7 ноября 2012 года Пермской Государственной художественной галерее исполняется 90 лет.
В 1922 году из художественного отдела (1902),
Фото №92597. Табун кабардинских лошадей.возвращающийся с поля. 1878, бронза. Лансере Е.А.Лансере Е.А. (1848-1886)
Пермская государственная художественная галерея, январь 2012 В Художественный музей перешли работы профессора Академии художеств, исторического живописца
Фото №92569. Конь с водничим. 1830-е, бронза, Клодт П.К. (1805-1867) Пермская государственная художественная галерея, январь 2012
Фото №92577. Сеятель. 1862,гипс, Харламов М.В. (1837-1913) Пермская государственная художественная галерея, январь 2012С тех пор коллекция музея основательно пополнилась:
- В 1921–1928 годах в музей пришли произведения искусства из Государственного Музейного фонда (его отделений в Москве и Петрограде);
- из фондов Третьяковской галереи, Русского музея;
- с 1923 года из собирательных экспедиций по Пермскому краю;
- в
30-е гг. г. — из экспонатов, приобретенных государственными закупочными комиссиями; - в 1940–60 е. гг. — через Управление по делам искусств при Совете народных комиссаров РСФСР, Дирекцию художественных выставок и панорам;
- с
70-х — собственная закупочная комиссия; - и конечно же, из предметов искусства, переданных в дар частными лицами.
Фото №92573. Портрет сестер Марии Львовны и Софии Львовны Перовских. 1859. Макаров И.К. Макаров И.К. 1822-1897;
Пермская государственная художественная галерея, январь 2012
Фото №92581. Корабль в бурю. 1848. Дорогов А.М. (1819-1850) Пермская государственная художественная галерея, январь 2012На сегодняшний день коллекция Пермской галереи составляет почти 43 тысячи единиц хранения.
С 1931 года Художественная галерея располагается по адресу: Пермь, Комсомольский проспект, 4. Это крайне примечательное место.
Фото №91889. Спасо-Преображенский Кафедральный собор. Пермь город, Комсомольский проспект, 4Здание собора было заложено в 1798 году. Для строительства использовались кирпич и железо из разобранных построек Пыскорско - Ласьвинского монастыря, к тому времени пришедшего в упадок. Из этого же монастыря был привезен уникальный резной (из дерева) иконостас, выполненный крепостными мастерами в XVIII веке.
На проект колокольни был объявлен конкурс. В нем принимали участие губернский архитектор П.Т. Васильев и известный зодчий Луиджи Руска. Из экономических соображений местные власти предпочли проект П.Т. Васильева. Но при возведении колокольни выявились дефекты проекта: в стенах первого яруса появились трещины. В результате проект колокольни пришлось переделывать. Окончательный вариант выполнил архитектор И.И. Свиязев.
Отдельно стоящую 67 - метровую колокольню начали сооружать в 1818 году, строилась она 14 лет артелями каменщиков, состоящими из крепостных крестьян. Внимание всех гостей Перми, знакомящихся с достопримечательностями города, привлекает силуэт бывшего здания
Собор, возведен в стиле русского классицизма. Колокольня собора построена по проекту архитектора И.Свиязева. Строительство кафедрального собора и работы по художественному решению его интерьеров велись преимущественно местными архитекторами, живописцами, резчиками.
Собор с колокольней входит в ансамбль
Монастырский комплекс — памятник архитектуры XIX века федерального значения и находится под охраной государства по Постановлению Совета Министров РСФСР № 624 от
В соборе расположена главная художественная сокровищница города — Пермская Государственная художественная галерея.
В 1931 году, после передачи здания собора Пермской художественной галерее, внутри Собора, советские зодчие провели грандиозную реконструкцию по проекту архитектора
Фото №92713. Фрагмент росписи иконостаса (Пермская государственная художественная галерея)Пермская государственная художественная галерея, январь 2012;
Уникальный резной (из кедра) иконостас, выполненный крепостными мастерами в XVIII веке, привезенный из Ласьвинского монастыря. Резной деревянный иконостас был выполнен крепостными мастерами в первой половине XVIII века для Пыскорско — Ласьвинского монастыря. К моменту строительства
Посмотреть иконостас целиком не представляется возможным, если только вблизи, с неудобного для обзора ракурса. Но в тоже время благодаря его наличию в Художественной галерее сохранена некая атмосферность.
Фото №92649. Лестница, ведущая на третий этаж Пермской художественной галереиПермская государственная художественная галерея, январь 2012
Уникальный резной (из кедра) иконостас, выполненный крепостными мастерами в XVIII веке, привезенный из Ласьвинского монастыря.
Фото №92673. Христос в темнице. XVIII из с. Усть-Косьва /Христос в темнице. XVIII из часовни в г. ПермиПермская государственная художественная галерея, январь 2012Верхняя часть иконостаса гармонично соседствует с жемчужиной галереи залом «Пермской деревянной скульптуры». Побывать в Перми и не ознакомиться с этим культурным наследием Пермского края, было бы большой ошибкой.
Фото №92729. Фрагмент иконостаса. Пермская художественная галереяПермская государственная художественная галерея, январь 2012;
Уникальный резной (из кедра) иконостас, выполненный крепостными мастерами в XVIII веке, привезенный из Ласьвинского монастыря. Пермская деревянная скульптура была распространена в церквях на севере Пермской губернии в XVII — XIX веках. Деревянные боги создавались
Борьба священников с этим явлением ни к чему не привела. Деревянные Боги прижились в православных храмах
Фото №92689. Фрагмент экспозиции зада Пермских деревянных скульптурПермская государственная художественная галерея, январь 2012Пермяки относились к скульптурам трогательно и трепетно. Они верили, что по ночам скульптуры оживают и ходят по храму, поэтому регулярно меняли им обувь, одевали, приносили угощения и дары.
Фото №92661. Ангелы. Третий слева: Ангел. XIXbp Д.Габово. Н.М.КирьяновПермская государственная художественная галерея, январь 2012 Внешность вырезанных из дерева православных святых имеет явно выраженные
Фото №92673. Христос в темнице. XVIII из с. Усть-Косьва /Христос в темнице. XVIII из часовни в г. ПермиПермская государственная художественная галерея, январь 2012
Фото №92669. Никола Можайский, XVII, из с. Покча / Царские врата, XVII, из с НияПермская государственная художественная галерея, январь 2012Материалом для создания скульптур были сосна и липа. Для росписи фигуры на поверхность наносили левкас (меловой грунт). Расписывали так же, как иконы яичной темперой. Нередко роспись украшали позолотой или серебрением, а в XIX веке для росписи начали использовать масляные краски.
Фото №92697. Господь Саваоф. XVIII.Из д. ПоловинкаПермская государственная художественная галерея, январь 2012
Фото №92701. Снятие с креста. XVIII/ Из с. ШакшерПермская государственная художественная галерея, январь 2012 Коллекция деревянных скульптур Пермской художественной галереи начала пополняться еще до революции, когда собственно галереи еще не было. В фондах
Фото №92705. Богоматерь, Иоанн Богослов, Мария Магдалина, Сотник Лонгин. XVIIIиз г. Соликамска
Пермская государственная художественная галерея, январь 2012 Александр Сыропятов, первый директор Пермской художественной галереи (Художественного музея), будучи знаком с коллекцией
Фото №92657. Никола Чудотворец. XVIII век. Из г. ЧердыниПермская государственная художественная галерея, январь 2012Благодаря усилиям этого человека, мир узнал о «Деревянных богах» Пермского края. Да и скульптуры дошли до нашего времени, тоже благодаря Н. Серебренникову. Во времена атеизма нужно было иметь недюжую (недюжинную) смелость заниматься этим делом. А он не только собрал, но и доказал их художественную ценность.
Фото №92677. Никола Можайский XVIII из д. ЗеленятаПермская государственная художественная галерея, январь 2012 В 1928 году нарком просвещения
Фото №92717. Богоматерь, Иоанн Богослов, Мария Магдалина, Сотник Лонгин, XVIII, из с. Усть-БоровскоеПермская государственная художественная галерея, январь 2012 Коллекция «Пермских деревянных скульптур» Пермской Государственной художественной галереи самая большая в мире. Помимо Перми образцы такой скульптуры можно увидеть в Кудымкаре, Чердыне, Березниках, Соликамске и Кунгуре. И в некоторых российских городах — экземпляров 10.
Пермская галерея насчитывает около 370 деревянных скульптур.
Помимо коллекции «Пермской деревянной скульптуры» в галерее представлены следующие коллекции:
- Искусство Древней Руси
- Русское искусство XVIII — нач. XX
- Русское искусство XX (живопись, графику, скульптуру,
декоративно-прикладное искусство) - Искусство Западной Европы
XVI—XVIII вв. -
Декоративно-прикладное искусство (керамика, ткани, прикладное искусство, нумизматика)
Искусство Древней Руси
Иконописная коллекция Пермской художественной галереи насчитывает около тысячи икон и состоит из памятников
Иконопочитание на Руси связано с меценатством. Храмы строились на средства государственных или частных заказчиков. В Пермском крае (в Прикамье) «благочестивыми деяниями» промышляли Строгановы. Не зря целые направления в различных видах искусства получили название «строгановские» («строгановская школа» в архитектуре, в иконописи, в церковном шитье. Строгановы не только строили храмы, но и наполняли их всевозможной церковной утварью.
Пермской Государственной художественной галерее принадлежит самая большая и качественная в Прикамье коллекция «строгановских» икон: работы Истомы Савина, Никифора Савина, Семена Хромого, Богдана Соболева, мастера Григория и др. мастеров, как московского, так и прикамского происхождения. работы этой школы: Икона «Огненное восхождение Святого Илии Пророка на небо. Нач. XVII века; святые Борис и Глеб. Первая пол. XVII века; Архангел Михаил с деяниями (до 1610 г.); Хромой Семен. Богоматерь Смоленская (до 1616) и др.
Также в коллекции галереи есть работы мастеров школы Оружейной палаты Московского Кремля:
Казаринов Иван. Богоматерь. Благодатное небо(1741); Максимов Иван. Спас Великий Архиерей (1677).
Собранию галереи принадлежит ряд афонских икон: Богоматерь. Достойно Есть. 1903 года.
Десяток памятников Невьянской живописной школы (Урал): Ангел Благое молчание. Второй пол. XVIII века и др.
«Академические письма» представлены произведениями XIX века.
Поздняя культовая живопись Прикамья — иконописный примитив: Св. Трифон Вятский с житием. И пр.
Русское искусство XVIII - нач. XX века
То, что пермская коллекция русского искусства редкая по своей полноте, стало понятно с первых шагов продвижения по залам первого этажа галереи. Галерея грамотно тематически выстроена. Экспозиционный ряд ведет рассказ о том или ином направлении живописи, о периоде, которому соответствуют представленные в залах работы.
1. Россика. Иностранцы в России
Фото №92548. Портрет графа Александра Сергеевича Строганова.1793 Лампи И.Б. (1751-1830)холст, масло; Пермская государственная художественная галерея. Творения французов: Л.Каравакка, Ж.-Л.Вуаля; немца Франкара; австрийского мастера
2. Портрет XVIII - перв. пол. XIX вв.
3. Академия художеств и академисты
В.Маковский, А.Куинджи, И.Шишкин
4. Жанровая живопись
Венецианов А.Г.
5. Пейзажная живопись втор. пол. XIX века
Фото №92585. Контрабандисты. 1884. Айвазовский И.К (1817-1900)Пермская государственная художественная галерея, январь 2012
6. Портрет. Втор. пол. XIX — нач. XX в.
Фото №92593. Фрагмент экспозиции зала Русского искусства второй половины XIX векаПермская государственная художественная галерея, январь 2012
Портретные скульптуры:
Фото №92605. Моление Св. Анны -матери Св. пророка Самуила. 1864. Верещагин В.П. (1835-1909)Пермская государственная художественная галерея, январь 20127. Россия
Фото №92601. Русская национальная природа в полотнах передвижниковПермская государственная художественная галерея, январь 2012 В пейзажах
8. Урал в творчестве русских живописцев
Архитектор
9. Рубеж XIX—XX вв.
К.Коровин, В. Переплетчиков, Л. Туржанский, С. Жуковский, П. Петровичев, А. Моравов и др.
10. Русский авангард
Н. Гончарова, П. Кончаловский, И. Машков, А. Лентулов, А. Куприн, Р. Фальк, Д.Бурлюк.
Фото №92637. Фрагмент экспозиции. Зал Русского искусства нач. XX векаПермская государственная художественная галерея, январь 2012 11. Русский рисунок (XVIII–XX )
П.Соколов, Ф.Толстой, А.Орловский, В.Тропинин. П.Федотов.
Русское искусство XX
Фото №92621. Зал русского искусства начала XX векаПермская государственная художественная галерея, январь 2012 Жживопись, графика, скульптура,
Попков В.Е., Дейнека А.А., Широков Е.Н.
Фото №92773. Автопортрет 1983. Евгений Широков, Народный художник СССРПермская государственная художественная галерея, январь 2012; Холст, масло; из собрания Пермкой художественной галереи Искусство Западной Европы XVI—XVIII вв. 
Живопись и рисунок, гравюру и скульптуру,
Фото №92733. Пейзаж с руинами. Ян Ван Гойен (1596-1656)Пермская государственная художественная галерея, январь 2012
Фото №92757. Фавн с женщиной и ребенком. Мишель Клод- Франсуа (Клодион), 1738-1814Пермская государственная художественная галерея, январь 2012;
бронза
Фото №92761. Амур. 1757. Фальконе Э.М. (1716-1791)Пермская государственная художественная галерея, январь 2012 Декоративно-прикладное искусство
Фото №92609. Медаль в память освобождения крестьян. 1861. Козин Н ( по модели Толстого Ф.)бронза, чеканка, Д.68,5 мм. Аверс;
Пермская государственная художественная галерея, январь 2012Культовое прикладное искусство XVI — нач. XX вв
- Произведения шитья
- Русское медное литье XVI — нач. ХХ вв.
- Советский фарфор.
Помимо постоянной экспозиции в галерее проходят временные выставки.
Фото №92641. Выставка «O sole mio. Итальянское солнце русской культуры»Пермская государственная художественная галерея, январь 2012;
Взаимообмен между двумя странами был всегда: наши живописцы ездили учиться в Италию и вдохновлялись там памятниками искусства и архитектуры, а итальянские зодчие возводили соборы и великолепные здания в России.Работают клубы, детская студия. Уже 19 сезон в галерее заседает Пермский городской дискуссионный клуб интеллигенции и студенчества «Диалог». Популярны среди горожан тематические лекции, экскурсии, концерты.
Фото №92737. Фрагмент экспозиции выставки Капричос. Франсиско Хосе де Гойя - и -ЛусиентесПермская государственная художественная галерея, январь 2012


