С 15 марта по 30 июня 2019 года в Национальной художественной галерее «Хазинэ» Государственного музея изобразительных искусств Республики Татарстан работает выставка «Веер. Хранитель красоты и тайн…».

Церемония открытия состоялась 15 марта. Открыли выставку: Розалия Миргалимовна Нургалеева, директор ГМИИ РТ, коллекционер коллекционер Ольга Кирилловна Затеева и куратор, искусствовед Софья Александровна Чапкина-Руга.
На выставке «Веер. Хранитель красоты и тайн…» представлены веера XVIII–XX в. из частной коллекции Ольги Затеевой. Географическая принадлежность предметов коллекции: Китай, Япония, Франция, Италия, Испания, Австрия, Германия, Англия, Россия.
Экспозиция развернута в двух залах. Первый зал, со слов куратора проекта носит обобщающий характер. Здесь можно увидеть гравюры XVIII века, статуэтки из слоновой кости, шкатулки, несколько живописных полотен. Некоторые из представленных гравюр повторяют изображение на веере, другие - для антуража. Одна из витрин демонстрирует стиль шинуазри́ (от фр. chinoiserie), дословно китайщина — использование мотивов и стилистических приёмов средневекового китайского искусства в росписи веера.






В этом зале есть мужской веер, принадлежащий когда-то национальному театру Кабуки.

Во втором зале представлены веера XVIII века. Экраны вееров XVIII века украшали в живописной манере. Веера украшали росписями на сюжеты из античной истории и мифологии, галантными сценами, были посвящены музам и нимфам.
В России массовое распространение веера относится ко времени Петровских реформ. Петр, следующий посылам голландской моды привез в Россию веера голландских мастеров. При правлении Елизаветы Петровны Законодательницей мод на веера в Европе и России считалась Франция. Веера не только заказывались из-за границы, но и изготавливались русскими мастерами. В ее правление открылась и заработала первая веерная фабрика. В эпоху правления Екатерины Великой веер становится обязательным атрибутом туалета светской красавицы. Появляется язык веера. Баронесса Анна-Луиза Жермена де Сталь-Гольштейн о роли веера в женском туалете писала: «из всех предметов, составляющих туалет элегантной женщины, ни один не может так ловко использоваться, как веер».
Технология изготовления веера, сюжеты, изображенные на веере соответствовали стилям главенствующим в искусстве того или иного времени (барокко, рококко, ампир, арт-деко и др.) словом диктовались модой. В эпоху романтизма появились веера на которых изображения связаны с сюжетом того или иного произведения, например, " Дама с камелиями" А Дюма; со стихами Байрона и др.





Остов на протяжении всего времени существования вееров изготавливали из слоновой кости, перламутра, черепашьего панциря, рога, дерева. В XIX веке мода не веер проникла в разные слои общества. Стали изготавливать остовы из папье-маше и целлулоида. Изначально целлулоид был дорогим, его удешевление произошло только в начале XX века.
В экспозиции выставки представлен веер росписи одного крупного художника Л. Биллотея, работавшего на крупнейшую того времени веерную фирму «Duvelleroy». Есть еще несколько вееров, расписанных известными мастерами. Это нехарактерное явление для частной коллекции, такие веера очень редко оказываются в частных руках, крайне редко встречаются на аукционах.

