«Русское искусство в Эрмитаже.
Знаменитые и забытые мастера XIX — первой четверти XX века»
Казань, Кремль, центр «Эрмитаж • Казань»
18 октября 2007 года — 1 июня 2008 года
РУССКОЕ ИСКУССТВО БЕЗ ИКОН
Слово «икона» имеет два значения. Одно — религиозная православная картина. Другое — произведение или явление искусства, являющееся предметом массового почитания и признанным символом эпохи или нации. Применительно к русскому искусству можно привести множество примеров и того, и другого значения.
Фото №4264. Р. Хайрутдинов, В. Матвеев, З.ВалееваОткрытие выставки
Р. Хайрутдинов, директор Государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника \"Казанский Кремль\"
В.Матвеев,зам.дир. Государственного Эрмитажа по выставкам и развитию, кандидат искусствоведения. Фото №4258. Афиша выставки На этот раз Эрмитаж выбирает для своей выставки замечательные произведения русского искусства XIX—XX веков, мало известные публике или почти неизвестные. Мы открываем и выставляем часть своих знаменитых запасников. Выставке предшествовала огромная работа, которая и составляет основу музейного дела, — отбор экспонатов, их реставрация и изучение.
Фото №4289. Портрет императора Александра I. 1822Орловский (Смирнов) Борис Иванович.1797—1837
По модели И.П. Мартоса (1822)
Мрамор. 61 × 40 × 29 см Фото №4299. Портрет сенатора П.В. Мятлева.1833ИВАНОВ МИХАИЛ ИВАНОВИЧ. 1774—1848
Мрамор. 58 × 45 см Только все вместе взятое позволило создать интересную панораму развития русского искусства, где каждый краткий промежуток истории представлен определенной работой. Имена некоторых художников впервые засияют достойным их светом, а знаменитые мэтры предстанут с неожиданной стороны. К примеру, удивительно элегантный пастельный портрет работы Венецианова, романтического певца сельской природы и сельского труда, или портрет Шуваловой работы Брюллова, или сцена представления наследника Алексея Финляндскому полку работы Кустодиева, или почти импрессионистический этюд Щедрина.
Фото №4304. Настольное украшениеДесертная ваза с резной чашей из Министерского (Ропшинского ) сервиза. Пименов Степан Степанович.
Императорский фарфоровый завод, Санкт-Петербург.Фарфор, резьба, лепка роспись надглазурная полихромная, позолота, цировка. 53.7 х 28.4 см. Фото №4309. Бык. 1824Демут-Малиновский Василий Иванович
Бронза платированная, мрамор, 41х42 см. Летопись русского искусства сочетается с летописью российской истории. Значительную часть выставки составляют портреты. В свое время, в начале XX века, Дягилев привел Россию в восторг замечательной выставкой портрета. Она была очень важна для нашего национального художественного и исторического самосознания. И сегодня всем нам полезно, а молодежи нужно посмотреть на лица людей, создававших русскую историю — простых и знатных, известных и неизвестных. Среди них — писатели и художники, священнослужители и военные, государственные деятели и светские дамы, врачи и простолюдины. Выставка вспоминает и о знаменитых русских коллекционерах.
Фото №4314. Портрет Павла I (1797-1798)Щукин Степан Семёнович
Холст, масло, 154 х 116 см. Фото №4319. Фрагмент экспозиции выставки Это и их портреты, например, — Кушелева работы Кипренского, и вещи из коллекций, вошедших в эрмитажное собрание, — дары Яремича, Душина и многих других.
Фото №4414. Портрет великой княжны Ольги Николаевны. 1844
На выставке показаны также работы, отражающие освоение Россией европейской культуры — итальянские, почти итальянские и русские пейзажи, сцены из античной истории и религиозные картины европейского стиля. Не могу не упомянуть божественный этюд Александра Иванова «Два поющих мальчика». Жанровые картины перекликаются с батальными композициями и видами эрмитажных залов, которые нам особенно дороги.
Фото №4339. Портрет композитора Ф. ЛистаБах Роберт Робертович (Романович)
Бронза платинированная, выс. 46 см. Фото №4344. Портрет великого князя Николая Николаевича. 1915Черемисова Елизавета Петровна. 1874 — первая половина хх века
Бронза. 18х15 см В целом мы стремились показать русское искусство как документ национальной истории. Интерес к истории культуры был и остается характерной чертой эрмитажного собирательства и эрмитажной науки.
Фото №4349. Модель памятника императрице Екатерине IIМикешин Михаил Осмпович
Бронза, мрамор, гранит. 90 × 88 × 88 см Фото №4359. Эпилог. 1915Свирская Юлия Николаевна
Гипс, тонированный под бронзу. 56 х 447 х 40 см. Особое место на выставке выделено семье Юсуповых. Эти представители высшей русской знати, сыгравшие огромную роль в истории империи, гордились своими мусульманскими корнями. Напомним, что в России слой высшего дворянства, имевший мусульманские корни и тюркские имена, был очень велик и значим. Юсуповы одновременно стали и яркими представителями утонченной европейской культуры, что, в частности, выразилось в их удивительных художественных коллекциях. На выставке представлены портреты членов семьи Юсуповых и вещи из их собраний.
Фото №4599. Бытовая сцена. На заднем дворе. 1843/Портрет купчихи. 1836Багоев (Багаев, Богаев)Аким Арефьевич. 1826 — ?/Тарханов Иван Васильевич.1780—1848
Холст, масло. 45,7 × 36,8 см /
Холст, масло. 80,5 × 64,2 см Как всегда выставка в центре «Эрмитаж-Казань» рассказывает о музее и его жизни, показывает экспонаты и темы, которые просто так в самом музее не увидишь, погружает зрителя в мир культуры и заставляет, да заставляет, внимательно всматриваться в свою историю и думать о ней. Мы рады тому, что Эрмитаж становится по-настоящему частью культурной жизни Казани, а казанский зритель — частью нашей постоянной аудитории.
М.Б. Пиотровский,
директор Государственного Эрмитажа, член-корреспондент РАН