Галерея сайта art16.ru
Вход
art16.ru Фотогалерея ART16.ru Эрмитаж Казань Русское искусство в Эрмитаже Портрет великой княжны Ольги Николаевны. 1844
следующаяпоследняя
первая предыдущая
Портрет великой княжны Ольги Николаевны. 1844::Русское искусство в Эрмитаже

Портрет великой княжны Ольги Николаевны. 1844

Витали Иван Петрович
Мрамор. 52 × 41 см
Поступление: из личных комнат Зимнего дворца Инв. № Н.Ск. 931
Выставки: 1999 Санкт-Петербург. Пушкин и Зимний дворец. Кат. 73; 2007 Palermo
Литература:

 

  • Рамазанов 1863. Кн. 1;
  • Ногаевская 1954;
  • Якирина, Одноралов 1960;
  • ГРМ 1988. С. 39;
  • Кривдина 1999;
  • Кривдина 2006.Витали 

Великая княжна Ольга Николаевна (1822—1892) — вторая дочь императора Николая I и императрицы Александры Федоровны.
В 1846 г. вышла замуж за наследного принца Вюртембергского Карла, с 1864 г. — королева Вюртембергская.

Иван Петрович Витали — приверженец романтизма в скульптуре, «романтический идеалист», по определению Н.Н. Врангеля.

Родился в Санкт(Петербурге в семье итальянского формовщика Пьетро Витали. Учился в Иезуитской школе при церкви Св. Екатерины.
В 1806—1818 гг. одновременно числился вольноприходящим учеником Императорской Академии художеств и обучался мастерству мраморщика в мастерской А. Трискорни.
В 1818 г. переехал в Москву, где открыл собственную мраморную мастерскую.
С 1818 по 1841 г. работал в Москве; за это время исполнил группы «Милосердие» и «Воспитание» для здания Воспитательного дома (1820—1821, известняк; Всероссийский музей им. А.В. Щусева); рельеф «Милосердие» для портика здания Опекунского совета и скульптурные группы «Совет» и «Кредит» (1823—1825, известняк).
В 1829—1830 гг. работал над монументальной композицией «Минерва в окружении гениев и аллегорических фигур Науки и Искусства» для аттика Московского технического училища. Совместно со скульптором И.Т. Тимофеевым участвовал в декоративном оформлении Триумфальных ворот, сооруженных в честь победы в Отечественной войне 1812 года (1829—1834, бронза, листовая медь).
Автор декоративных фонтанов на Театральной и Лубянской площади (1835, бронза).
В 1836 г. за вылепленный с натуры бюст К.П. Брюллова получил звание неклассного художника, а в 1840 за бюст В.К. Шебуева — звание академика (оба гипс, ГРМ).
В 1841 г. Витали переехал в Санкт(Петербург, заключив контракт со Строительной комиссией Исаакиевского собора.
Он выполнил бронзовые монументальные барельефы для фронтонов «Поклонение волхвов» и «Св. Исаакий благословляет императора Феодосия» (1843—1844).
Возглавив работы по декоративному оформлению собора, до 1854 г. создал свыше трехсот статуй и рельефов, включая скульптуру внутренних и наружных дверей, сводов и барабана главного купола.
Преподавал скульптуру в Академии художеств.
С 1842 г. — профессор 2(й степени; с 1852 — профессор 1-й степени.
В 1843 г. принял российское подданство.
В 1849 г. за выполнение статуй для Георгиевского зала Кремлевского дворца в Москве (архитектор К.А. Тон) награжден золотой медалью.
В 1850 г. назначен почетным скульптором Эрмитажа без жалованья.
В последний период творчества создал памятник императору Павлу I для Гатчины (1850—1851, бронза, гранит), статую Венеры (1852, мрамор, ГРМ).
Выдающийся мастер портрета. Широкую известность получили бюсты А.С. Пушкина (1837, гипс, Музей ИРЛИ; бронза, ГРМ, ГТГ), П.Ф. Соколова (1837, гипс, ГРМ), великого князя Михаила Павловича (1848, бронза, ГЭ, ГРМ).
Плодотворно работал над произведениями мемориальной пластики. Оценивая творчество И.П. Витали, Н.Н. Врангель писал, что тот «реально воплотил в живые формы свои visions antiques. Вот отчего в нем нет академизма и условности классиков, но нет и грубого реализма. Витали всегда говорит правду и только правду, но она выражена в изящных и эффектных словах».
Это наглядно подтверждает и показанный на выставке антикизированный бюст-герма великой княжны Ольги Николаевны. Модель портрета Витали создал в 1844 г.  (в собрании ГРМ хранится гипсовый бюст великой княжны, подписанный скульптором и датированный 1844 г.).
Современники считали, что великая княжна Ольга Николаевна «…больше всех походит на отца и наружностью, имея его правильные черты лица, и силой воли, и стойким характером, что она доказала всей своей жизнью. При этом она унаследовала женственность и ангельскую нежность своей матери, так что она собой изображает редкое, чудное во всех отношениях, исключительное явление».

 

 

Данный портрет, очевидно, некогда принадлежал императрице Александре Федоровне, а после ее смерти в 1860 г. был «отдан государю», то есть императору Александру II, старшему брату Ольги Николаевны.
Среди мраморных произведений, принадлежавших ему, действительно, находился «Бюст Ольги Николаевны (работы Витали)». Портрет хранился в библиотеке Александра II в Зимнем дворце. Его можно видеть на акварели Э.П. Гау, запечатлевшего вид библиотеки в 1871 г. (ГЭ).
Вместе с портретами сестер, великой княгини Александры Николаевны также работы Витали, и великой княгини Марии Николаевны работы немецкого скульптора Х.Д. Рауха, портрет Ольги Николаевны был установлен на одном из столов библиотеки.

 

 

Е.И. Карчева, Э.А. Тарасова
Информация из каталога выставки. Изд. Славия

 

Фото № 4414

Дата: 18.10.2007
Просмотров: 2852
Размер:
Полный размер: 2592x1944

Добавить комментарий

Имя

Заголовок

Комментарий (обязательно)

Добавить комментарий

следующаяпоследняя
первая предыдущая
Яндекс.Метрика
Рейтинг@Mail.ru
© art16.ru — Культура и Искусство в Татарстане
Автор всех фото на сайте, если не указано иное: Елена Сунгатова
При копировании фотографий в эл.СМИ, активная ссылка на сайт art16.ru обязательна.
Использование фотографий в печатных изданиях оговаривается с автором.
Внимание: отдельные публикации могут содержать
информацию (обнаженную натуру в демонстрируемых произведениях искусства),
возможно, черт их знает, не предназначенную для пользователей младше 18 лет.