Листая свой фотоархив, обратила внимание на каталог с картинами Озада Хабибуллина и вновь ощутила пленительную ауру Востока, как это уже было, когда впервые увидела работы этого художника.
Фото №836798. Хабибуллин Озад Гарифович Летняя выставка Озада Хабибуллина в редакции газеты «Шахри Казан» оставила послевкусие. Озад Гарифович, работающий в стиле фантастический реализм, очень тонко ощущает и понимает Восток, с его еле уловимыми нюансами. Его работы наполнены глубокими философскими понятиями о сущности жизни на планете Земля. Сюжеты многих работ приходят к мастеру во время медитаций. Озад Гарифович поглощен интегральной йогой, философским учением, созданным Шри Ауробиндо в начале XX века. О. Хабибуллин освоил практику, во время которой, с помощью медитации входит в информационное поле. «Если долго о чем-то думаешь, рассуждаешь, то информационное поле выдает ответ, — рассказывает Озад Гарифович — берешь холст и начинаешь писать. Художник считает, что если идти по пути какого-то мастера, копировать его, то со временем лишишься индивидуальности. Прежде всего, надо самосовершенствоваться, наращивать багаж знаний, изучать историю различных Цивилизаций (Индии, Китая, Японии и др.). Это лишь обогатит внутренний мир художника, изменит его взгляд на мир.
«Великие ученые Востока»
Фото №836773. Великие ученые Востока. Озад Хабибуллин «Великие ученые Востока» — полотно, вместило пять ученых Востока, внесших неоспоримый вклад в развитие науки. Среди них есть:
- Абу Джафар Муха́ммад ибн Муса аль-Хорезми — один из крупнейших средневековых персидских ученых IX века (математик, астроном, географ, историк). Тот самый Аль -Хорезми, который в 830 году создал первый арабский трактат по алгебре;
- Абу Наср Мухаммед ибн Мухаммад ибн Тархан ибн Узлаг аль-Фараби (Аль-Фараби) — философ, математик, теоретик музыки;
- Мухаммед Тарагай ибн Шахрух ибн Тимур Улугбек Гураган (Улугбек) — государственный деятель, правитель тюркской державы Тимуридов, сын Шахруха, внук Тамерлана, математик, астроном, просветитель и поэт. Основал одну из важнейших обсерваторий средневековья. В обсерватории Улугбека работали такие крупные астрономы, как Кази-заде ар-Руми, ал-Каши, ал-Кушчи. Здесь к 1437 году был составлен Гурганский зидж — каталог звёздного неба, в котором были описаны 1018 звёзд. Там же была определена длина звёздного года: 365 дней, 6 часов, 10 минут, 8 секунд (с погрешностью + 58 секунд) — (сведения из wikipedia.org); и др.
Художник творчески подошел к написанию образов ученых Востока, трагическую судьбу Улугбека художник передал через аллегорию: орел терзает олененка. В 1447 году возник конфликт между Улугбеком и его старшим сыном Абд ал Латифом, который перешел в военные действия. Вскоре, конфликт разрешился — предательским убийством Улугбека.
Ученые, всесторонне изучающие мир, написаны на фоне 4-х стихий. В центре — гороскоп влияния Космоса на Землю, внутрь которого Озад поместил спираль Космоса. На переднем плане подсвечник с пятью горящими свечами, стоящий возле древней книги Мудрости. Горящие свечи, закручивающаяся спираль оказывают медитативное влияние на людей, смотрящих на картину.
«Мираж»
Фото №836761. Мираж. Озад Хабибуллин Было это в студенческие годы. Сбылась мечта Озада, он увидел пустыню Кызылкум. Жара 50 градусов, в небе висит марево. Неожиданно на небосклоне, где-то над Афганистаном, появился караван. Пустыня сфокусировалась и дала людям диковинное изображение. Трансляция движущего каравана была моментальной, сродни поплавку на воде: вот, он есть и вот, его уже нет! Видение нашло воплощение в картине Озада «Мираж», которую он написал, вернувшись из путешествия по пустыне в Ташкент. Пустыня Озада — это океан, по которому плывет караван. От картины веет щемящим, знакомым и безвозвратно ушедшим временем: принц с дарами, сказочная принцесса, снисходительно принимающая эти дары; ушедшая Цивилизация, унесшая с собой культуру своего времени.
«Реставрация»
Фото №836804. Реставрация. Озад Хабибуллин Выполняя заказ для библиотеки им. Б. Ельцина в Питере, шел Озад Гарифович по Аничкову мосту. Там работали реставраторы, очищая от патины знаменитую работу Михаила Аничкова. Заинтересовался, подошел и увидел, как по мере работы реставраторов, открываются жилы, и кони оживают! Разумеется, увиденное дало толчок к написанию работы «Реставрация». На полотне земля вся в сетках реставратора. Она такая хрупкая! Если убрать все зло, ненужную шелуху, то Земля очистится, останется только самое ценное: человек, мир, любовь.
«Роза Мира»
Фото №836810. Роза Мира. Озад Хабибуллин А вот предыстория написания картины «Роза Мира».
Озад Гарифович однажды сильно заболел, был в бреду. В этом состоянии привиделся ему город из песка, да не простой, а расположенный высоко в небе. Стоит Озад и смотрит наверх. К нему подходит старик:
— Хочешь попасть в этот город?
— Как? По песку?
Старик хлопнул в ладоши и они с Озадом очутились на краю песочного города. То был город духов. Так путешествуя по городу вместе со стариком, Озад признал существование параллельных миров.
«Храм любви»
Фото №836816. Храм любви. Озад Хабибуллин Картина «Храм любви» появилась в результате посещения Озадом Гарифовичем Уфы. Было это зимой. Взору художника предстали соты, закупоренные пчелами от холодов. Впечатления от увиденных в Уфе сот наложились недавние ощущения от поездки в Индию и посещение там Храма Любви. Перед глазами явилась картина: Храм Любви предстал в виде сердца. Сердце состоит из сот. В каждой соте — души людей, которые реинкарнируются, созревают и отправляются на землю для выполнения миссии. Вход в тот храм для несведущих воспрещен!
Суть картины «Мост чести» в том, что человек на своем жизненном пути совершает много неблаговидных поступков. У всех это происходит по-разному. Кто-то оступается, а кто-то ищет временное благополучие за счет других. Но в конце своего пути, когда человек переходит в четвертую формацию, его дух должен перейти через мост Чести. Поверхность моста острая как лезвие ножа. Если ты святой, то пройдешь, не поранившись. Если грешен, то упадешь в чистилище, чтобы подготовиться для другой жизни. В некоторых культурах считается, что у человека девять жизней. В наш мир души отправляются как в наказание, с программой, научиться любить всеобъемлющей любовью. Реинкарнируясь, души приходят к совершенству. Достигнув совершенства, превращаются в Ангела. И уже в вечной жизни- становятся Ангелами-хранителями.
2015 год был весьма событийным — год 70-летия Победы в Великой Отечественной войны и год Литературы. Этим двум событиям О.Хабибуллин посвятил две свои работы.
«Левитан. 70 лет Победы»
Фото №836786. Левитан. 70 лет Победы. Озад Хабибуллин Сам художник, рожденный в 1949 году, не мог быть свидетелем тех грозных событий. Рассказы отца, ушедшего на фронт из Казани молодым офицером, не дали посыла к написанию картины. И Озад вспомнил про голос Левитана, звучащий в эфире. С этим голосом у О.Хабибуллина ассоциируются все победы Советского Союза в послевоенный период: запуск первого спутника, полет Юрия Гагарина и др. В центре полотна — Левитан Юрий Борисович у микрофона, читает сводку новостей. От микрофона исходят радиоволны и ими накрыта вся поверхность картины, наполненная разноплановыми событиями. Здесь карты военных действий, фашисты в виде оскалившихся собак, поверженный орел, салют на красной площади и многочисленные победы советского народа.
«Мастер и Маргарита»
Фото №836767. Мастер и Маргарита. Озад Хабибуллин Картина «Мастер и Маргарита» вынашивалась художником три года, а написана им за 25 дней. Образ женщины занимает главенствующее место на полотне художника. Маргарита ради любви к Мастеру, идущая на сделку с Дьяволом и со Смертью — героиня работы О. Г. Хабибуллина. Все остальные персонажи второстепенные. Смерть, подчеркнуто написана без лица, с песочными часами в руках, показывающими, что время пришло, пора! Дьявол с масками в руках. Придет время и маски рассыпятся, открыв истинные лица персонажей романа.
Над пропастью летят кони. Внизу, среди скал, сидит Понтий Пилат со своей преданной собакой и ждет Иешуа, чтобы вести с ним разговоры.
Картина выполнена в мерцающих холодных тонах.
Фото №836792. Хабибуллин Озад Гарифович Озад Гарифович Хабибуллин (1949, Гиждуван, Бухарская обл, Узбекистан)
Народный художник Узбекистана, заслуженный художник Республики Татарстан, член правления СХ России в РТ, доцент КХТИ каф. дизайна. Мастер по мозаике, росписи, рельефу из шамота, художественному металлу и скульптуре. В живописи придерживается стиля, называемого «фантастический реализм». Работает в среднеазиатских традициях.
В 1968 г. — окончил Художественное училище в г. Душамбе;
В 1973 — Театрально-художественный институт им. А.Островского в г. Ташкенте.
С 2005 — живет и работает в Казани.
Автор более 55 монументальных работ в Ташкенте, Санкт-Петербурге, Казани. Среди них: в Узбекистане — оформление станций метро, интерьера здания Академии наук, пресс-центра Узбекистана, залов консерватории (Ташкент); оформление в технике византийской мозаики станций метро «Площадь Г. Тукая» и «Кремлёвская» (Казань); роспись плафонов в зале «Наполеон» в ТРК «Корстон» (Казань); барельефы в интерьере здания библиотеки им. Б.Ельцина (Санкт-Петербург).