАСЬЯНОВА Ф.Ш. 1952
Холст, масло
Собственность автора

ЗИМНИЙ НАТЮРМОРТ С КИТАЙСКИМИ ШАРИКАМИ. 2001
ХАСЬЯНОВА Ф.Ш. 1952
Картон, масло
Собственность автора
— Перед нами натюрморт с булгарским кувшином. Это первая работа из заявленной вами серии «Татарское полотенце»?
Ф.Х.:
— Да. Я хотела сделать таких как минимум три. Теперь я поставила себе задачу сделать пять натюрмортов этой серии.
«Натюрморт с булгарским кувшином» мы собрали совместно с очень большой моей подругой Гузель

НАТЮРМОРТ С БУЛГАРСКИМ КУВШИНОМ. ИЗ СЕРИИ “ТАТАРСКОЕ ПОЛОТЕНЦЕ”. 2013
ХАСЬЯНОВА Ф.Ш. 1952
Холст, масло
Собственность автора
Булгарский кувшин «Казерожка» восстановлен по эскизам Фуада Хасановича Валеева, доктора искусствоведения, отца Гузель Фуадовны, изготовлен Шубиным.
Мне будучи татаркой, хотелось все свое восхищение творениями рук моих предков, выразить в этом натюрморте. Люди были не так образованы и, может быть, не так много знали, как мы сегодня. А посмотрите, насколько изыскан рисунок, насколько необыкновенно подобран с высочайшей культурой цвет. В одном из полотенец помимо красного присутствует еще и цветная вышивка. Все что они вышивали — это необыкновенно утонченный рисунок, необыкновенно трудоемкая работа.
Пока писала картину, думала: «Откуда у тех древних, полуграмотных, очень необразованных людей такая высочайшая культура?». Это выражается и в форме, и в орнаменте, который делаешь. По сути, пока писала натюрморт, я также как и те вышивальщицы, сидела, вышивала эти полотенца.
Натюрморт наполнен всевозможными овощами: 5 тыковок, выращенных на даче моей, моих родственников. Лук с чесноком с рынка привезен. Рябинка с моего двора. Пишу натюрморт, смотрю,

НАТЮРМОРТ «ПИОНЫ». 2011
ХАСЬЯНОВА Ф.Ш. 1952
Холст, масло
Собственность автора
— Язык написания натюрморта академический. Почему?
Ф.Х.:
— Для меня была поставлена конкретная задача, и я ее решала: изобразить полотенце так, чтобы зритель чувствовал фактуру, качество тканей. Все что касается истории нашей культуры,
Я не могу ее делать

НАТЮРМОРТ «ИРИСЫ». 2009
ХАСЬЯНОВА Ф.Ш. 1952
Холст, масло
Собственность автора
— Ваше обращение в живописи закономерно?
Ф.Х.:
— Книжная графика очень синтетичное искусство. Художник, занимающийся книжной графикой, должен быть живописцем. Работая с книжной графикой 43 года, я не только иллюстрировала книги, но и постоянно писала. В студии я все время работаю с натурой, стараюсь не потерять форму. Пишу не для выставок, а пишу специально, чтобы в иллюстрациях моя рука и мой глаз меня не подвели.

РАЗВОРОТНАЯ ИЛЛЮСТРАЦИЯ К КНИГЕ Р. МИННУЛЛИНА “МНЕ НУЖЕН БРАТИШКА”. 1990
ХАСЬЯНОВА Ф.Ш. 1952
Бумага, акварель
Собственность автора
Иллюстрация это не работа с натурой. Поэтому, когда я пишу этюды, натюрморты, пейзажи, портреты

Оформление произведения Р.Миннуллина «ПОДАРОК»
ХАСЬЯНОВА Ф.Ш. 1952
ОБЛОЖКА К ПРОИЗВЕДЕНИЮ
Р. МИННУЛЛИНА “ПОДАРОК”. 1995
Бумага, смешанная техника
Собственность автораХАСЬЯНОВА Ф.Ш. 1952
ШМУЦТИТУЛ К ПРОИЗВЕДЕНИЮ
Р. МИННУЛЛИНА “ПОДАРОК”. 1995
Бумага, смешанная техника
Собственность автора
Очень важно, что бы ты своим ремеслом владела. Поэтому я все время работаю, чтобы не потерять форму стараюсь писать.
10 лет назад наш патриарх Харис Абдрахманович Якупов на моей юбилейной выставке, приуроченной к
«С книжной графикой все понятно, а вот надо показать твои возможности как живописца, — продолжил

ШМУЦТИТУЛЫ К ПРОИЗВЕДЕНИЮ Р. МИННУЛЛИНА “ПОДАРОК”. 1995
ХАСЬЯНОВА Ф.Ш. 1952
Бумага, смешанная техника
Собственность автора
На свою выставку, посвященную
Наставление Хариса Абдрахмановича Якупова внутри себя я ощущаю. Обязательства перед собой поставила. Теперь я буду представать перед зрителем больше как живописец, станковый график.
В настоящее время Фарида Шагимардановна работает над серией натюрмортов «Казанское полотенце». Первую работу уже можно увидеть на выставке.
В мастерской своей очереди дожидаются: старинный казанский самовар, булгарская тарелочка, татарские полотенца. Художница сейчас находится в поисках Казанского полотенца (золотное шитье). Один натюрморт с казанским полотенцем Фарида Хасьянова обязательно напишет. Желание большое, соответственно все планы выполнимы.

2. ШМУЦТИТУЛ К ДВУХТОМНИКУ СТИХОВ Р. МИННУЛЛИНА. 2002
ХАСЬЯНОВА Ф.Ш. 1952
Бумага, смешанная техника
Собственность автора

3. ШМУЦТИТУЛ К ДВУХТОМНИКУ СТИХОВ Р. МИННУЛЛИНА. 2002
ХАСЬЯНОВА Ф.Ш. 1952
Бумага, смешанная техника
Собственность автора
— Фарида Шагимардановна, традиционный вопрос: «Почему Вы стали художником? Что повлияло на выбор профессии?»
Ф.Х.:
— С папиной стороны все предки были портными (в 7–8 поколении),
С детства папа занимался мной и моим братом: садился с книгой, говорил: «Сейчас я вам буду читать, а вы рисуйте». Мы с братом друг против друга садились и рисовали все, о чем читал папа. Он домой всегда приносил великолепные книги. Папино поколение было поколением, влюбленным в книгу. Мама была читающая. Их обоих сейчас уже нет. Они воспитали во мне любовь к литературе. А папа хотел, чтобы
Когда я училась во втором классе, в Казань приезжал знаменитый карикатурист Херлуф Бидструп. Его приняли в закрытом в то время городе, только потому, что он был коммунистом. Наша школа находилась рядом с Обкомом партии. И его, как художника, привели в нашу школу. Меня в тот день не было. Бидструпу показали выставку домашних работ, которые нам были поручены на лето. Пять работ подарили. Три из них были моими. Я была очень послушная, организованная девочка. Меня так дома воспитали. Я все от и до читала, все делала. Может быть, была не ленивая. Брала учебники по рисунку. Софья Александровна, наш библиотекарь, очень интересная дама из прошлых дворян говорила: «Фаридочка, Константин Васильевич тебе велел зайти и вот эти книги забрать».
Потом мы все пошли в художественное училище. Когда я пришла на первый курс, был один из юбилеев

Фотография из Архива. Ф. Хасьянова в центре, в первом ряду
Уровень у меня был достаточно высокий. Когда я защищала дипломную работу, мои педагоги говорили, что по сути меня с первого курса можно было отправлять на диплом,
По окончании училища мне дали направление в академию, но я не смогла воспользоваться этим, потому что родители меня не отпустили в чужой город. Они категорически сказали мне нет! Я как послушная дочь своих родителей осталась в Казани. Художественного вуза в городе не было. Я думаю, что дипломом не спастись человеку, если ему

4. ШМУЦТИТУЛ К ДВУХТОМНИКУ СТИХОВ Р. МИННУЛЛИНА. 2002
ХАСЬЯНОВА Ф.Ш. 1952
Бумага, смешанная техника
Собственность автора

ИЛЛЮСТРАЦИЯ К «ӘЛИФБА». 1994
ХАСЬЯНОВА Ф.Ш. 1952
Бумага, смешанная техника
Собственность автора
— Какие требования к человеку предъявляет профессия «художник»? Без каких черт характера невозможно состояться в этой профессии?
Ф.Х.:
— Любая творческая профессия требует максимальной самоотдачи, организованности. И лень, если присутствует немножко, остается и как раковая опухоль человека растлевает. Усталость свойственна всем людям. Нельзя быть ленивым. Приходится себя брать за шкирку и заставлять

Фото с открытия выставки Фариды Хасьяновой, 14.03.2013