С 11 июня 2015 года в Центре «Эрмитаж-Казань» работает выставка «Образы Италии. Западноевропейское искусство XVII-XX веков из собрания Эрмитажа».
Фото №848348. "Образы Италии" Западноевропейское искусство XVII-XX веков из собрания Эрмитажа 14 выставка приурочена к 10-летию Центра «Эрмитаж-Казань». На выставке представлены работы мастеров XVII-сер. XX вв. (от 1650-х до 1960-х гг.) из Германии, Франции, Фландрии, Голландии, России и других стран.
Путешественники со всего мира стремились попасть в Италию для ознакомления с итальянской античностью, памятники которой начали появляться из небытия благодаря раскопкам, проводимым в Италии повсеместно. Хотя это была уже совсем другая Италия, не страна эпохи Возрождения, она оставалась для художников Меккой. Живописцы, скульпторы находили в природе и архитектуре Италии вдохновение, идеалы и идеи для своих работ.
Знакомство с экспозицией выставки начинается с работ мастеров XVII века. Часть пространства отведена произведениям голландских живописцев, которые были наслышаны об итальянских художниках эпохи Возрождения; о красоте страны искусства и вдохновения; о величественной природе.
Приезжая в Италию, они находили здесь вдохновение, но продолжали писать практически тоже самое, что у себя в Голландии: простую жизнь обыкновенного человека. Это связано с тем, что Голландия XVII века уже не Монархия, а свободная страна. Успешно заканчивалась борьба за собственную независимость от могущественной империи Испании. Протестантизм стал господствующей религией. Заказы церкви стали не актуальными. В искусстве Голландии значительную мощь и развитие приобрели портрет, пейзаж, бытовой жанр, натюрморт. Художники писали простых бюргеров.
Фото №848310. ДОМЕНИКО БРАНДИ 1684, Неаполь - 1736, Неаполь Пастушеская сцена. 1730 Холст, масло На полотнах голландских мастеров можно увидеть сценки из повседневной жизни: пастбища, рынки.
Обыденная сцена представлена на картине австрийца по происхождению Джованни Франческо Чиппера (1664-1736) «Сцена на кухне» (ок. 1725 г.). Художник работал в Италии с 1696 до конца жизни. Его персонажами были крестьяне, торговцы, ремесленники.
Фото №848342. ДЖОВАННИ ФРАНЧЕСКО ЧИППЕР. Сцена в кухне
Центральная фигура картины «Сцена на кухне» - кухарка, потрошащая рыбу. Рядом на столе присела крестьянка, кормящая грудью младенца. На полу, рядом со свежей рыбой, сидит мальчишка, уплетающий за обе щеки похлебку. Взоры крестьянки и мальчика устремлены на художника, соответственно, на зрителя. В результате чего ощущается диалог персонажей со зрителем.
Характерной работой того времени является полотно «Шарлатан» Яна Миля (ок 1599-1663) живописца и гравера из Фландрии. Для Италии бродячие врачеватели ассоциировались с шарлатанами.
Фото №848317. ЯН МИЛЬ 1599 (?), Беверен-Вас близ Антверпена -1664, Турин Шарлатан Холст, масло Италия XVII века зрительно представляла собой развалины архитектурных сооружений. Картина Алессандро Маньяско (1667-1749, Генуя) - итальянского художника, живописца, видного представителя барокко, мастера генуэзской школы «Привал бандитов» (1710-1720) - одна из известных работ живописца. На полотне, скорее всего, изображены наемные воины, возвращающиеся домой и маркитантки. Старательно прописанные фигурки «бандитов» ярко контрастируют с размытым пейзажем. Сквозь дымку на стенах античных руин просматриваются шаржированные скульптуры (обрюзгший Геракл, Венера с неправильными формами и пр.).
Фото №848336. Алессандрио Маньяско. Привал бандитов.
В экспозиции представлены две работы итальянского живописца и гравера Франческо Дзуккарелли (Венеция, 1702 - Флоренция, 1788) . На одной из них «Пейзаж с женщиной, несущей ребенка» Легкий пейзаж, прозрачный воздух, безоблачное существование селян. Нет тяжеловесности, назидательности. На переднем плане расположен калебас, сосуд-тыква. Надо отметить, что на всех полотнах Дзуккарелли вместо подписи-виньетки присутствует калебас или плод тыквы. Это объясняется тем, что фамилия художника дословно переводится с итальянского как «маленькая тыква».
Фото №848323. ФРАНЧЕСКО ДЗУККАРЕЛЛИ Пнтюьяно, 1702 - Флоренция. 1788 Пейзаж с женщиной, несущей ребенка Холст, масло В России есть три картины этого мастера. Две из них находятся в Эрмитаже (Санкт-Петербург), третья - в собрании Музея частных коллекций Международного Института Антиквариата (Казань).
XVIII век - эпоха Просвещения. Художники пишут уроки музыки, астрономии и пр. Но по-прежнему модно писать виды Италии, в основном Флоренции и Рима.
Фото №848354. ДЖОВАННИ ПАОЛО ПАНИНИ. Маджоре в Риме.
Фото №848384. ГЮБЕР РОБЕР 1733, Париж 1808, Париж Колизей Холст, масло В связи с обилием скульптурного материала, появившегося в результате раскопок, и интересом туристов к памятникам античности в Италии начинают делать маленькие бронзовые и мраморные памятники на продажу. Чтобы удовлетворить спрос, памятные вещи в бронзе начинают отливать в больших количествах.
Фото №848329. КАРЛО АЛЬБАЧИНИ 1734. Рим — 1813. Рим. Аполлон Бельведерский. Мрамор Фото №848360. РИМСКИЙ СКУЛЬПТОР второй половины XVIII века. Марк Аврелий на коне
Фото №848366. РИМСКИЙ СКУЛЬПТОР второй половины XVIII века. Марк Аврелий на коне Фото №848378. ФРАНЧЕСКО РИГЕТТИ. Кентавр с купидоном.1787
Фото №848426. ДЖУЗЕППЕ БОСКИ Ок. 1760, Рим — 1821, Рим (?) Кентавр Фурьетти (молодой)
Фото №848432. ДЖУЗЕППЕ БОСКИ Ок. 1760, Рим — 1821, Рим (?) Кентавр Фурьетти (молодой) Но самыми популярными произведениями искусства, увозимыми из Италии, были гравированные листы. Это объяснялось легкостью в перевозке. Этому виду графики отводится отдельный зал в экспозиции.
Фото №848390. ВАЛЕРИО СПАДА. Панорама Флоренции. Около 1650
Распространенным жанром, популярным в Венеции XVIII века был ведута (итал. veduta, «вид»), представляющий собой картину, рисунок или гравюру с детальным изображением повседневного городского пейзажа.
Фото №848408. ВИНЧЕНЦО ФРАНЧЕСКИНИ 1695, Флоренция Вид площади около Флорентийского аббатства и дворца Подеста (Барджелло).
Фото №848414. ДЖОВАННИ БАТТИСТА ПИРАНЕЗИ. Вид фонтана Треви
Фото №848420. ДЖОВАННИ БАТТИСТА ПИРАНЕЗИ 1720. Вид Римскою форума
Фото №848438. ДЖОВАННИ БАТТИСТА ПИРАНЕЗИ 1720, Мольяно-Вснсто - 1778, Рим. Вид Колизея
Фото №848396. ЖАК КАЛЛО. Листы из серии «Танцы бескостных». 1621-1622
В следующем зале представлена огромная коллекция офортов, литографий и акварелей. В XIX веке акварельные виды Италии были очень популярны. В этом жанре наиболее прославились художники школы Позилиппо. Все привезенные акварели не вошли в состав, смонтированной выставки. В связи с этим намечается с частичная смена экспозиции этого зала.
Фото №848444. ЖАН УЭЛЬ. Костюм знатных албанских женщин в Палаццоадриано. 1778
Фото №848462. РУДОЛЬФ МЮЛЛЕР 1802. Руины храма Геракла в Помпеях. Ок. 1830 Бумага, акварель, гуашь
Фото №848468. ДЖАЧИНТО ДЖИГАНТЕ 1806, Неаполь - 1876, Неаполь Прочида. 1836 Бумага, акварель Фото №848450. ЖАН УЭЛЬ. Общий вил города Таормины и театра. 1776-1779
Фото №848480. ЛУИДЖИ ГАРИББО. Пьяцца Санта Тринита во Флоренции. 1829
Фото №848486. АНТУАН ЖАН БАТИСТ ТОМА 1791, Продавцы арбузов
Фото №848492. АНТУАН ЖАН БАТИСТ ТОМА. Верующие, ожидающие папского благословения. Лист из серии «Год в Риме и его окрестностях». 1822-1826
Завершает выставку зал с живописными работами, датируемыми XIX веком.
Фото №848540. ТЬЮДОР ГЮДЕН 1802, Лунная ночь в Неаполитанском заливе.
Фото №848504. ДЖУЛИО КАРЛИНИ 1830, Венеция - 1887, Венеция Семья Толстых в Венеции. 1855
Фото №848510. ТЕОДОРО ДЮКЛЕР 1815. Фонтан Претории
Фото №848516. ТЕОДОРО ДЮКЛЕР 1815(1814?). Вид набережной в Палермо, Неаполь — 1869 Фото №848522. ТЕОДОРО ДЮКЛЕР. Собор в Палермо. Фото №848534. ФРИДРИХ НЕРЛИ (НЕРЛИХ). Концерт в гондоле
Фото №848546. ЖЮЛЬ РЮИНАР ДЕ БРИМОН. Вид Неаполя с замком Сант-Эльмо.
Фото №848498. ИППОЛИТО КАФФИ 1809. Замок св. Ангела в Риме.
Фото №848558. ФИЛИППО ПАЛИЦЦИ. Пейзаж с ласточками. 1868
Фото №848564. ЛУДОЛЬФ ЛИБЕРТ. Венеция. Паруса
Фото №848570. АНСЕЛЬМО ДЖАНФАНТИ. В церкви Санта Мария делла Паче