С 11 июня 2015 года в Центре «Эрмитаж-Казань» работает выставка «Образы Италии. Западноевропейское искусство XVII-XX веков из собрания Эрмитажа».

14 выставка приурочена к 10-летию Центра «Эрмитаж-Казань». На выставке представлены работы мастеров XVII-сер. XX вв. (от 1650-х до 1960-х гг.) из Германии, Франции, Фландрии, Голландии, России и других стран.
Путешественники со всего мира стремились попасть в Италию для ознакомления с итальянской античностью, памятники которой начали появляться из небытия благодаря раскопкам, проводимым в Италии повсеместно. Хотя это была уже совсем другая Италия, не страна эпохи Возрождения, она оставалась для художников Меккой. Живописцы, скульпторы находили в природе и архитектуре Италии вдохновение, идеалы и идеи для своих работ.
Знакомство с экспозицией выставки начинается с работ мастеров XVII века. Часть пространства отведена произведениям голландских живописцев, которые были наслышаны об итальянских художниках эпохи Возрождения; о красоте страны искусства и вдохновения; о величественной природе.
Приезжая в Италию, они находили здесь вдохновение, но продолжали писать практически тоже самое, что у себя в Голландии: простую жизнь обыкновенного человека. Это связано с тем, что Голландия XVII века уже не Монархия, а свободная страна. Успешно заканчивалась борьба за собственную независимость от могущественной империи Испании. Протестантизм стал господствующей религией. Заказы церкви стали не актуальными. В искусстве Голландии значительную мощь и развитие приобрели портрет, пейзаж, бытовой жанр, натюрморт. Художники писали простых бюргеров.

На полотнах голландских мастеров можно увидеть сценки из повседневной жизни: пастбища, рынки.
Обыденная сцена представлена на картине австрийца по происхождению Джованни Франческо Чиппера (1664-1736) «Сцена на кухне» (ок. 1725 г.). Художник работал в Италии с 1696 до конца жизни. Его персонажами были крестьяне, торговцы, ремесленники.

Центральная фигура картины «Сцена на кухне» - кухарка, потрошащая рыбу. Рядом на столе присела крестьянка, кормящая грудью младенца. На полу, рядом со свежей рыбой, сидит мальчишка, уплетающий за обе щеки похлебку. Взоры крестьянки и мальчика устремлены на художника, соответственно, на зрителя. В результате чего ощущается диалог персонажей со зрителем.
Характерной работой того времени является полотно «Шарлатан» Яна Миля (ок 1599-1663) живописца и гравера из Фландрии. Для Италии бродячие врачеватели ассоциировались с шарлатанами.

Италия XVII века зрительно представляла собой развалины архитектурных сооружений. Картина Алессандро Маньяско (1667-1749, Генуя) - итальянского художника, живописца, видного представителя барокко, мастера генуэзской школы «Привал бандитов» (1710-1720) - одна из известных работ живописца. На полотне, скорее всего, изображены наемные воины, возвращающиеся домой и маркитантки. Старательно прописанные фигурки «бандитов» ярко контрастируют с размытым пейзажем. Сквозь дымку на стенах античных руин просматриваются шаржированные скульптуры (обрюзгший Геракл, Венера с неправильными формами и пр.).

В экспозиции представлены две работы итальянского живописца и гравера Франческо Дзуккарелли (Венеция, 1702 - Флоренция, 1788) . На одной из них «Пейзаж с женщиной, несущей ребенка» Легкий пейзаж, прозрачный воздух, безоблачное существование селян. Нет тяжеловесности, назидательности. На переднем плане расположен калебас, сосуд-тыква. Надо отметить, что на всех полотнах Дзуккарелли вместо подписи-виньетки присутствует калебас или плод тыквы. Это объясняется тем, что фамилия художника дословно переводится с итальянского как «маленькая тыква».

В России есть три картины этого мастера. Две из них находятся в Эрмитаже (Санкт-Петербург), третья - в собрании Музея частных коллекций Международного Института Антиквариата (Казань).
XVIII век - эпоха Просвещения. Художники пишут уроки музыки, астрономии и пр. Но по-прежнему модно писать виды Италии, в основном Флоренции и Рима.


В связи с обилием скульптурного материала, появившегося в результате раскопок, и интересом туристов к памятникам античности в Италии начинают делать маленькие бронзовые и мраморные памятники на продажу. Чтобы удовлетворить спрос, памятные вещи в бронзе начинают отливать в больших количествах.






Но самыми популярными произведениями искусства, увозимыми из Италии, были гравированные листы. Это объяснялось легкостью в перевозке. Этому виду графики отводится отдельный зал в экспозиции.

Распространенным жанром, популярным в Венеции XVIII века был ведута (итал. veduta, «вид»), представляющий собой картину, рисунок или гравюру с детальным изображением повседневного городского пейзажа.





В следующем зале представлена огромная коллекция офортов, литографий и акварелей. В XIX веке акварельные виды Италии были очень популярны. В этом жанре наиболее прославились художники школы Позилиппо. Все привезенные акварели не вошли в состав, смонтированной выставки. В связи с этим намечается с частичная смена экспозиции этого зала.







Завершает выставку зал с живописными работами, датируемыми XIX веком.










