С 7 марта по 17 апреля 2018 года в Музее А.М. Горького и Ф.И.Шаляпина работает выставка "Пакт Рериха. История и современность".

Международный выставочный проект в Казани представляют: Международный Центр Рерихов, Министерство культуры РТ, Национальный музей Республики Татарстан, Музей А.М. Горького и Ф. И. Шаляпина, Татарстанское рериховское культурное объединение.

В залах музея представлена экспозиция раскрывающая тему "Пакт Рериха. История и современность". Экспозиция собрана из репродукций картин Н.К. Рериха, планшетов с историческими фотографиями и документами.


Международный договор об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников подписан 15 апреля 1935 года в Белом Доме (г. Вашингтон, США) в присутствии президента США Ф. Рузвельта и представителей 20 стран Латинской Америки. Пакт Рериха, предложенный Миру русским ученым, философом, художником, путешественником Н.К. Рерихом, явился первым международным договором, выдвинувшим идею защиты ценностей культуры.

Международный Центр Рерихов занимается продвижением Пакта Рериха. В 2012 году им совместно с Комитетом по сохранению наследия Рерихов был создан данный проект. Открытие положено выставкой в шатаб-квартире ЮНЕСКО в Париже (Франция). В 2013 году - проект прокатился по странам Латинской Америки, его увидели жители Аргентины, Уругвая, Чили и по Европе (Берлин, Женева). В 2014-15 гг. - выставочный тур по странам Европы, Америки и Азии. 2018 г. - Казань (Татарстан).
Международный выставочный проект направлен на популяризацию миротворческих идей. Охрана художественных и научных учреждений и исторических памятников была и остается актуальной проблемой нашего времени. Стоит только вспомнить разрушения Первой и Второй мировых войн, Афганистан, Сирию; безвозвратно потерянные в мирное время, результате процесса урбанизации, памятники культуры и архитектуры. Выставка несет воспитательное значение.
Один из разделов выставки посвящен Знамени Мира - знамя защиты культурных объектов в военное и мирное время. Там где развивается Знамя Мира - территория неприкосновенности объектов культуры. Николай Константинович называл Знамя Мира Красным Крестом Культуры. На белом фоне в круге красно-розового (амарантового) цвета размещены три соединенные между собой сферы того же цвета, символизирующие триединство. Знак триединства Николай Константинович видел на многих памятниках культуры.







Идея триединства родилась у Рериха при просмотре "Троицы" А. Рублева.

Триединство важнейших понятий эволюции: прошлого, настоящего и будущего; человека, планеты и космоса; искусства, науки и религии. Знамя Мира присутствует на многих работах Рериха.

В творчестве Н.К. Рериха отразилась тема разрушения исторических памятников. Плакат 1914 года "Враг рода человеческого" на нем можно прочесть надписи: "Множество народа яростно погубил", "Многие города воровски порушил". Плакат, осуждающий разрушение памятников культуры во Франции и Бельгии, был разослан в действующие части русской армии.


В предвоенное время, накануне первой мировой войны Н.К.Рерих создает серию пророческих работ. Предчувствует, что грядет война, будут разрушения, надо защищать памятники культуры. Одна из его работ " Меч мужества" (1912 год) - люди спят, не предчувствуют беду, только Ангел стоит на страже. Другая работа того же цикла работ "Зарево" (1914), посвящена королю Альберту (Бельгия) первому из европейских правителей, поддержавших Пакт Рериха.


Несколько работ посвящены житию Сергия Радонежского: Святой Сергий Радонежский (1932), Сергий строитель (1924) и др. Мораль этих работ такова: "Чтобы духовно подняться, надо трудиться".


Интересна картина Н.К. Рериха космического плана "Ныне Силы Небесные с нами невидимо служат" (1934).

Один раздел экспозиции посвящен печальной странице истории Международного Центра Рерихов. В апреле 2017 года МЦР был выдворен из усадьбы Лопухиных (примеч: в ноября 2015 года усадьба Лопухиных перешла в федеральную собственность и была передана Государственному музею Востока). Судами оспорить это решение Международному Центру Рериха не удалось.

На выставке представлены издания Международного Центра Рерихов.
