С 11 июня 2015 года в Центре «Эрмитаж-Казань» работает выставка «Образы Италии. Западноевропейское искусство XVII-XX веков из собрания Эрмитажа».
![Фото №848348. "Образы Италии" Западноевропейское искусство XVII-XX веков из собрания Эрмитажа](http://art16.ru/gallery2/d/848349-9/dsc08843.jpg)
14 выставка приурочена к 10-летию Центра «Эрмитаж-Казань». На выставке представлены работы мастеров XVII-сер. XX вв. (от 1650-х до 1960-х гг.) из Германии, Франции, Фландрии, Голландии, России и других стран.
Путешественники со всего мира стремились попасть в Италию для ознакомления с итальянской античностью, памятники которой начали появляться из небытия благодаря раскопкам, проводимым в Италии повсеместно. Хотя это была уже совсем другая Италия, не страна эпохи Возрождения, она оставалась для художников Меккой. Живописцы, скульпторы находили в природе и архитектуре Италии вдохновение, идеалы и идеи для своих работ.
Знакомство с экспозицией выставки начинается с работ мастеров XVII века. Часть пространства отведена произведениям голландских живописцев, которые были наслышаны об итальянских художниках эпохи Возрождения; о красоте страны искусства и вдохновения; о величественной природе.
Приезжая в Италию, они находили здесь вдохновение, но продолжали писать практически тоже самое, что у себя в Голландии: простую жизнь обыкновенного человека. Это связано с тем, что Голландия XVII века уже не Монархия, а свободная страна. Успешно заканчивалась борьба за собственную независимость от могущественной империи Испании. Протестантизм стал господствующей религией. Заказы церкви стали не актуальными. В искусстве Голландии значительную мощь и развитие приобрели портрет, пейзаж, бытовой жанр, натюрморт. Художники писали простых бюргеров.
![Фото №848310. ДОМЕНИКО БРАНДИ 1684, Неаполь - 1736, Неаполь Пастушеская сцена. 1730 Холст, масло](http://art16.ru/gallery2/d/848311-8/dsc08827.jpg)
На полотнах голландских мастеров можно увидеть сценки из повседневной жизни: пастбища, рынки.
Обыденная сцена представлена на картине австрийца по происхождению Джованни Франческо Чиппера (1664-1736) «Сцена на кухне» (ок. 1725 г.). Художник работал в Италии с 1696 до конца жизни. Его персонажами были крестьяне, торговцы, ремесленники.
![Фото №848342. ДЖОВАННИ ФРАНЧЕСКО ЧИППЕР. Сцена в кухне](http://art16.ru/gallery2/d/848345-8/dsc08839.jpg)
Центральная фигура картины «Сцена на кухне» - кухарка, потрошащая рыбу. Рядом на столе присела крестьянка, кормящая грудью младенца. На полу, рядом со свежей рыбой, сидит мальчишка, уплетающий за обе щеки похлебку. Взоры крестьянки и мальчика устремлены на художника, соответственно, на зрителя. В результате чего ощущается диалог персонажей со зрителем.
Характерной работой того времени является полотно «Шарлатан» Яна Миля (ок 1599-1663) живописца и гравера из Фландрии. Для Италии бродячие врачеватели ассоциировались с шарлатанами.
![Фото №848317. ЯН МИЛЬ 1599 (?), Беверен-Вас близ Антверпена -1664, Турин Шарлатан Холст, масло](http://art16.ru/gallery2/d/848318-9/dsc08830.jpg)
Италия XVII века зрительно представляла собой развалины архитектурных сооружений. Картина Алессандро Маньяско (1667-1749, Генуя) - итальянского художника, живописца, видного представителя барокко, мастера генуэзской школы «Привал бандитов» (1710-1720) - одна из известных работ живописца. На полотне, скорее всего, изображены наемные воины, возвращающиеся домой и маркитантки. Старательно прописанные фигурки «бандитов» ярко контрастируют с размытым пейзажем. Сквозь дымку на стенах античных руин просматриваются шаржированные скульптуры (обрюзгший Геракл, Венера с неправильными формами и пр.).
![Фото №848336. Алессандрио Маньяско. Привал бандитов.](http://art16.ru/gallery2/d/848337-8/dsc08836.jpg)
В экспозиции представлены две работы итальянского живописца и гравера Франческо Дзуккарелли (Венеция, 1702 - Флоренция, 1788) . На одной из них «Пейзаж с женщиной, несущей ребенка» Легкий пейзаж, прозрачный воздух, безоблачное существование селян. Нет тяжеловесности, назидательности. На переднем плане расположен калебас, сосуд-тыква. Надо отметить, что на всех полотнах Дзуккарелли вместо подписи-виньетки присутствует калебас или плод тыквы. Это объясняется тем, что фамилия художника дословно переводится с итальянского как «маленькая тыква».
![Фото №848323. ФРАНЧЕСКО ДЗУККАРЕЛЛИ Пнтюьяно, 1702 - Флоренция. 1788 Пейзаж с женщиной, несущей ребенка Холст, масло](http://art16.ru/gallery2/d/848326-8/dsc08832.jpg)
В России есть три картины этого мастера. Две из них находятся в Эрмитаже (Санкт-Петербург), третья - в собрании Музея частных коллекций Международного Института Антиквариата (Казань).
XVIII век - эпоха Просвещения. Художники пишут уроки музыки, астрономии и пр. Но по-прежнему модно писать виды Италии, в основном Флоренции и Рима.
![Фото №848354. ДЖОВАННИ ПАОЛО ПАНИНИ. Маджоре в Риме.](http://art16.ru/gallery2/d/848355-9/dsc08844.jpg)
![Фото №848384. ГЮБЕР РОБЕР 1733, Париж 1808, Париж Колизей Холст, масло](http://art16.ru/gallery2/d/848385-9/dsc08856.jpg)
В связи с обилием скульптурного материала, появившегося в результате раскопок, и интересом туристов к памятникам античности в Италии начинают делать маленькие бронзовые и мраморные памятники на продажу. Чтобы удовлетворить спрос, памятные вещи в бронзе начинают отливать в больших количествах.
![Фото №848329. КАРЛО АЛЬБАЧИНИ 1734. Рим — 1813. Рим. Аполлон Бельведерский. Мрамор](http://art16.ru/gallery2/d/848332-9/dsc08834.jpg)
![Фото №848360. РИМСКИЙ СКУЛЬПТОР второй половины XVIII века. Марк Аврелий на коне](http://art16.ru/gallery2/d/848363-9/dsc08846.jpg)
![Фото №848366. РИМСКИЙ СКУЛЬПТОР второй половины XVIII века. Марк Аврелий на коне](http://art16.ru/gallery2/d/848367-9/dsc08847.jpg)
![Фото №848378. ФРАНЧЕСКО РИГЕТТИ. Кентавр с купидоном.1787](http://art16.ru/gallery2/d/848379-9/dsc08849.jpg)
![Фото №848426. ДЖУЗЕППЕ БОСКИ Ок. 1760, Рим — 1821, Рим (?) Кентавр Фурьетти (молодой)](http://art16.ru/gallery2/d/848429-8/dsc08869.jpg)
![Фото №848432. ДЖУЗЕППЕ БОСКИ Ок. 1760, Рим — 1821, Рим (?) Кентавр Фурьетти (молодой)](http://art16.ru/gallery2/d/848435-8/dsc08870.jpg)
Но самыми популярными произведениями искусства, увозимыми из Италии, были гравированные листы. Это объяснялось легкостью в перевозке. Этому виду графики отводится отдельный зал в экспозиции.
![Фото №848390. ВАЛЕРИО СПАДА. Панорама Флоренции. Около 1650](http://art16.ru/gallery2/d/848391-9/dsc08857.jpg)
Распространенным жанром, популярным в Венеции XVIII века был ведута (итал. veduta, «вид»), представляющий собой картину, рисунок или гравюру с детальным изображением повседневного городского пейзажа.
![Фото №848408. ВИНЧЕНЦО ФРАНЧЕСКИНИ 1695, Флоренция Вид площади около Флорентийского аббатства и дворца Подеста (Барджелло).](http://art16.ru/gallery2/d/848409-8/dsc08863.jpg)
![Фото №848414. ДЖОВАННИ БАТТИСТА ПИРАНЕЗИ. Вид фонтана Треви](http://art16.ru/gallery2/d/848415-8/dsc08865.jpg)
![Фото №848420. ДЖОВАННИ БАТТИСТА ПИРАНЕЗИ 1720. Вид Римскою форума](http://art16.ru/gallery2/d/848423-9/dsc08867.jpg)
![Фото №848438. ДЖОВАННИ БАТТИСТА ПИРАНЕЗИ 1720, Мольяно-Вснсто - 1778, Рим. Вид Колизея](http://art16.ru/gallery2/d/848439-8/dsc08873.jpg)
![Фото №848396. ЖАК КАЛЛО. Листы из серии «Танцы бескостных». 1621-1622](http://art16.ru/gallery2/d/848399-8/dsc08859.jpg)
В следующем зале представлена огромная коллекция офортов, литографий и акварелей. В XIX веке акварельные виды Италии были очень популярны. В этом жанре наиболее прославились художники школы Позилиппо. Все привезенные акварели не вошли в состав, смонтированной выставки. В связи с этим намечается с частичная смена экспозиции этого зала.
![Фото №848444. ЖАН УЭЛЬ. Костюм знатных албанских женщин в Палаццоадриано. 1778](http://art16.ru/gallery2/d/848445-9/dsc08876.jpg)
![Фото №848462. РУДОЛЬФ МЮЛЛЕР 1802. Руины храма Геракла в Помпеях. Ок. 1830 Бумага, акварель, гуашь](http://art16.ru/gallery2/d/848463-9/dsc08882.jpg)
![Фото №848468. ДЖАЧИНТО ДЖИГАНТЕ 1806, Неаполь - 1876, Неаполь Прочида. 1836 Бумага, акварель](http://art16.ru/gallery2/d/848469-9/dsc08884.jpg)
![Фото №848450. ЖАН УЭЛЬ. Общий вил города Таормины и театра. 1776-1779](http://art16.ru/gallery2/d/848451-8/dsc08878.jpg)
![Фото №848480. ЛУИДЖИ ГАРИББО. Пьяцца Санта Тринита во Флоренции. 1829](http://art16.ru/gallery2/d/848481-8/dsc08889.jpg)
![Фото №848486. АНТУАН ЖАН БАТИСТ ТОМА 1791, Продавцы арбузов](http://art16.ru/gallery2/d/848487-9/dsc08891.jpg)
![Фото №848492. АНТУАН ЖАН БАТИСТ ТОМА. Верующие, ожидающие папского благословения. Лист из серии «Год в Риме и его окрестностях». 1822-1826](http://art16.ru/gallery2/d/848493-9/dsc08893.jpg)
Завершает выставку зал с живописными работами, датируемыми XIX веком.
![Фото №848540. ТЬЮДОР ГЮДЕН 1802, Лунная ночь в Неаполитанском заливе.](http://art16.ru/gallery2/d/848541-9/dsc08910.jpg)
![Фото №848504. ДЖУЛИО КАРЛИНИ 1830, Венеция - 1887, Венеция Семья Толстых в Венеции. 1855](http://art16.ru/gallery2/d/848507-9/dsc08898.jpg)
![Фото №848510. ТЕОДОРО ДЮКЛЕР 1815. Фонтан Претории](http://art16.ru/gallery2/d/848511-9/dsc08900.jpg)
![Фото №848516. ТЕОДОРО ДЮКЛЕР 1815(1814?). Вид набережной в Палермо, Неаполь — 1869](http://art16.ru/gallery2/d/848517-9/dsc08902.jpg)
![Фото №848522. ТЕОДОРО ДЮКЛЕР. Собор в Палермо.](http://art16.ru/gallery2/d/848523-8/dsc08904.jpg)
![Фото №848534. ФРИДРИХ НЕРЛИ (НЕРЛИХ). Концерт в гондоле](http://art16.ru/gallery2/d/848535-9/dsc08908.jpg)
![Фото №848546. ЖЮЛЬ РЮИНАР ДЕ БРИМОН. Вид Неаполя с замком Сант-Эльмо.](http://art16.ru/gallery2/d/848547-9/dsc08912.jpg)
![Фото №848498. ИППОЛИТО КАФФИ 1809. Замок св. Ангела в Риме.](http://art16.ru/gallery2/d/848499-9/dsc08896.jpg)
![Фото №848558. ФИЛИППО ПАЛИЦЦИ. Пейзаж с ласточками. 1868](http://art16.ru/gallery2/d/848559-9/dsc08916.jpg)
![Фото №848564. ЛУДОЛЬФ ЛИБЕРТ. Венеция. Паруса](http://art16.ru/gallery2/d/848567-9/dsc08918.jpg)
![Фото №848570. АНСЕЛЬМО ДЖАНФАНТИ. В церкви Санта Мария делла Паче](http://art16.ru/gallery2/d/848571-9/dsc08920.jpg)