26 января 2013 года в Доме-музееЕ. А. Боратынского состоялся юбилейный творческий вечер Бориса Вайнера «Чукотская серенада».
Фото №123976. Коллективная фотография с творческого вечера Бориса Вайнера, 26.01.2013 Борис Григорьевич Вайнер — поэт, драматург, журналист, детский писатель, заслуженный деятель искусств Республики Татарстан, лауреат Литературной премии им. М.Горького и других международных, российских и республиканских конкурсов, литературный консультант ЛИТО «Белая ворона».
Фото №123958. Белая ворона в Доме-музее Е.А. Боратынского, 26.01.2013 Относительно, собравшейся в Доме-музее им. Е. А. Боратынского аудитории, могу с уверенностью сказать, что на чествование юбиляра собрались, близкие люди, коллеги и поклонники его творчества. Случайных посетителей здесь не было.
Вела праздничное мероприятие супруга писателя Наиля Ахунова — известная казанская поэтесса, заслуженный работник культуры РТ, лауреат премии им Горького, победитель многих литературных конкурсов, руководитель ЛИТО «Белая ворона».
Фото №123988. Наиля Ахунова Вечер начался с приятного сюрприза — оригинальной композиции мастера икебаны Лилии Стрельниковой (Центр «Хато»). Лилия создавала эту композицию прямо в зале, на глазах изумлённой публики. Источником вдохновения для Л. Стрельниковой послужило стихотворение Б. Г. Вайнера «Городок».
Фото №123832. Лилия Стрельникова Борису Григорьевичу «круглая» композиция пришлась по нраву.
— Круг для меня — это символ гармонии и не только для меня… Люди стремятся вокруг себя все закруглить, гармонизировать. Отсюда — округлые выражения, округлые слова, поступки. У меня в стихотворении есть круглые лошади. Это потому, что лошадей откармливают. Но стихи не только об этом. Я прочту, а вы — судите.
Я знаю милый городок,
Где всё круглым-кругло:
Окно, и клумба, и цветок,
И слово, и число.
Там собираются в кружки
На круглых площадях,
Там разъезжают седоки
На круглых лошадях,
И машет кавалькаде вслед
Платочек кружевной,
И до утра сидит поэт
Над рифмой кольцевой,
И стрелка кружится в тиши,
И в кухнях не спеша
Сползают лука кругляши
На блюдечко с ножа,
И круглая бежит слеза
По розовой щеке,
И круг выводит егоза
На грифельной доске,
И плещет круглая вода
В ведёрке рыбака,
И ходит по кругу беда,
Далёкая пока,
И золотую дребедень
И шерстяной уют
В лавчонке тесной круглый день
Задаром отдают,
И скачет круглый дурачок
На палочке верхом —
В глазах мечта, в руке сачок —
По лугу босиком,
И в круге неба голубом,
Едва подходит срок,
Для всех готов и стол, и дом,
И на столе пирог.
/Б.Вайнер/
Дослушав автора, Лилия Стрельникова подарила Борису Григорьевичу пирог.
Икебана и пирог стали первым подарком юбиляру, знаком признательности и уважения.
Фото №123862. Борис БронштейнБорис Бронштейн – журналист, собственный корреспондент «Новой газеты» в Волго-Вятском регионе (до того работал в «Известиях»), живет в Казани. Лауреат премии Союза журналистов РФ «Золотое перо России» Фото №123982. Art16.ru Photo archive В этот день Борис Вайнер принимал поздравления от представителей разных творческих профессий (бардов, поэтов, кинематографистов, журналистов): Бориса Бронштейна, Роберта Миннуллина, Альбины Абсалямовой, Дмитрия Бикчентаева, Рустема Сабирова, Елены Сунгатовой, Ольги Левадной, Эдуарда Учарова, Галины Булатовой, Владимира Гаранина, театра «Лориэн», Владимира Елисеева, Лилии Стрельниковой (Центр «Хато»), Владимира Аржакова, Наили Камаловой, семьи Овчинниковых, Сергея Карпеева, Дамира Хайруллина, семьи Вайнер, Галины Кешиной, Александра Васькова, Дамира Гениятуллина, Игоря Васягина и других.
Фото №123814. Владимир Титов, Елена Линвен Созникруководители театра «Лориэн» Фото №123820. Нва творческом вечере Б.Г.Вайнера в Доме-музее Е.А.Боратынского, 26.01.2013 Уйма подарков и красивых, искренних слов, много стихов и песен. Причем, роль первой скрипки на вечере, как и подобает, была отведена юбиляру.
Борис Григорьевич Вайнер — человек талантливый и трудолюбивый.
- Спектакли по пьесам и произведениям писателя давно вошли в репертуар Татарского государственного театра кукол «Экият», а также ставились в Бугульме, Томске, Астрахани, на Украине, в Абхазии;
- стихи и переводы с татарского и английского Бориса Вайнера вошли во многие сборники, учебники и хрестоматии;
- на его стихи написали песни композиторы Леонид Любовский, Григорий Гладков, Александр Лукьянов, Фоат Абубакиров, Александр Комаров, Виталий Харисов и многие другие;
- он автор более 30 книг для взрослых и детей, которые выходили в Казани, Минске и Ростове и др.;
- его произведения неоднократно публиковались в центральных, международных, российских и местных изданиях;
- более 15 лет издавал журнал для детей «Зонтик»;
- долгие годы является литконсультантом молодёжного литобъединения «Белая ворона».
Борис Вайнер сам о себе рассуждает, как о «многостаночнике».
— Рад бы остановиться на одном-двух направлениях. Но так по жизни не получается, — сетует он и продолжает — песен написано достаточно много, не считал, штук двести, наверное. Среди них есть песни, которые люди называют программными. Я сегодня несколько песен спою.
Фото №123904. Лейля Каримова, Борис Вайнер, Наиля Ахунова Первой песней, прозвучавшей на комплиментарном
культмероприятии им. Б.Вайнера стала «Песенка о зонтике».
Дырявый зонтик мне оставил дед,
И с ним — недугов дикую ораву.
Мне от простуд с тех пор покоя нет;
Как жаль, что зонтик мой — дырявый!
Он завещал мне дырок не латать:
Он был чудак и человек лукавый.
Меня как губку можно выжимать;
Как жаль, что зонтик мой — дырявый!
/Б.Вайнер. Отрывок/
Прочтение маленького кусочка из повести Б. Г. Вайнера «У дороги чибис», изданной в журнале «Казанский альманах» в прошлом году, благодаря незаурядным артистическим и музыкальным способностям писателя, превратилось в весёлое представление.Воспоминания автора сопровождались игрой на гитаре и пением куплетов из песен, популярных в его детстве.
«Пели мы тогда много и охотно, причём с равным удовольствием обязательную и вольную программу. Официальное — на школьных собраниях, при приёме в пионеры или у лагерного костра — «Чайка крыльями машет / За собой нас зовёт», «Бескозырка белая / В полоску воротник» и, конечно, «Взвейтесь кострами, синие ночи…» (на строчке «Мы пионеры, дети рабочих» я ёжился, чувствуя себя самозванцем: моя мама была врач, а папа адвокат). А вольное — везде. У нас имелся обширный уличный репертуар — можно сказать, что корабли в нашу гавань заходили уже тогда.
Летом, в Сосновке, приоритеты уточнялись. В младших отрядах шлягером была песня про котёнка: «Паровоз по рельсам мчится / На пути котёнок спит» — типовой триллер, где, как и положено, побеждал слабейший, но публике социально близкий: «Паровоз лежит в больнице / Ему делают укол / А котёнок спит на печке / И лакает молоко». В Казани от бабушки Фриды я однажды услышал меланхолическую идишскую «Понапрасну, мальчик, плачешь / Понапрасну ножки бьёшь…» — и с удивлением узнал в ней лагерного «Котёнка». А в среднем отряде пели оптимистическое — про Васю-сироту: «Там, где поля пустые раньше были / Там теперь раскинулся колхоз». Железный конь, знак эпохи, на припеве заскакивал и сюда: «Ой ты лети, лети, моя машина / Ой как много вертится колёс / Ой какая чудная картина / Когда по рельсам мчится паровоз»…
И все, даже самые разбитные и шпанистые, и в Бугульме, и в Казани распевали, ещё без поздних цинических дополнений, нежное лирическое: «Расцвела сирень в моём садочке».
Один из куплетов этого уличного романса восхищает меня и сейчас:
Я тебя в сиреневом платочке
Целовал в сиреневые щёчки.
Тучки шли, и дождик шёл.
И тебе, и мне хорошо.
Но время шло, эра светлых годов всё близилась и всё никак не наступала, старый репертуар забывался и освобождал место новому: услышанному от приятелей по двору или звучавшему из нашего — в самодельном корпусе с алюминиевой птичкой, собственноручно наклеенной на лицевую панель, — радиоприёмника с гордым именем «Чайка». Чаще всего белая птица почему-то пела голосом Бейбутова: «Огонёк, огонёк / Ты свети, свети мне в пути…» или «Только у любимой / Могут быть такие / Необыкновенные глаза».
Завершение моего первого казанского учебного года совпало со всесоюзной премьерой «Человека-амфибии» по Беляеву, когда нельзя было из дому выйти, чтобы не услышать «Нам бы, нам бы, нам бы, нам бы / Всем на дно!»; на Левобулачной прямо на меня как-то выскочила девчушка лет пяти с торчащими в стороны косицами — и завопила: «Эй, моляк, ты слиском долго плавал!»; в Казань с театром приехал артист Коренев, игравший Ихтиандра, и на улице Островского, у служебного входа в качаловский — прямо напротив нашего подъезда — вечерами дежурили местные соперницы Гуттиэре с букетами.
Лично я предпочитал не безбашенную «Нам бы, нам бы», а другую, более романтическую: «Лучше лежать на дне-е / В синей прохладной мгле-е / Чем мучиться на суровой / Жестокой проклятой земле-е»…
Правда, это не про моляка, а про лыбака.
— Дома у меня был культ украинской песни, культ Одессы, потому что мама была одесситка. Часто звучали украинские песни. мама заканчивала украинскую школу, хорошо знала язык. Понимание оставалось, речь исчезала постепенно. С той поры я помню песню, которую позже услышал только в армии, песня про ласточку. На украинском я ее по праздника иногда пою.
Музика: Олександр Білаш
Вірші: Михайло Ткач
Виконує: Олександр Таранець
Запис 1969 р.
До вікна мойого теплий промінь ластиться,
Синьооке небо в шибку загляда.
Прилетіла ластівка голубою ласкою |
До моєї хати, до свого гнізда. | (2)
Ластівка щебече під моєю стріхою,
Від зорі до ночі човником снує.
Весняною втіхою і любов’ю тихою |
Облітає серце молоде моє. | (2)
Дівчинонько горда, глянь, як промінь ластиться,
Вже останню кригу понесла вода.
Прилетіла ластівка голубою ласкою |
До моєї хати, до свого гнізда. | (2)
Не лишай так скоро мого двору, ластівко,
Ти, холодний вітре, не тривож села.
Дай напитись ласкою, дай нажитись казкою, |
Та не дай зазнати літа без тепла. | (2)
Это был кусочек повести «У дороги чибис» с аккомпанементом.
Фото №123838. Борис Вайнер — Я относительно немного написал для взрослых. Я вообще написал немного. Для взрослых я пишу меньше, чем для детей. Так у меня получается, по причинам, которые мне самому не вполне ясны. Взрослые стихи я пишу тоже. Прочту два своих недавних стихотворения.
Нет у ангела пола,
А ещё — потолка.
Только крылья и голос,
Слышный издалека.
Ангел крыльями машет,
За собой нас зовёт;
Вот и птенчик отважный,
Что решился на взлёт,..
22.06.2012, Б.Вайнер
/отрывок из стихотворения Ангел 1/
Фото №123994. Art16.ru Photo archive — При написании второго стихотворения, я ориентировался на одно очень известное стихотворение нашего выдающегося поэта русского. Оно написано в том же самом размере, на ту же самую тему, но поскольку, люди мы разные — по-другому.
Ремейк
.Волшебна ли, обыкновенна
Или ни два ни полтора —
Она по сути неизменна,
Как кошки с мышкою игра.
Из вдохов, выдохов и вздохов
Она что в этот миг, что в тот,
Что в стародавнюю эпоху,
Где с марта начинался год
Строкой-другой мартиролога,
Цедил апрель то прель, то сок,
Май в синей майке у порога
Качался с пятки на носок,
Июнь, вьюнковый и малинный,
Спешил одеться от кутюр,
Юлил в листве июль шмелиный,
Был август густ, как конфитюр,
Сентябрь сентенциями сыпал,
Октябрь окошками стучал,
Ноябрь брёл на пару с гриппом,
Декабрь капризами встречал —
И шёл, не враг и не товарищ,
На коду кругооборот,
Где каши с январём не сваришь
И не моргнув февраль соврёт.
/Б.Вайнер/
— Я адепт простоты. Люблю простое письмо, когда несложный синтаксис, когда все кажется простым, хотя, на самом деле, — это самое сложное, что может быть.
Этому Борис Григорьевич учит своих многочисленных учеников. А они его радуют своими успехами.
В 2007 году был снят фильм «Ласточка цвета жизни», консультантом, которого являлся Борис Григорьевич, Наиля Ахунова вместе с Борисом Максимовым, режиссёром из Москвы, были сценаристами. Фильм стал лауреатом фестиваля «Кино без барьеров». Героиня фильма — Ольга Овчинникова, любимая ученица Б. Г. Вайнера. Ольга пишет для детей. О. Овчинникова на вечере выступила с поздравлениями к Б.Вайнеру.
Фото №123880. Ольга Овчинникова, Борис Вайнер, Наиля Ахунова А вот Екатерина Аничкина из Альметьевска на вечере быть не смогла. Наиля Ахунова передала поздравления юбиляру от Кати и сообщила важную новость. Оказывается, Е.Аничкина была в Казани целых три дня. Она была участницей Президентского молодёжного форума, представляла проект «Музейная концепция литературного музея им. Гарифа Ахунова в Альметьевские». И стала победителем.
— Екатерина разрабатывает этот проект уже два года. Она участвовала на общих основаниях. Посылала конкурсную заявку. Музей — литературный, в нем будут представлены все альметьевские писатели, которые там когда-то начинали, а папа возглавил местное альметьевское отделение Союза писателей. Именами этих писателей названы улицы Альметьевска: Рафаэля Тухватуллина, Гамиля Афзала, Саджиды Сулеймановой, Адипа Маликова и мн. др. Есть улица им. Гарифа Ахунова — поделилась Н. Г. Ахунова.
Борис Григорьевич о Екатерине Аничкиной:
— Из моего опыта ведения ЛИТО, я знаю, что из 100 человек — один талантлив, из 10 талантливых — один обучаем. Катя относится к их числу. Мы с ней переписываемся иногда по Интернету. Я правлю ей какие-то тексты. Советую: „Вот так, лучше, а может быть — вот так“. Она посмотрела на одну мою правку и говорит:
— Так я ещё птенчик.
— Ну, да! Но очень симпатичный — ответил я.
Она понимает, чтобы расти, надо очень стараться. Это качество встречается очень редко.
От имени всех учеников со словами признательности выступила Альбина Абсалямова, зав. Музеем татарской литературы.
Фото №123807. На творческом вечере Б.Г.Вайнера. В центре — Альбина Абсалямова — Одна из первых моих публикаций состоялась в журнале „Барабашка“, который потом трансформировался в журнал „Зонтик“. Было приятно ещё в школьные годы иметь возможность опубликоваться и получить критические советы от Бориса Григорьевича. Особенно, когда выходила моя первая книжка, он советовал много и вносил свои редакторские правки. До сих пор, можно к нему обратиться за советом, пообщаться. Это очень ценно. Много авторов „Белой вороны“, одни сейчас уже маститые, другие, — нет, говорят большое спасибо Борису Григорьевичу за неоценимое влияние на их творческие биографии.
Роберт Миннуллин поведал, что в свое время, давал рекомендацию Борису Вайнеру в Союз писателей СССР:
— Он оправдал моё доверие. Спасибо ему за это!
Роберт Мугаллимович подарил юбиляру два фотопортрета и книгу безвременно ушедшего из жизни в 2007 году Сергея Малышева, заметив: «Так получается, что поэту при жизни редко воздают должно…».
Фото №123844. Борис Вайнер, Наиля Ахунова Тему продолжил Б.Вайнер:
— У себя на страничке " В контакте» помещаю стихи Сергея Малышева. На них заходит много народу. Никто не знает, кто это такой. Не на знакомую фамилию заходят, просто нравятся стихи. А там уровень читателей не плохой.
Директор детской библиотеки № 43 Любовь Борисовна Букатова выразила надежду на то, что детская книга С.Малышева станет лауреатом «Книги года».
Фото №123922. Любовь Букатова, Борис ВайнерБукатова Любовь Борисовна, зав. детской библиотекой №43 Фото №123910. Нэлли ШукНэлли Брониславовна Шук, поэтесса, ветеран КГМУ Продолжая разговор о детской литературе, Л.Букатова отметила, что для современных детей, книга отступает на второй план. На первом — сейчас компьютер. Уходит культура чтения.
— Благодаря таким людям, как Борис Григорьевич Вайнер, дети открывают для себя мир стихотворения, мир сказок — сказала она.
Любовь Борисовна рассказала, что пьеса самодеятельного студийного театра «Эквадор» «Приключения трех поросят», по сценарию Бориса Вайнера, заняла 1 место на Всероссийском конкурсе в Москве.
Л.Букатова попросила исполнить Б. Г. Вайнера песенку «Оловянный, деревянный и стеклянный».
— Составление схем предложений для меня было любимым занятием. Я был абсолютно литературный парень, — рассказывает Борис Григорьевич — песня «Оловянный, деревянный и стеклянный» получилась из одного из правил русского языка «Прилагательные с двумя или с одной буквой н».
Оловянный, деревянный и стеклянный. Б. Вайнер
Три словечка, что, как водится в природе,
Ничего ещё не значили вчера,
Прилетели вдруг совсем не по погоде,
Словно бабочки с осеннего двора:
«Оловянный, деревянный и стеклянный» —
Белым мелом на оранжевой стене…
И негаданно, а может, и нежданно
Догадался я, что это — обо мне.
/отрывок/