«Русское искусство в Эрмитаже.
Знаменитые и забытые мастера XIX — первой четверти XX века»
Казань, Кремль, центр «Эрмитаж • Казань»
18 октября 2007 года — 1 июня 2008 года
РУССКОЕ ИСКУССТВО БЕЗ ИКОН
Слово «икона» имеет два значения. Одно — религиозная православная картина. Другое — произведение или явление искусства, являющееся предметом массового почитания и признанным символом эпохи или нации. Применительно к русскому искусству можно привести множество примеров и того, и другого значения.
Р. Хайрутдинов, В. Матвеев, З.Валеева
Открытие выставки
Р. Хайрутдинов, директор Государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника \"Казанский Кремль\"В.Матвеев,зам.дир. Государственного Эрмитажа по выставкам и развитию, кандидат искусствоведения.
На этот раз Эрмитаж выбирает для своей выставки замечательные произведения русского искусства XIX—XX веков, мало известные публике или почти неизвестные. Мы открываем и выставляем часть своих знаменитых запасников. Выставке предшествовала огромная работа, которая и составляет основу музейного дела, — отбор экспонатов, их реставрация и изучение.
Портрет императора Александра I. 1822
Орловский (Смирнов) Борис Иванович.1797—1837
По модели И.П. Мартоса (1822)Мрамор. 61 × 40 × 29 см
Портрет сенатора П.В. Мятлева.1833
ИВАНОВ МИХАИЛ ИВАНОВИЧ. 1774—1848
Мрамор. 58 × 45 см
Только все вместе взятое позволило создать интересную панораму развития русского искусства, где каждый краткий промежуток истории представлен определенной работой. Имена некоторых художников впервые засияют достойным их светом, а знаменитые мэтры предстанут с неожиданной стороны. К примеру, удивительно элегантный пастельный портрет работы Венецианова, романтического певца сельской природы и сельского труда, или портрет Шуваловой работы Брюллова, или сцена представления наследника Алексея Финляндскому полку работы Кустодиева, или почти импрессионистический этюд Щедрина.
Настольное украшение
Десертная ваза с резной чашей из Министерского (Ропшинского ) сервиза. Пименов Степан Степанович.
Императорский фарфоровый завод, Санкт-Петербург.Фарфор, резьба, лепка роспись надглазурная полихромная, позолота, цировка. 53.7 х 28.4 см.
Бык. 1824
Демут-Малиновский Василий Иванович
Бронза платированная, мрамор, 41х42 см.
Летопись русского искусства сочетается с летописью российской истории. Значительную часть выставки составляют портреты. В свое время, в начале XX века, Дягилев привел Россию в восторг замечательной выставкой портрета. Она была очень важна для нашего национального художественного и исторического самосознания. И сегодня всем нам полезно, а молодежи нужно посмотреть на лица людей, создававших русскую историю — простых и знатных, известных и неизвестных. Среди них — писатели и художники, священнослужители и военные, государственные деятели и светские дамы, врачи и простолюдины. Выставка вспоминает и о знаменитых русских коллекционерах.
Портрет Павла I (1797-1798)
Щукин Степан Семёнович
Холст, масло, 154 х 116 см.
Фрагмент экспозиции выставки
Это и их портреты, например, — Кушелева работы Кипренского, и вещи из коллекций, вошедших в эрмитажное собрание, — дары Яремича, Душина и многих других.
Портрет великой княжны Ольги Николаевны. 1844
Витали Иван Петрович
Мрамор. 52 × 41 см
Поступление: из личных комнат Зимнего дворца Инв. № Н.Ск. 931
Выставки: 1999 Санкт-Петербург. Пушкин и Зимний дворец. Кат. 73; 2007 Palermo
Литература:
- Рамазанов 1863. Кн. 1;
- Ногаевская 1954;
- Якирина, Одноралов 1960;
- ГРМ 1988. С. 39;
- Кривдина 1999;
- Кривдина 2006.Витали
Великая княжна Ольга Николаевна (1822—1892) — вторая дочь императора Николая I и императрицы Александры Федоровны.
В 1846 г. вышла замуж за наследного принца Вюртембергского Карла, с 1864 г. — королева Вюртембергская.
Иван Петрович Витали — приверженец романтизма в скульптуре, «романтический идеалист», по определению Н.Н. Врангеля.
Родился в Санкт(Петербурге в семье итальянского формовщика Пьетро Витали. Учился в Иезуитской школе при церкви Св. Екатерины.
В 1806—1818 гг. одновременно числился вольноприходящим учеником Императорской Академии художеств и обучался мастерству мраморщика в мастерской А. Трискорни.
В 1818 г. переехал в Москву, где открыл собственную мраморную мастерскую.
С 1818 по 1841 г. работал в Москве; за это время исполнил группы «Милосердие» и «Воспитание» для здания Воспитательного дома (1820—1821, известняк; Всероссийский музей им. А.В. Щусева); рельеф «Милосердие» для портика здания Опекунского совета и скульптурные группы «Совет» и «Кредит» (1823—1825, известняк).
В 1829—1830 гг. работал над монументальной композицией «Минерва в окружении гениев и аллегорических фигур Науки и Искусства» для аттика Московского технического училища. Совместно со скульптором И.Т. Тимофеевым участвовал в декоративном оформлении Триумфальных ворот, сооруженных в честь победы в Отечественной войне 1812 года (1829—1834, бронза, листовая медь).
Автор декоративных фонтанов на Театральной и Лубянской площади (1835, бронза).
В 1836 г. за вылепленный с натуры бюст К.П. Брюллова получил звание неклассного художника, а в 1840 за бюст В.К. Шебуева — звание академика (оба гипс, ГРМ).
В 1841 г. Витали переехал в Санкт(Петербург, заключив контракт со Строительной комиссией Исаакиевского собора.
Он выполнил бронзовые монументальные барельефы для фронтонов «Поклонение волхвов» и «Св. Исаакий благословляет императора Феодосия» (1843—1844).
Возглавив работы по декоративному оформлению собора, до 1854 г. создал свыше трехсот статуй и рельефов, включая скульптуру внутренних и наружных дверей, сводов и барабана главного купола.
Преподавал скульптуру в Академии художеств.
С 1842 г. — профессор 2(й степени; с 1852 — профессор 1-й степени.
В 1843 г. принял российское подданство.
В 1849 г. за выполнение статуй для Георгиевского зала Кремлевского дворца в Москве (архитектор К.А. Тон) награжден золотой медалью.
В 1850 г. назначен почетным скульптором Эрмитажа без жалованья.
В последний период творчества создал памятник императору Павлу I для Гатчины (1850—1851, бронза, гранит), статую Венеры (1852, мрамор, ГРМ).
Выдающийся мастер портрета. Широкую известность получили бюсты А.С. Пушкина (1837, гипс, Музей ИРЛИ; бронза, ГРМ, ГТГ), П.Ф. Соколова (1837, гипс, ГРМ), великого князя Михаила Павловича (1848, бронза, ГЭ, ГРМ).
Плодотворно работал над произведениями мемориальной пластики. Оценивая творчество И.П. Витали, Н.Н. Врангель писал, что тот «реально воплотил в живые формы свои visions antiques. Вот отчего в нем нет академизма и условности классиков, но нет и грубого реализма. Витали всегда говорит правду и только правду, но она выражена в изящных и эффектных словах».
Это наглядно подтверждает и показанный на выставке антикизированный бюст-герма великой княжны Ольги Николаевны. Модель портрета Витали создал в 1844 г. (в собрании ГРМ хранится гипсовый бюст великой княжны, подписанный скульптором и датированный 1844 г.).
Современники считали, что великая княжна Ольга Николаевна «…больше всех походит на отца и наружностью, имея его правильные черты лица, и силой воли, и стойким характером, что она доказала всей своей жизнью. При этом она унаследовала женственность и ангельскую нежность своей матери, так что она собой изображает редкое, чудное во всех отношениях, исключительное явление».
Данный портрет, очевидно, некогда принадлежал императрице Александре Федоровне, а после ее смерти в 1860 г. был «отдан государю», то есть императору Александру II, старшему брату Ольги Николаевны.
Среди мраморных произведений, принадлежавших ему, действительно, находился «Бюст Ольги Николаевны (работы Витали)». Портрет хранился в библиотеке Александра II в Зимнем дворце. Его можно видеть на акварели Э.П. Гау, запечатлевшего вид библиотеки в 1871 г. (ГЭ).
Вместе с портретами сестер, великой княгини Александры Николаевны также работы Витали, и великой княгини Марии Николаевны работы немецкого скульптора Х.Д. Рауха, портрет Ольги Николаевны был установлен на одном из столов библиотеки.
Е.И. Карчева, Э.А. Тарасова
Информация из каталога выставки. Изд. Славия
На выставке показаны также работы, отражающие освоение Россией европейской культуры — итальянские, почти итальянские и русские пейзажи, сцены из античной истории и религиозные картины европейского стиля. Не могу не упомянуть божественный этюд Александра Иванова «Два поющих мальчика». Жанровые картины перекликаются с батальными композициями и видами эрмитажных залов, которые нам особенно дороги.
Портрет композитора Ф. Листа
Бах Роберт Робертович (Романович)
Бронза платинированная, выс. 46 см.
Портрет великого князя Николая Николаевича. 1915
Черемисова Елизавета Петровна. 1874 — первая половина хх века
Бронза. 18х15 см
В целом мы стремились показать русское искусство как документ национальной истории. Интерес к истории культуры был и остается характерной чертой эрмитажного собирательства и эрмитажной науки.
Модель памятника императрице Екатерине II
Микешин Михаил Осмпович
Бронза, мрамор, гранит. 90 × 88 × 88 см
Эпилог. 1915
Свирская Юлия Николаевна
Гипс, тонированный под бронзу. 56 х 447 х 40 см.
Особое место на выставке выделено семье Юсуповых. Эти представители высшей русской знати, сыгравшие огромную роль в истории империи, гордились своими мусульманскими корнями. Напомним, что в России слой высшего дворянства, имевший мусульманские корни и тюркские имена, был очень велик и значим. Юсуповы одновременно стали и яркими представителями утонченной европейской культуры, что, в частности, выразилось в их удивительных художественных коллекциях. На выставке представлены портреты членов семьи Юсуповых и вещи из их собраний.
Бытовая сцена. На заднем дворе. 1843/Портрет купчихи. 1836
Багоев (Багаев, Богаев)Аким Арефьевич. 1826 — ?/Тарханов Иван Васильевич.1780—1848
Холст, масло. 45,7 × 36,8 см /Холст, масло. 80,5 × 64,2 см
Как всегда выставка в центре «Эрмитаж-Казань» рассказывает о музее и его жизни, показывает экспонаты и темы, которые просто так в самом музее не увидишь, погружает зрителя в мир культуры и заставляет, да заставляет, внимательно всматриваться в свою историю и думать о ней. Мы рады тому, что Эрмитаж становится по-настоящему частью культурной жизни Казани, а казанский зритель — частью нашей постоянной аудитории.
М.Б. Пиотровский,
директор Государственного Эрмитажа, член-корреспондент РАН