«Ночь искусств» в Государственном музее изобразительных искусств

3 ноября 2013 года в Государственном музее изобразительных искусств Республики Татарстан впервые прошла культурная программа «Ночь искусств».

Фото №182987. Art16.ru Photo archiveФото №182987. Art16.ru Photo archive

Анонс программы мероприятий обещал интересную музейную программу с экскурсиями, лекцией, концертами, играми для детей, с посещением фондов декоративно-прикладного искусства, просмотром немого кино в сопровождении тапера. И в 18.00 музей начал заполняться поклонниками того или иного времяпровождения.

Фото №182872. Art16.ru Photo archiveФото №182872. Art16.ru Photo archive
Фото №182745. Art16.ru Photo archiveФото №182745. Art16.ru Photo archive
Фото №182727. Art16.ru Photo archiveФото №182727. Art16.ru Photo archive

Отсутствие массированной рекламы не сказалось на посещении залов музея в этот день. Даже подумалось: «Что же было бы если об этом мероприятии «кричали» все средства массовой информации на протяжении месяца? Справился бы музей?

Фото №182733. Art16.ru Photo archiveФото №182733. Art16.ru Photo archive
Фото №182739. Art16.ru Photo archiveФото №182739. Art16.ru Photo archive
Фото №182751. Art16.ru Photo archiveФото №182751. Art16.ru Photo archive

В 18.00 в конференц-зале ГМИИ РТ на выставке детского творчества «Игра простая — история большая» началось занятие-игра. Детей встретили сотрудники Ресурсного центра ГМИИ РТ в образе двух муз — КЛИО и ИЗО. Если о богине Клио многие знают — это муза истории, известная из греческой мифологии наряду с Каллиопой, Мельпоменой, Талией, Полигимнией, Терпсихорой, Уранией, Эвтерпой и Эрато. То Музу ИЗО нарисовали художники (так, по крайней мере, объяснила сама муза). Дети восторженно встретили двух муз и с интересом, и азартом участвовали в викторинах и играх, предложенных им музами.

Фото №182600. Art16.ru Photo archiveФото №182600. Art16.ru Photo archive
Фото №182612. Art16.ru Photo archiveФото №182612. Art16.ru Photo archive
Фото №182606. Art16.ru Photo archiveФото №182606. Art16.ru Photo archive
Фото №182625. Art16.ru Photo archiveФото №182625. Art16.ru Photo archive
Фото №182594. Art16.ru Photo archiveФото №182594. Art16.ru Photo archive

В это время в Белокаминном зале усадьбы Сандецкого для интересующихся историей православия края Анатолий Михайлович Елдашев читал лекцию на тему пребывания в Казани великой княгини Елизаветы Фёдоровны.

Фото №182667. Art16.ru Photo archiveФото №182667. Art16.ru Photo archive

С этого разговора началась серия небольших альбомов «Казань православная. Подвижники духа». В этот раз Елдашев делился с публикой информацией по поводу прибывания в Казани Святого Праведного Иоанна Кронштадтского, неоднократно побывавшего в нашем городе (летом 1894 г.; 1897; 1902 и в 1908 году, когда Ольга Андриановна Стахеева пригласила его служить на Святом ключе в своем имении).

Фото №182655. Art16.ru Photo archiveФото №182655. Art16.ru Photo archive
Фото №182661. Art16.ru Photo archiveФото №182661. Art16.ru Photo archive

Но большей степени разговор шел о пребывании в Казани Елизаветы Федоровны. Анатолий Михайлович ознакомил слушателей с биографией великой княгини Елизаветы Фёдоровны. Пояснил, что она являлась женой великого князя Сергея Александровича (дяди Николая II), московского губернатора, погибшего от бомбы террориста Каляева в феврале 1905 года.

Фото №182649. Art16.ru Photo archiveФото №182649. Art16.ru Photo archive

Елизавета Фёдоровна была духовной дочерью Гавриила Семиозерного, настоятеля Седмиозерной Богородицкой пустыни. Она была в Казани с 1902 по 1908 год. И после отъезда Гавриила Семиозерного из Казани она неоднократно приезжала в наш город.

В 1910 году вместе с матушкой Варварой, настоятельницей Богородицкого монастыря они выносили идею о строительстве в подземной части главного собора, где находилась икона Казанской Божией матери, строительства храма-часовни. Храм был освящен 20 апреля 1913 года, перед Пасхой. Елизавета Фёдоровна принимала в этом действе участие. Последняя ее паломническая поездка была на Урал. Елизавета Фёдоровна была проездом в Казани. Она приняла участие в похоронах Гавриила Семиозерного, скончавшегося 24 сентября 1915 года. Нужно отметить мужество княгини, потому что Елизавета Фёдоровна получала телеграммы от Михаила Боярского, гражданского казанского губернатора, а также от архиепископа Казанского и Свияжского Якова Пятницкого, с тем, чтобы она не приезжала, потому что в Казани намечался, если не теракт, то некое волнение рабочих.

Фото №182763. Art16.ru Photo archiveФото №182763. Art16.ru Photo archive
Фото №182769. Княгиня Елисавета Феодоровна с раненым М.М. ВолковымФото №182769. Княгиня Елисавета Феодоровна с раненым М.М. ВолковымЕя Императорское Высочество Великая Княгиня Елисавета Феодоровна с раненым М.М. Волковым в имении Ильинское, где был лазарет для увечных воинов.

Зрители увидели настоящие фотографии, которые великая княгиня держала в руках. На фотографии изображен Волков, участник Русско-японской войны, наш земляк, уроженец села Новоспасское, Мензелинского уезда, Уфимской губернии (ныне Заинского района РТ). Во время войны он лишился ноги. Таких инвалидов она человек 25 собрала в своем имении Ильинское. Их выходила, вылечила и по окончании лечения снабдила часами, фотографиями, на которых она сфотографировалась с каждым и с группой, подарила каждому швейную машинку, снабдила их деньгами, чтобы те могли вернуться домой. На фотографии княжне 36 лет. В 2014 году — 150 лет со дня рождения Елизаветы Фёдоровны.

Жизнь ее оборвалась в июле 1918 года, когда она живой вместе с великими князьями Константиновичами, сыновьями Константина Романова, дяди Николая II, больше известного под псевдонимом КР (поэт из Романовской царской семьи), брошена в шахту Новая Селимская в 18 км от Алапаевска.

Фото №182631. Art16.ru Photo archiveФото №182631. Art16.ru Photo archive

В зале, где экспонируется выставка древнерусских икон, хранитель фонда древнерусской живописи ГМИИ РТ Немтинова Вера Викторовна презентовала небольшую камерную выставку, посвященную иконе Богородичной Казанской.

Фото №182679. Art16.ru Photo archiveФото №182679. Art16.ru Photo archive

— Выставка интересна тем, что показываются иконы разных периодов XIX в. , целый век в развитии. Продемонстрировано насколько мастера работали по-разному и насколько по-другому оформляли оклады к иконам — рассказывает Вера Викторовна и продолжает — В экспозиции — три примера оформления оклада, почитаемого образа Казанской иконы Божией Матери.

Фото №182685. Art16.ru Photo archiveФото №182685. Art16.ru Photo archive

В центре, изображение, датируемое 1827 годом. Икона была закуплена музеем в 2004 году. Это последнее приобретение ГМИИ РТ для Древнерусского отдела. Иконографически она близка к иконам столичного письма, ближе к петербургским мастерам. Икона появилась в Казани в одном из дворянских родов. Историю бытования пока еще не установили. На этой иконе изображение младенца и Богородицы дается в несколько ином иконографическом варианте, ни как в традициях древнерусских мастеров, а под влияние светской школы живописи. Этим она отличается от двух других, экспонируемых по сторонам от этой иконы.

Икона справа находится в процессе реставрации. С неё удалены загрязнения. Началась очистка нимба под окладом. Мафорий на голове Богородицы малинового цвета. Свечение цвета происходит за счет того, что внизу лежит слой киновари, очень интенсивной краски, которая светится, даже когда полностью перекрыта малиновым цветом. Киноварь придает более звучный цвет краске, а иконе — особую праздничность.

Икона одета в оклад не музейного собрания, а старообрядческой поморской общины. Иконы и оклады этой общины хранятся в музее с 1992 года на временном хранении. В процессе работы нашего отдела неоднократно показывались, как иконы, так и оклады. Оклад XIX века, но ориентирован на древние памятники XVIII века. Мы знаем любовь старообрядцев к копированию более древней эпохи. Здесь это как раз отражается. Стиль орнамента оклада цветочный, витиеватый, проработанный, прочеканенный. Он очень любим был казанскими мастерами. Оклад без указания авторства. В церковных мастерских редко сохранялись имена мастеров, если только пробирный инициал мастера и год изготовления оклада.

Еще одна икона. Живопись находится в процессе реставрации. Продолжает традиции мастеров Костромы и Ярославля, которые очень любили растительные пышные цветочные орнаменты. Мы видим, что одежда богородицы и поля иконы украшены самыми разнообразными цветочными орнаментами. Для выставки «Державная заступница», которая проходила летом этого года, икона была приведена в экспозиционный вид. До этого она находилась под сплошной профилактической заклейкой.

Фото №182697. Art16.ru Photo archiveФото №182697. Art16.ru Photo archive

Поблагодарив Веру Викторовну, отправляюсь на второй этаж, там экскурсию по выставкам ведет Новикова Элеонора Юрьевна. Лихачевский зал и экспозиция выставки «Мариус Бауэр. Голландский ориенталист снова в России» — ее вотчина. Возле Элеоноры Юрьевны собралась группа посетителей, интересующихся голландским искусством.

Фото №182709. Art16.ru Photo archiveФото №182709. Art16.ru Photo archive

Экскурсия только что началась. Группа находится в зале Лихачева. Элеонору Юрьевну застаю возле работы Якоба Гриммера (ок. 1525–1580 Фландрия) «Пейзаж с Авраамом и Исааком». На примере этой работы Новикова показала зрителям отношение голландских художников к библейским сюжетам.

Фото №182703. Art16.ru Photo archiveФото №182703. Art16.ru Photo archive

Голландцы очень не любили писать библейские сюжеты, которые в стране с протестантской религией не были востребованы. Почти все художники Голландии сюжеты из Библии воспринимали поверхностно. Пожалуй, только один знаменитый голландец, а именно, Ремсбрандт Харменс ван Рейн, серьезно относился к ним. Все жизненный проблемы он трансформировал через Библию.

Сюжет картины Ремсбрандта «Жертвоприношение Авраама», хранящейся в «Эрмитаже» (СПб.) наполнен трагизмом. Атмосфера напряжена: отец должен принести в жертву сына, единственного и любимого ребенка, чтобы показать свою веру и приверженность Христу.

Фото №182715. Art16.ru Photo archiveФото №182715. Art16.ru Photo archive

Перед нами же полотно Якоба Гриммера. Сюжет тот же, но как фривольно художник его толкует. Ситуация представлена легко и комично. Уже в названии главное слово это «пейзаж».

Пейзаж написан художником талантливо. На заднем плане, низкий горизонт, множество домиков, замечательная природа. На переднем плане Авраам с сыном. По дороге идет Авраам, у него в одной руке кадило с елеем, в другой — кинжал. За отцом вприпрыжку с вязанкой дров на плече бежит Исаак. В юморе Якобу Гриммеру не откажешь.

Пока экскурсионная группа знакомится с экспозицией выставок второго этажа, идем в святую-святых музея, в фонды.

Фото №182775. Art16.ru Photo archiveФото №182775. Art16.ru Photo archive

Сегодня небольшому количеству посетителей (трем группам по 7 человек) представилась возможность побывать в фонде декоративно — прикладного искусства музея.

Фото №182781. Art16.ru Photo archiveФото №182781. Art16.ru Photo archive

Хранитель фонда Вера Андреевна Прокопьева принимает очередную группу.

Фото №182805. Art16.ru Photo archiveФото №182805. Art16.ru Photo archive

Она рассказала посетителям своего «королевства» удивительные истории, хранящихся у нее вещей.

Фото №182817. Art16.ru Photo archiveФото №182817. Art16.ru Photo archive
Фото №182799. Art16.ru Photo archiveФото №182799. Art16.ru Photo archive
Фото №182793. Art16.ru Photo archiveФото №182793. Art16.ru Photo archive

Так как дам среди посетителей было больше, Вера Андреевна показала вещицы, которые непременно вызывают интерес у прекрасной половины человечества.

Фото №182787. Art16.ru Photo archiveФото №182787. Art16.ru Photo archive
Фото №182835. Art16.ru Photo archiveФото №182835. Art16.ru Photo archive
Фото №182823. Art16.ru Photo archiveФото №182823. Art16.ru Photo archive

Порой это сущие безделушки, а порой вещи первой необходимости. Например, веер, без которого в свет выходить было просто неприлично.

Фото №182842. Art16.ru Photo archiveФото №182842. Art16.ru Photo archive
Фото №182848. Art16.ru Photo archiveФото №182848. Art16.ru Photo archive
Фото №182854. Art16.ru Photo archiveФото №182854. Art16.ru Photo archive

Или перламутровая раковина для хранения крема. К раковине прилагалась специальная лопаточка для нанесения крема. Считалась, что перламутр с раковины непременно обогатит крем, а вместе с тем, улучшит состояние кожи и, возможно, придаст ей перламутровый оттенок.

Фото №182860. Art16.ru Photo archiveФото №182860. Art16.ru Photo archive

Оставив группу, наслаждаться миром забытых вещей, отправляемся на выставку Тема «Приемы Родченко. Что было до него, какой прорыв он совершил своими методами съемки, и как эти методы соотносятся с современной фотографией».

Фото №182884. Art16.ru Photo archiveФото №182884. Art16.ru Photo archive
Фото №182878. Art16.ru Photo archiveФото №182878. Art16.ru Photo archive

В это время в главном здании усадьбы Сандецкого, в Белокаминном зале, идет музыкально-поэтический вечер «Творческое содружество поэтов под звуки саксофона» (Айрат Бик-Булатов и казанские поэты). На саксофоне играет Юрий Щербаков.

Фото №182890. Art16.ru Photo archiveФото №182890. Art16.ru Photo archive
Фото №182902. Art16.ru Photo archiveФото №182902. Art16.ru Photo archive
Фото №182920. Art16.ru Photo archiveФото №182920. Art16.ru Photo archive
Фото №182908. Art16.ru Photo archiveФото №182908. Art16.ru Photo archive

Поэтические выступления закончились, и скоро начнется концерт бардовской песни.

В Ресурсном центре аншлаг. Обещали немое кино и тапера. А тем, кто любит рисовать — портрет «короткими рисунками…» от Михаила Пивоварова и Ольги Сушковой.

Фото №182926. Art16.ru Photo archiveФото №182926. Art16.ru Photo archive
Фото №182944. Art16.ru Photo archiveФото №182944. Art16.ru Photo archive
Фото №182956. Art16.ru Photo archiveФото №182956. Art16.ru Photo archive
Фото №182950. Art16.ru Photo archiveФото №182950. Art16.ru Photo archive

Перед началом просмотра фильма «Девушка с коробкой», одной из первых работ кинорежиссёра Бориса Барнета, Наталья Самойлова, организатор просмотра, рассказала публике, почему ее выбор пал именно на этот фильм.

Фото №182974. Art16.ru Photo archiveФото №182974. Art16.ru Photo archive

Кинокартина будет демонстрироваться в экспозиции выставки А. Родченко, родоначальника рекламы в СССР. «Девушка с коробкой» — фильм-реклама, да еще и комедия.

Фото №182968. Art16.ru Photo archiveФото №182968. Art16.ru Photo archive
Фото №182980. Art16.ru Photo archiveФото №182980. Art16.ru Photo archive

Погас свет. На экране название картины, имя режиссера. Тапер прикоснулся к клавишам инструмента. Все сбылось.

Ночь искусств