«Матисс. Пикассо. Шагал. Искусство Западной Европы 1910-1940-х годов в собрании Эрмитажа» в Казани
С 24 октября 2019 года в Центре «Эрмитаж-Казань» экспонируется выставка «Матисс. Пикассо. Шагал. Искусство Западной Европы 1910-1940-х годов в собрании Эрмитажа». Мастера, чьи имена указаны в афише, а работы на выставке — это лишь маленькая толика представленного богатства. Они пробуждают любопытство, привлекают, интригуют. В Казань привезли подлинные шедевры европейской культуры.

Демина Наталья Борисовна

Визель Андрей Оскарович
Выставка уникальна по своему составу. Жители Казани и гости столицы Республики Татарстан до 24 мая 2020 года имеют возможность ознакомиться с коллекцией западноевропейского искусства 1910-1940 годов Государственного Эрмитажа. 90 процентов работ, представленных в Казани, входят в постоянную экспозицию Государственного Эрмитажа (СПб), а 10 процентов взяты из его запасников.

Пресс-конференция к открытию выставки «Матисс. Пикассо. Шагал...»

Пресс-конференция к открытию выставки «Матисс. Пикассо. Шагал...»

На открытии выставки «Матисс. Пикассо. Шагал...»

Торжественная часть открытия (перерезание красной ленты)
Вернисаж привлёк большое число ценителей западноевропейского искусства. Зал, где проходило открытие выставки, не вместил всех желающих. В церемонии приняли участие: Лейла Ринатовна Фазлеева, вице-премьер Татарстана; Зиля Рахимьяновна Валеева, директор Музея-заповедника «Казанский Кремль»; Георгий Вадимович Вилинбахов, заместитель директора Государственного Эрмитажа по научной работе; Наталья Борисовна Демина, куратор выставки, научный сотрудник Отдела западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа.
Экспозиция составлена из произведений живописи, графики, скульптуры, livre d'artiste (книг художников), киноафиши, платья в стиле ар-деко. В числе выставочных работ большое место занимают произведения графики, поэтому устроители, опираясь на правило экспонирования графических работ, разбили выставку на две части. Данная экспозиция просуществует до середины февраля, затем ожидается частичная её смена: все графические работы будут заменены.
Первый зал знакомит посетителей с произведениями искусства мастеров Франции, Италии, Испании 1920-1930-х годов. Здесь представлены произведения Хаима Сутина, Рауля Дюфи, Фернана Леже, Андре Дерена, Джорджо Моранди и др.
Прочтение с живописных работ дело весьма увлекательное, из большого количества картин, представленных на выставке, каждый увидит и найдет свое произведение. Поэтому первое знакомство с экспозицией получается весьма обрывочным. Внимание приковывает полотно испанского художника Хулиана Кастедо Палеро. Его Мадрид прост, геометричен, красив.

Мадрид. 1933. Хулиан Кастедо Палеро (1893-1960), Испания
Холст, масло (Кат. 23)
Весь художественный строй городского пейзажа знаменует знакомство художника-социалиста Кастедо с живописью Сезанна. Композиция крепко сбита, объемы зданий сведены к простейшим геометрическим фигурам, цветом строятся очерченные контуром формы. Художника привлекает геометрия растущих и чередующихся объемов: шары крон деревьев, параллепипеды и пирамиды зданий и завершающая конструкцию полусфера купола Королевского собора св. Франциска, который, имея в диаметре 33 метра, считается третьим по величине в христианском мире.
Автопортрет выходца из России Хаима Сутина экспрессивен. Художник оголяется перед публикой, показывая свое душевное состояние, метущееся, неровное...

Автопортрет. Около 1920-1921. Хаим Сутин (1894-1943), Россия-Франция
холст, масло (Кат.12)
Предельно экспрессивный по манере исполнения, автопортрет посвящен не Сутину-художнику, но Сутину-человеку с его страхами, переживаниями, болью. Нет и намека на обстановку, ничего не указывает на род занятий персонажа. Все внимание концентрируется на его состоянии. При этом, доведя почти до карикатурности свои черты, Сутин достиг сходства, редкого по выразительности. На первый взглядвыглядящая мазней, живопись делается эквивалентом душевного смятения художника.
На выставке экспонируются работы художников, принадлежащих к течению метафизической живописи второй половины 1910-х – начала 1920-х годов, основателем которой был Дж. Де Кирико.

На выставке возле картины «Швеи», 1925, Массимо Кампильи (1895-1971), Италия
«Магический реализм», греческая классика и кубизм Пикассо нашли отголоски в образном строе «Швей» — одном из наиболее значительных ранних полотен Кампильи.
В «Швеях» монументально-архаичного Массимо Кампильи заметно его увлечение кубизмом и неоклассицизмом Пабло Пикассо. Кампильи мастерски передает «магическую атмосферу сна», которую стремились создать в своих работах художники-метафизики. Со «Швеями» соседствуют натюрморты Джорджо Моранди.
«Метафизический натюрморт». Дж. Моранди 1918 г.

Метафизический натюрморт. 1918, Джорджо Моранди (1890-1964), Италия
Холст, масло (Кат.20)
Композиция интригует: в некий короб помещены манекен со странной дырой в голове, висящий в воздухе шар, трость. Они существуют в выхолощенном пространстве, где не действуют привычные физические законы. Нет различий в фактуре предметов, их цвет настолько лаконичен, что они могут восприниматься в отрыве от своей функции. Видеть загадку в самых обыкновенных предметах и передавать «метафизическую психологию вещей» - так определил задачу «метафизической живописи» ее изобретатель Джорджо де Кирико. Однако Моранди интересует не метафизика, но геометрия: прибегая к упрощению и метафизическому отстранению, он видит в натюрморте, прежде всего, идеальную лабораторию для исследования предметных форм.
«Композиция интригует: в некий короб помещены манекен со странной дырой в голове, висящий в воздухе шар, трость. Они существуют в выхолощенном пространстве, где не действуют привычные физические законы. Нет различий в фактуре предметов, их цвет настолько лаконичен, что они могут восприниматься в отрыве от своей функции. Видеть загадку в самых обыкновенных предметах и передавать «метафизическую психологию вещей» - так определил задачу «метафизической живописи» ее изобретатель Джорджо де Кирико. Однако Моранди интересует не метафизика, но геометрия: прибегая к упрощению и метафизическому отстранению, он видит в натюрморте, прежде всего, идеальную лабораторию для исследования предметных форм» (пояснение на этикетке к работе).
Чем дольше смотришь на эту работу, тем ярче воспринимаешь переданные художником объемы предметов.
Исследованию предметных форм посвящена другая работа Джорджо Моранди «Натюрморт», 1925 года.

Натюрморт. 1925, Джорджо Моранди (1890-1964), Италия
холст, масло (Кат. 21)
Натюрморт относится к периоду, который знаменует поворот Моранди к работе с простыми предметами - керамическими и стеклянными бутылками, коробками, кухонной утварью. На протяжении четырех десятилетий мастер будет вдумчиво, неспешно созерцать их "тихую жизнь", исследовать выразительность их взаимодействия друг с другом и пространством. Его предметы всегда рукотворны, строго индивидуальны по форме и материалу, что наделяет их собственным характером, определяющим "амплуа" каждого в предметной группе Моранди. Так, помещенный в "Натюрморт" медный ковш с деревянной ручкой будет часто изображаться художником именно в таком положении, хотя неясно, как вообще он держится на столе. Стихия света в натюрморте поглощает разницу в фактурах предметов, растворяет их контуры и стушевывает материальные и цветовые различия. Простой мотив претворен мастером в красочную субстанцию, напоенную светом и воздухом.
«Натюрморт относится к периоду, который знаменует поворот Моранди к работе с простыми предметами - керамическими и стеклянными бутылками, коробками, кухонной утварью. На протяжении четырех десятилетий мастер будет вдумчиво, неспешно созерцать их "тихую жизнь", исследовать выразительность их взаимодействия друг с другом и пространств...» (пояснение на этикетке к работе).
«Судебные обращения», гротескная картина Ива Аликса (Франция), 1929 года - плод впечатлений от посещений художником Парижского Дворца правосудия. «Прокуроры, судьи, адвакаты - все они из одного теста»,— такова мысль, читаемая в этом произведении.

Судебные обращения. 1929. Ив Аликс (1890-1969), Франция
холст, масло (Кат.1)
В 1925-29 гг. Ив Аликс много работал над судейскими темами, трактуя их социально-критически. Прокурор, судьи, адвакат - все они из одного теста, в чем должно убедить даже одинаковое строение их лиц, вылепленных очень экспрессивно. В гротескной картине отразились впечатления от посещений Парижского Дворца правосудия; очевидно даже влияние Оноре Домье, беспощадно высмеивающего привычку судейской братии лицедействовать.
В первом зале представлен интересный скульптурный ряд. В центре размещен этюд головы «Красноречие» к одной из аллегорический статуй, 1917 г. Эмиля Антуана Бурделя. Несмотря на этюдность работы, её замкнутая композиция создаёт впечатление завершённости.

Красноречие. 1917. Эмиль Антуан Бурдель (1861-1929), Франция
Бронза; искусственная темно-коричневая патина (Кат.43)
Данная скульптура - этюд головы к одной из аллегорический статуй, украшающих памятник политическому деятелю Аргентины генералу Карлосу Альвеару (1789-1852), символизирующих его дела и черты характера:Силу, Победу, Свободу и Красноречие. Все детали крупной головы выразительны по лепке. Замкнутая композиция изысканно проста и строрга, что придает этюду впечатление законченного произведения, в котором явно сказалось увлечениеБурделя скульптурой древнегреческой архаики.
Чуть поодаль, расположены две скульптуры Франческо Мессины (Италия). Его работам свойственно сочетание классики с натурными штудиями. Скульптуры «Юный пловец» и «Мальчик у моря» 1934 года выполнены в духе времени. В них юность, молодость, красота.

Юный пловец. 1934. Франческо Мессина (1900-1995), Италия
бронза ( Кат. 49)

Фрагмент скульптуры «Мальчик у моря», 1934. Франческо Мессина (1900-1995), Италия

Альберт Галимов, Рустам Салихов
Во втором зале представлены шедевры рисунка межвоенных десятилетий. Пабло Пикассо, Поль Синьяк, Георг Кольбе, Александр Архипенко, Эмиль Нольде,
На выставке экспонирована скульптура Георга Кольбе «Гений».

Гений. 1946, Георг Кольбе (1877-1947), Германия
Бронза; искусственная светло-коричневая патина (Кат.53)
По замыслу автора, женская обнаженная фигура олицетворяет собой Гармонию и Красоту.
"По замыслу автора, женская обнаженная фигура олицетворяет собой Гармонию и Красоту" (из описания работы). Бронзовая скульптура «Гения» в женском обличье говорит о гениальности самого художника, который эту красоту боготворит. Серия рисунков «Обнаженная» тому подтверждение он стремительной линией тушью или чернилами, добавляя тон, с легкостью добивается невероятной пластики женского тела в рисунке.

Обнаженная V, 1920-1921, Георг Кольбе (1877-1947), Германия
Перо, кисть серо-зеленым тоном (Кат.108)

Обнаженная IV, 1920-1921, Георг Кольбе (1877-1947), Германия
Перо, кисть коричневым тоном (Кат.107)
А вот и сам Георг Кольбе, запечатленный Рихардом Шайбе.

Портрет Георга Кольбе. 1937. Рихард Шайбе (1879-1964), Германия
Бронза; искусственная светло-коричневая патина (Кат.55)
Акварель и гуашь по наброску карандашом и черным мелом Поля Синьяка «Парусники у причала в Онфлёре» - это образец натурных зарисовок художника, который использовал их в качестве "памятной книжки". Потому как рисовал он, будучи художником-дивизионистом, преимущественно, в мастерской. Писал ландшафты регулярными мазками точками, нанесёнными согласно законам оптики.

Парусники у причала в Онфлёре. Около 1920. Поль Синьяк (1863-1935), Франция
Акварель, гуашь, по наброску карандашом и черным мелом (Кат.85)
Третий зал полностью отдан творчеству Анри Матисса, художника, рисовальщика, скульптора. В этом году Анри Матиссу — 150 лет со дня рождения. Казани повезло, что коллекцию работ выдающегося мастера, в этот знаменательный год, Государственный Эрмитаж показывает в нашем Центре «Эрмитаж-Казань». Хотя, изначально, на неё были другие планы.

Альфрид Шаймарданов, Елена Острая

Сергей Максимов
В собрание Государственного Эрмитажа работы Матисса передала Лидия Делекторская (1910–1998). Она с 1932 по 1954 год была его секретарем и его музой. Последними в жизни художника рисунками были портреты Лидии Николаевны. «Когда мне скучно, я делаю портрет мадам Лидии; я знаю ее, как какую-нибудь букву» - говорил Матисс. Благодаря Л.И. Делекторской собрание Эрмитажа пополнилось двумя живописными портретами, написанными Матиссом в 1939 и 1947 годах, где запечатлена Лидия Николаевна, - это единственные живописные работы позднего периода творчества Матисса в коллекции музея. Также в Эрмитаже хранятся 26 станковых листов художника, рисунки, скульптуры, натурные этюды, натюрморт, обнаженная модель, наброски, относящиеся к оформлению книг, livre dart (книги художника), выполненные Матиссом и издаваемые небольшим тиражом, на титульных листах которых - рисунки и автографы Матисса. На публикации работ Анри Матисса существуют ограничения. Авторские права принадлежат Фонду Матисса, посему, увы, изображений нет.
В четвертом зале происходит знакомство с «книгой художника» (livre d’artiste), темой, получившей развитие в 1910-1940-х годах. Десять изданий, включенных в состав экспозиции, входят в число бесспорных шедевров «книги художника» выше указанного периода. . В этом жанре плодотворно работали крупнейшие мастера XX века —Матисс, Шагал, Пикассо, Руо.

Фрагмент экспозиции Livre d`artiste (Книга художника)

Фрагмент экспозиции Livre d`artiste (Книга художника)

Феокрит. Идиллии. Анри Лоранс (1885-1954)
Париж, изд. Териод. 1945. 38 ксилографий (Тео Шмид по оригиналам Лоранса), кат.129
«Идиллии» - современная интерпритация классического текста, выполненная скульптором-модернистом. Красно-орхистый тон оттисков и плоскостно-силуэтная манера изображения напоминают о древнегречских краснофигурных вазах. В тоже время, иллюстрации с их сочетанием угловатых и округлых форм, крупных масс и отдельных резко очерченных деталей стилистически близки к скульптурам Лоранса 1930-1940-х годов. Ксилографии для книги исполнены по гуашам Лоранса, в которых большие цветовые плоскости были прорезаны белыми, процарапанными в краске контурами, что отсылает к античной вазописи и идеально соответствует технике ксилографии.

Жан де Лофонтен. Басни. Марк Шагал (1887-1985) Россия-Франция
В пятом зале представлены Мода и стиль Эрте.

Фрагмент экспозиции "Мода и стиль Эрте" (костюмы в стиле ар-деко, киноафиши)
«Воображение – главное в моём творчестве. Всё, что я делал в искусстве – игра воображения. И у меня всегда был один идеал, одна модель – движение танца» Роман Тыртов (Эрте).

Весна. По театральному эскизу нач. 1930-х гг. 1990. Эрте (Роман Петрович Тыртов) (1892-1990)
бронза, цветной лак, эмаль (Кат. 172)

Мода и стиль. Фрагмент экспозиции. №1 и 2
1. Нарядное платье из брюссельского кружева на атласном чехле . Нач. 1920-х Западная Европа (Кат 151)
2. Нарядное атласное платье с тюником из светлого тюля, декорированным вышивкой. Вторая пол. 1910-х. Западная Европа (Кат. 145)

Мода и стиль. Фрагмент экспозиции. №1 и 2
1. Нарядное платье из брюссельского кружева на атласном чехле . Нач. 1920-х Западная Европа (Кат 151)
2. Нарядное атласное платье с тюником из светлого тюля, декорированным вышивкой. Вторая пол. 1910-х. Западная Европа (Кат. 145)
Ар-деко – художественного течения, возникшего в искусстве в период между двумя мировыми войнами. Лёгкость, изящество, роскошь, отличавшие ар-деко и создававшие иллюзорность материального благополучия. Эрте создавал эскизы декораций, костюмов к фильмам («Безумие танца» Роберта Леонарда, «Мистика» Тода Браунинга, «Бен-Гур» Фреда Нибл и др.) По эскизам Эрте одевались аристократы Европы и Америки. Женщины того времени хотели походить на звезд кинематографа. Поэтому в экспозиции платья, исполненные в стиле ар-деко, соседствуют киноафишами тех лет.
И завершает выставку раздел, посвященный творчеству художников и скульпторов Германии.

Зал «Живопись и скульптура Германии», фрагмент экспозиции

Солдаты, отравленные газом. Генрих Эмзен

Макс Либерманн (1847-1935)
Искусству 20-х гг. XX века Германии свойственна множественность художественных течений: Импрессионизм, Экспрессионизм, Новая вещественность (новая предметность, новая вещность (нем. Neue Sachlichkeit). Миру известны имена таких немецких импрессионистов, как Макс Либерман, Ловис Коринт, Макс Слефогт. В экспрессивной манере работал Генрих Кампендонк. Мастерами Новой вещественности считаются: Вильгельм Ланахти, Петер Ферстер, Генрих Эмзен, Генрих Фогелер, Ханс Грудинг.
В 1933 году с приходом к власти нацистов, положение дел меняется. Они начинают диктовать свои правила в художественном мире. Дегенаративными художниками объявлены: Марк Шагал, Эмиль Нольде, Ловис Коринт, Генрих Компендонк, Ханс Пуррман, Генрих Эмзен, Ханс Грундиг. В сентябре 1944 года Министерство народного просвещения и пропаганды готовит список из 1041 деятеля культуры, особо важных для национал-социалистической культуры. В "Список талантливых от Бога" попал Вернер Пейнер, один из любимых художников Германа Геринга, немецкий художник, пейзажист-почвенник, включённый в 1944 году в Gottbegnadeten-список четырёх самых выдающихся современных немецких художников. На выставке, впервые после Второй мировой войны, экспонируется работа Вернера Пейнера «Негритянка», не соответствующая по тематике расовой теории Третьего Рейха, написанная им после трехмесячного путешествия по Восточной Африки в 1935 году.

Церковь во Фландрии /Негритянка /Портрет Ирены В. 1938
Петер Ферстер (1887-1948), фанера, масло, тушь, (Кат.36) /Вернер Пейнер (1897-1984) Германия, картон, наклеенный на фанеру, масло, (Кат. 33) /Хильдегарда Клинкерт-Вейничке (1897-1974) Германия, бумага, наклеенная на фанеру, масло (Кат. 26)
Слева и справа от «Негритянки» представлены еще две работы из запасников Эрмитажа, которые тоже экспонируются впервые. Это «Портрет Ирены В» Хильдегарды Клинкерт-Вейничке и «Церковь во Фландрии» Петера Ферстера.
Из числа скульптурных работ запомнились: композиция испанского скульптора Фрица Бена «Диана с прыгающей антилопой» (после 1916 г), (бронза; искусственная зеленая патина, кат. 50); «Воин, сдерживающий льва» Фрица Розенберга (Германия), ок. 1930 (бронза, искусственная почти черная патина, кат.54); «Материнство» Ришара Гино (Испания-Франция), нач. 1910-х, (терракота, кат.44); «Церера» Эмилио Греко, конец 1940-х (бронза, кат.47).

Борьба и смерть товарища Эгльхофера (триптих). 1932-33. Генрих Эмзен (1886-1964)
холст, масло (Кат. 42)
Рудольф Эгльхофер (1896-1918), главнокомандующий Красной гвардии Баварской советской Республики, после ее поражения был без суда расстрелян 3 мая 1918 года в Мюнхенской резиденции. Художник перенес сцену казни на Одеонсплатц, известную тогда всем после "Пивного путча" 1923 года. Триптих был заказан Эмзену советским руководством, несомненно, оговорившим и трактовку сюжета. Следуя указаниям, мастер поместил положительных персонажей справа, отрицательных - слева. Тем не менее, картина вызвала нападки апологетов социалистического реализма за композиционную и колористическую выразительность "как самоцель" художника.
Финальным ярким пятном экспозиции выставки можно назвать 12 листов - иллюстраций (livre d’artiste) Пабло Пикассо к сборнику стихов Пьера Риверди «Песнь мертвых».

Иллюстрации П. Пикассо к сборнику стихов Пьера Реверди «Песнь мертвых»