С 24 октября 2019 года в Центре «Эрмитаж-Казань» экспонируется выставка «Матисс. Пикассо. Шагал. Искусство Западной Европы 1910-1940-х годов в собрании Эрмитажа». Мастера, чьи имена указаны в афише, а работы на выставке — это лишь маленькая толика представленного богатства. Они пробуждают любопытство, привлекают, интригуют. В Казань привезли подлинные шедевры европейской культуры.


Выставка уникальна по своему составу. Жители Казани и гости столицы Республики Татарстан до 24 мая 2020 года имеют возможность ознакомиться с коллекцией западноевропейского искусства 1910-1940 годов Государственного Эрмитажа. 90 процентов работ, представленных в Казани, входят в постоянную экспозицию Государственного Эрмитажа (СПб), а 10 процентов взяты из его запасников.




Вернисаж привлёк большое число ценителей западноевропейского искусства. Зал, где проходило открытие выставки, не вместил всех желающих. В церемонии приняли участие: Лейла Ринатовна Фазлеева, вице-премьер Татарстана; Зиля Рахимьяновна Валеева, директор Музея-заповедника «Казанский Кремль»; Георгий Вадимович Вилинбахов, заместитель директора Государственного Эрмитажа по научной работе; Наталья Борисовна Демина, куратор выставки, научный сотрудник Отдела западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа.
Экспозиция составлена из произведений живописи, графики, скульптуры, livre d'artiste (книг художников), киноафиши, платья в стиле ар-деко. В числе выставочных работ большое место занимают произведения графики, поэтому устроители, опираясь на правило экспонирования графических работ, разбили выставку на две части. Данная экспозиция просуществует до середины февраля, затем ожидается частичная её смена: все графические работы будут заменены.
Первый зал знакомит посетителей с произведениями искусства мастеров Франции, Италии, Испании 1920-1930-х годов. Здесь представлены произведения Хаима Сутина, Рауля Дюфи, Фернана Леже, Андре Дерена, Джорджо Моранди и др.
Прочтение с живописных работ дело весьма увлекательное, из большого количества картин, представленных на выставке, каждый увидит и найдет свое произведение. Поэтому первое знакомство с экспозицией получается весьма обрывочным. Внимание приковывает полотно испанского художника Хулиана Кастедо Палеро. Его Мадрид прост, геометричен, красив.

Автопортрет выходца из России Хаима Сутина экспрессивен. Художник оголяется перед публикой, показывая свое душевное состояние, метущееся, неровное...

На выставке экспонируются работы художников, принадлежащих к течению метафизической живописи второй половины 1910-х – начала 1920-х годов, основателем которой был Дж. Де Кирико.

В «Швеях» монументально-архаичного Массимо Кампильи заметно его увлечение кубизмом и неоклассицизмом Пабло Пикассо. Кампильи мастерски передает «магическую атмосферу сна», которую стремились создать в своих работах художники-метафизики. Со «Швеями» соседствуют натюрморты Джорджо Моранди.
«Метафизический натюрморт». Дж. Моранди 1918 г.

«Композиция интригует: в некий короб помещены манекен со странной дырой в голове, висящий в воздухе шар, трость. Они существуют в выхолощенном пространстве, где не действуют привычные физические законы. Нет различий в фактуре предметов, их цвет настолько лаконичен, что они могут восприниматься в отрыве от своей функции. Видеть загадку в самых обыкновенных предметах и передавать «метафизическую психологию вещей» - так определил задачу «метафизической живописи» ее изобретатель Джорджо де Кирико. Однако Моранди интересует не метафизика, но геометрия: прибегая к упрощению и метафизическому отстранению, он видит в натюрморте, прежде всего, идеальную лабораторию для исследования предметных форм» (пояснение на этикетке к работе).
Чем дольше смотришь на эту работу, тем ярче воспринимаешь переданные художником объемы предметов.
Исследованию предметных форм посвящена другая работа Джорджо Моранди «Натюрморт», 1925 года.

«Натюрморт относится к периоду, который знаменует поворот Моранди к работе с простыми предметами - керамическими и стеклянными бутылками, коробками, кухонной утварью. На протяжении четырех десятилетий мастер будет вдумчиво, неспешно созерцать их "тихую жизнь", исследовать выразительность их взаимодействия друг с другом и пространств...» (пояснение на этикетке к работе).
«Судебные обращения», гротескная картина Ива Аликса (Франция), 1929 года - плод впечатлений от посещений художником Парижского Дворца правосудия. «Прокуроры, судьи, адвакаты - все они из одного теста»,— такова мысль, читаемая в этом произведении.

В первом зале представлен интересный скульптурный ряд. В центре размещен этюд головы «Красноречие» к одной из аллегорический статуй, 1917 г. Эмиля Антуана Бурделя. Несмотря на этюдность работы, её замкнутая композиция создаёт впечатление завершённости.

Чуть поодаль, расположены две скульптуры Франческо Мессины (Италия). Его работам свойственно сочетание классики с натурными штудиями. Скульптуры «Юный пловец» и «Мальчик у моря» 1934 года выполнены в духе времени. В них юность, молодость, красота.



Во втором зале представлены шедевры рисунка межвоенных десятилетий. Пабло Пикассо, Поль Синьяк, Георг Кольбе, Александр Архипенко, Эмиль Нольде,
На выставке экспонирована скульптура Георга Кольбе «Гений».

"По замыслу автора, женская обнаженная фигура олицетворяет собой Гармонию и Красоту" (из описания работы). Бронзовая скульптура «Гения» в женском обличье говорит о гениальности самого художника, который эту красоту боготворит. Серия рисунков «Обнаженная» тому подтверждение он стремительной линией тушью или чернилами, добавляя тон, с легкостью добивается невероятной пластики женского тела в рисунке.


А вот и сам Георг Кольбе, запечатленный Рихардом Шайбе.

Акварель и гуашь по наброску карандашом и черным мелом Поля Синьяка «Парусники у причала в Онфлёре» - это образец натурных зарисовок художника, который использовал их в качестве "памятной книжки". Потому как рисовал он, будучи художником-дивизионистом, преимущественно, в мастерской. Писал ландшафты регулярными мазками точками, нанесёнными согласно законам оптики.

Третий зал полностью отдан творчеству Анри Матисса, художника, рисовальщика, скульптора. В этом году Анри Матиссу — 150 лет со дня рождения. Казани повезло, что коллекцию работ выдающегося мастера, в этот знаменательный год, Государственный Эрмитаж показывает в нашем Центре «Эрмитаж-Казань». Хотя, изначально, на неё были другие планы.


В собрание Государственного Эрмитажа работы Матисса передала Лидия Делекторская (1910–1998). Она с 1932 по 1954 год была его секретарем и его музой. Последними в жизни художника рисунками были портреты Лидии Николаевны. «Когда мне скучно, я делаю портрет мадам Лидии; я знаю ее, как какую-нибудь букву» - говорил Матисс. Благодаря Л.И. Делекторской собрание Эрмитажа пополнилось двумя живописными портретами, написанными Матиссом в 1939 и 1947 годах, где запечатлена Лидия Николаевна, - это единственные живописные работы позднего периода творчества Матисса в коллекции музея. Также в Эрмитаже хранятся 26 станковых листов художника, рисунки, скульптуры, натурные этюды, натюрморт, обнаженная модель, наброски, относящиеся к оформлению книг, livre dart (книги художника), выполненные Матиссом и издаваемые небольшим тиражом, на титульных листах которых - рисунки и автографы Матисса. На публикации работ Анри Матисса существуют ограничения. Авторские права принадлежат Фонду Матисса, посему, увы, изображений нет.
В четвертом зале происходит знакомство с «книгой художника» (livre d’artiste), темой, получившей развитие в 1910-1940-х годах. Десять изданий, включенных в состав экспозиции, входят в число бесспорных шедевров «книги художника» выше указанного периода. . В этом жанре плодотворно работали крупнейшие мастера XX века —Матисс, Шагал, Пикассо, Руо.




В пятом зале представлены Мода и стиль Эрте.

«Воображение – главное в моём творчестве. Всё, что я делал в искусстве – игра воображения. И у меня всегда был один идеал, одна модель – движение танца» Роман Тыртов (Эрте).



Ар-деко – художественного течения, возникшего в искусстве в период между двумя мировыми войнами. Лёгкость, изящество, роскошь, отличавшие ар-деко и создававшие иллюзорность материального благополучия. Эрте создавал эскизы декораций, костюмов к фильмам («Безумие танца» Роберта Леонарда, «Мистика» Тода Браунинга, «Бен-Гур» Фреда Нибл и др.) По эскизам Эрте одевались аристократы Европы и Америки. Женщины того времени хотели походить на звезд кинематографа. Поэтому в экспозиции платья, исполненные в стиле ар-деко, соседствуют киноафишами тех лет.
И завершает выставку раздел, посвященный творчеству художников и скульпторов Германии.



Искусству 20-х гг. XX века Германии свойственна множественность художественных течений: Импрессионизм, Экспрессионизм, Новая вещественность (новая предметность, новая вещность (нем. Neue Sachlichkeit). Миру известны имена таких немецких импрессионистов, как Макс Либерман, Ловис Коринт, Макс Слефогт. В экспрессивной манере работал Генрих Кампендонк. Мастерами Новой вещественности считаются: Вильгельм Ланахти, Петер Ферстер, Генрих Эмзен, Генрих Фогелер, Ханс Грудинг.
В 1933 году с приходом к власти нацистов, положение дел меняется. Они начинают диктовать свои правила в художественном мире. Дегенаративными художниками объявлены: Марк Шагал, Эмиль Нольде, Ловис Коринт, Генрих Компендонк, Ханс Пуррман, Генрих Эмзен, Ханс Грундиг. В сентябре 1944 года Министерство народного просвещения и пропаганды готовит список из 1041 деятеля культуры, особо важных для национал-социалистической культуры. В "Список талантливых от Бога" попал Вернер Пейнер, один из любимых художников Германа Геринга, немецкий художник, пейзажист-почвенник, включённый в 1944 году в Gottbegnadeten-список четырёх самых выдающихся современных немецких художников. На выставке, впервые после Второй мировой войны, экспонируется работа Вернера Пейнера «Негритянка», не соответствующая по тематике расовой теории Третьего Рейха, написанная им после трехмесячного путешествия по Восточной Африки в 1935 году.

Слева и справа от «Негритянки» представлены еще две работы из запасников Эрмитажа, которые тоже экспонируются впервые. Это «Портрет Ирены В» Хильдегарды Клинкерт-Вейничке и «Церковь во Фландрии» Петера Ферстера.
Из числа скульптурных работ запомнились: композиция испанского скульптора Фрица Бена «Диана с прыгающей антилопой» (после 1916 г), (бронза; искусственная зеленая патина, кат. 50); «Воин, сдерживающий льва» Фрица Розенберга (Германия), ок. 1930 (бронза, искусственная почти черная патина, кат.54); «Материнство» Ришара Гино (Испания-Франция), нач. 1910-х, (терракота, кат.44); «Церера» Эмилио Греко, конец 1940-х (бронза, кат.47).

Финальным ярким пятном экспозиции выставки можно назвать 12 листов - иллюстраций (livre d’artiste) Пабло Пикассо к сборнику стихов Пьера Риверди «Песнь мертвых».
