В этой статье речь пойдет о презентации журнала «Казанский альманах» на фестивале «Аксенов-фест», которая прошла в Доме Аксенова 4 ноября 2010 года.
«Казанский Альманах», наверное, то самое издание, которое к Василию Павловичу Аксенову имеет непосредственное отношение. Василий Павлович Аксенов входил в редакционный совет журнала наряду с другими известными писателями и деятелями культуры: Туфаном Миннуллиным, Разилем Валеевым, Владимиром Корчагиным, Рустемом Кутуем, Александром Ткаченко, Эдуардом Трескиным. Главным и бессменным редактором «Казанского альманаха» является Ахат Мушинский — Заслуженный деятель искусств РТ, лауреат литературной премии им. Г.Державина. Автор романов "Шейх и звездочет", "Записки горбатого человека", повестей и рассказов. Автор и ведущий телепрограммы "У зеленого камина".
Ахат Мушинский с сожалением в голосе отметил, что рядом с ним уже нет Василия Павловича Аксенова, Рустема Кутуя, тех значимых для журнала людей, которые стояли у его истока. Ахат Хаевич вспомнил, обстоятельства встречи с Василием Павловичем. Это произошло в 1990 году на Всемирном конгрессе писателей Международного ПЕН-клуба. Уже тогда между ними состоялся разговор о необходимости издания в Казани литературно-художественного и культурно-просветительского журнала на русском языке, под названием «Казанский альманах». В 2007 году в рамках программы по сохранению и развитию государственных языков РТ журнал вышел в свет.
Предполагалось, что "Казанский альманах" будет выходить два раза в год. Тираж первого издания объемом более 200 страниц составил 2 тысячи экземпляров. 1100 экземпляров «Казанского альманаха» были переданы в фонд Национальной библиотеки РТ, которая распространила их по библиотекам России. Таким образом, о журнале узнали читатели Татарстана и всей России. Вот это понимаю, пиар акция!
Авторы, публикующиеся в «Казанском альманахе» сотрудничают и с другими изданиями.
Евгений Анатольевич Попов член реакционных советов «Казанского альманаха» и «Казани».
Борис Вайнер, как «уже большой мальчик», имеет отношение сразу к трем журналам: «Казань», «Идель», «Казанский Альманах». Причем за его плечами издание двух журналов для детей «Зонтик» и «Будильник». Он считается детским писателем, хотя пишет и для взрослой аудитории. Борис Григорьевич — поэт-песенник. В последнем номере «Казанского альманаха» опубликованы его заметки о песенном тексте «Всего вернее полутон…». На встрече-презентации Борис Григорьевич прочел стихотворение «Городок», впервые опубликованное в альманахе.
Городок
Я знаю милый городок, Где всё круглым-кругло: Окно, и клумба, и цветок, И слово, и число. Там собираются в кружки На круглых площадях, Там разъезжают седоки На круглых лошадях, И машет кавалькаде вслед Платочек кружевной, И до утра сидит поэт Над рифмой кольцевой, И стрелки кружатся в тиши, И в кухнях не спеша Сползают лука кругляши На блюдечко с ножа, И круглая бежит слеза По розовой щеке, И круг выводит егоза На грифельной доске, И плещет круглая вода В ведёрке рыбака, И ходит по кругу беда, Далёкая пока, И золотую дребедень И шерстяной уют В лавчонке тесной круглый день Задаром отдают, И скачет круглый дурачок На палочке верхом – В глазах мечта, в руке сачок – По лугу босиком, И в круге неба голубом, Едва подходит срок, Для всех готов и стол, и дом, И на столе пирог. Борис Вайнер. (2008)
На презентации рефреном звучала мысль — авторы определяют лицо журнала.
Ахат Мушинский очень любит и ценит всех авторов альманаха. Он с особой теплотой отзывался о деятельности Наили Гарифзяновны Ахуновой, руководителя ЛИТО при КГМУ «Белая ворона». На презентации он отметил, что Неля, с такой душой отдается работе с молодыми авторами. Выпестовывает буквально каждого. Из Лито «Белая ворона» упорхнули в известность такие воронята, как Анна Русс, Альбина Абсалямова, Дина Садыкова.
Ахат Мушинский рассказал, что в последнем номере «Казанского альманаха» опубликована большая подборка авторов "Белой Вороны", отдельно представлены стихи членов ЛИТО Натальи Ивановой, Александра Крайнова, Эндже Алимовой, Светланы Филатовой, Дарьи Якуниной, Анны Черемисовой, Марии Чурсиной, Юлии Сандлер, Константина Максимова. Материал Наили Ахуновой о Веронике Тушновой «Сердце мое как птица…».
— Повертел в руках последний номер альманаха и впереди, и сзади, и в центре — везде «воронята»! — заключил Ахат Хаевич и предоставил слово Наиле Ахуновой.
Наиля Ахунова заметила, что «Белая ворона» возникла в стенах Казанского медицинского университета, где когда-то несколько лет проучился студент Василий Аксенов. И сегодня в Доме Аксенова на фестивале «Аксенов-фест» молодые авторы из «Белой вороны», пройдя конкурсный отбор, участвовали в мастер-классах московских писателей, друзей Василия Павловича Аксенова. Разве это не событие для студийцев — услышать отзыв о своем творчестве признанных мастеров пера, получить путевку в жизнь.
Н.Ахунова прочла стихотворение–посвящение «Белой вороне» автора, который сам никогда не читает свои стихи и сейчас находится за пределами Казани.
«Белой вороне». Леонид Хотинок
Я поднимался от Кольца по старой
покатой улице, покинутой людьми
и прочей живностью. Медлительные хлопья
искали прошлогодние углы,
деревья, стекла, лица домоседок
и, не найдя, пытались повернуть
обратно в небо, чем напоминали
литературу. Может быть – любовь.
Во всяком случае – брезгливость прошлой жизни
к грядущим переменам. На углу
мерцала мгла глазами кадиллака
и подвизался небом темный лед.
Я проходил двумя почти дворами
с еще живым квадратным желтым сном,
запутавшимся в черных ветках клена,
на Муштари и чувствовал спиной,
как смотрит сквозь шуршанье снегопада
глубокая, большая, городская,
еще густая счастьем тишина.
Далекий лай обозначал участье
забытых горизонтов в бытии
фонарного немерзнущего круга,
по коему внимательный ребенок
хрустящую протаптывал тропу.
Напротив богадельни беллетристов
таился домик с мраморной доской –
здесь жил студентом основатель ада,
теперь ютился пыльный книжный лимб
и собирались нежные поэты
помыслить вместе. Вековые сени,
как в погребе, хранили мысль одну:
когда б любили старые кварталы
себя, а не воспоминанье о,
мы жили бы гораздо лучше, впрочем,
чего уж… Лестница скрипела
и в юношество открывалась дверь.
И свое стихотворение.
Наиля Ахунова
Книга Ли Бо или Ду Фу
у изголовья.
Кот полосатый,
сопящий тихонько подмышкой.
Око Луны,заглянувшей
случайно за полог -
Это ль не повод
для тихой радости сердца?
После Наили Гарифзяновны свои стихи прочли студийцы «Белой вороны» Юлия Сандлер и Наталья Иванова.
— На смену нашим аксакалам приходит талантливая молодежь, — с гордостью заверяет Наиля Ахунова, после выступления своих учениц.
Елена Сунгатова. Ноябрь 2010
Смотреть все фото ->
Комментарии
Хотелось пообщаться с Ахатом