Витали Иван Петрович
Мрамор. 52 × 41 см
Поступление: из личных комнат Зимнего дворца Инв. № Н.Ск. 931
Выставки: 1999 Санкт-Петербург. Пушкин и Зимний дворец. Кат. 73; 2007 Palermo
Литература:
- Рамазанов 1863. Кн. 1;
- Ногаевская 1954;
- Якирина, Одноралов 1960;
- ГРМ 1988. С. 39;
- Кривдина 1999;
- Кривдина 2006.Витали
Великая княжна Ольга Николаевна (1822—1892) — вторая дочь императора Николая I и императрицы Александры Федоровны.
В 1846 г. вышла замуж за наследного принца Вюртембергского Карла, с 1864 г. — королева Вюртембергская.
Иван Петрович Витали — приверженец романтизма в скульптуре, «романтический идеалист», по определению Н.Н. Врангеля.
Родился в Санкт(Петербурге в семье итальянского формовщика Пьетро Витали. Учился в Иезуитской школе при церкви Св. Екатерины.
В 1806—1818 гг. одновременно числился вольноприходящим учеником Императорской Академии художеств и обучался мастерству мраморщика в мастерской А. Трискорни.
В 1818 г. переехал в Москву, где открыл собственную мраморную мастерскую.
С 1818 по 1841 г. работал в Москве; за это время исполнил группы «Милосердие» и «Воспитание» для здания Воспитательного дома (1820—1821, известняк; Всероссийский музей им. А.В. Щусева); рельеф «Милосердие» для портика здания Опекунского совета и скульптурные группы «Совет» и «Кредит» (1823—1825, известняк).
В 1829—1830 гг. работал над монументальной композицией «Минерва в окружении гениев и аллегорических фигур Науки и Искусства» для аттика Московского технического училища. Совместно со скульптором И.Т. Тимофеевым участвовал в декоративном оформлении Триумфальных ворот, сооруженных в честь победы в Отечественной войне 1812 года (1829—1834, бронза, листовая медь).
Автор декоративных фонтанов на Театральной и Лубянской площади (1835, бронза).
В 1836 г. за вылепленный с натуры бюст К.П. Брюллова получил звание неклассного художника, а в 1840 за бюст В.К. Шебуева — звание академика (оба гипс, ГРМ).
В 1841 г. Витали переехал в Санкт(Петербург, заключив контракт со Строительной комиссией Исаакиевского собора.
Он выполнил бронзовые монументальные барельефы для фронтонов «Поклонение волхвов» и «Св. Исаакий благословляет императора Феодосия» (1843—1844).
Возглавив работы по декоративному оформлению собора, до 1854 г. создал свыше трехсот статуй и рельефов, включая скульптуру внутренних и наружных дверей, сводов и барабана главного купола.
Преподавал скульптуру в Академии художеств.
С 1842 г. — профессор 2(й степени; с 1852 — профессор 1-й степени.
В 1843 г. принял российское подданство.
В 1849 г. за выполнение статуй для Георгиевского зала Кремлевского дворца в Москве (архитектор К.А. Тон) награжден золотой медалью.
В 1850 г. назначен почетным скульптором Эрмитажа без жалованья.
В последний период творчества создал памятник императору Павлу I для Гатчины (1850—1851, бронза, гранит), статую Венеры (1852, мрамор, ГРМ).
Выдающийся мастер портрета. Широкую известность получили бюсты А.С. Пушкина (1837, гипс, Музей ИРЛИ; бронза, ГРМ, ГТГ), П.Ф. Соколова (1837, гипс, ГРМ), великого князя Михаила Павловича (1848, бронза, ГЭ, ГРМ).
Плодотворно работал над произведениями мемориальной пластики. Оценивая творчество И.П. Витали, Н.Н. Врангель писал, что тот «реально воплотил в живые формы свои visions antiques. Вот отчего в нем нет академизма и условности классиков, но нет и грубого реализма. Витали всегда говорит правду и только правду, но она выражена в изящных и эффектных словах».
Это наглядно подтверждает и показанный на выставке антикизированный бюст-герма великой княжны Ольги Николаевны. Модель портрета Витали создал в 1844 г. (в собрании ГРМ хранится гипсовый бюст великой княжны, подписанный скульптором и датированный 1844 г.).
Современники считали, что великая княжна Ольга Николаевна «…больше всех походит на отца и наружностью, имея его правильные черты лица, и силой воли, и стойким характером, что она доказала всей своей жизнью. При этом она унаследовала женственность и ангельскую нежность своей матери, так что она собой изображает редкое, чудное во всех отношениях, исключительное явление».
Данный портрет, очевидно, некогда принадлежал императрице Александре Федоровне, а после ее смерти в 1860 г. был «отдан государю», то есть императору Александру II, старшему брату Ольги Николаевны.
Среди мраморных произведений, принадлежавших ему, действительно, находился «Бюст Ольги Николаевны (работы Витали)». Портрет хранился в библиотеке Александра II в Зимнем дворце. Его можно видеть на акварели Э.П. Гау, запечатлевшего вид библиотеки в 1871 г. (ГЭ).
Вместе с портретами сестер, великой княгини Александры Николаевны также работы Витали, и великой княгини Марии Николаевны работы немецкого скульптора Х.Д. Рауха, портрет Ольги Николаевны был установлен на одном из столов библиотеки.
Е.И. Карчева, Э.А. Тарасова
Информация из каталога выставки. Изд. Славия
Добавить комментарий