«Испанское искусство из собрания Государственного Эрмитажа»

24 ноября 2011 Центр «Эрмитаж-Казань» Музея-заповедника «Казанский Кремль» представил новую выставку из собрания Государственного Эрмитажа, повествующую об искусстве Испании XVI - XX вв. - «Испанское искусство из собрания Государственного Эрмитажа».

Экспозиция выставки состоит из 235 предметов, в числе которых: 33 - живописные полотна, 100 - гравюрные листы. Остальные экспонаты - это предметы декоративно-прикладного искусства испанских мастеров XVI - XX вв.: изделия из серебра, бронзы; керамика, расписанная металлическим люстром; изделия из кости, стекла, дерева и пр.

Триптих с изображением сцен из жизни мадонны. Валенсия, мастер Франциско Паллас-и Пюиг / 1880-1890
Триптих с изображением сцен из жизни мадонны. Валенсия, мастер Франциско Паллас-и Пюиг / 1880-1890
Слоновая кость, черное дерево, железо, красная и синяя краска, позолота, резьба, инкрустация, раскраска, ковка

Привлекают взор две шпалеры, украшающие третий и четвертый залы центра «Эрмитаж-Казань».

Шпалера Встреча Дон Кихота с крестьянками из серии История Дон Кихота
Шпалера "Встреча Дон Кихота с крестьянками" из серии "История Дон Кихота"
Мадрид, Шпалерная мануфактура Франсиска ван дер Готена. 1746; шерсть, шелк, шпалерное ткачество.

Шпалера Дон Кихот сражается со стадом овец, из серии Истории Дон Кихота
Шпалера "Дон Кихот сражается со стадом овец", из серии "Истории Дон Кихота"
Мадрид, Шпалерная мануфактура Франсиска ван дер Готега. 1727-1746; шерсть, шелк, шпалерное ткачество

Интересны образцы тканей, вышивки, и разумеется, кружев.

Ткань с крупным желтым узором../ Ткань Ткань шелковая синего цвета / Ткань камка желтая
Ткань с крупным желтым узором../ Ткань Ткань шелковая синего цвета / Ткань камка желтая
Ткань с крупным желтым стилизованным растительным узором на красном фоне. Сер. XVI в.; шелк, лен / Ткань шелковая синего цвета с крупным узором в виде пальметт и плодов граната; Испания, XVI в.; шелк, золоченая нить. / Ткань камка желтая со стилизованным узором из побегов и завитков гранатового типа. Испания XVI в.; шелк.

Покров с изображением зверей, птиц и цветов/ Испания, XVII в.
Покров с изображением зверей, птиц и цветов/ Испания, XVII в.
Основа - льняная ткань, вышивка шелковыми нитями в технике двусторонней глади и вышивка по выдергу.

Можно встретить кружева, выполненные в характерной испанской технике «Соль» (Солнце). Надо отметить, что кружева впервые демонстрируются вне стен Государственного Эрмитажа. Из мебели на выставке для обозрения выставлены Кабинет и стулья, изготовленные искусными испанскими мастерами (XVII, XIXв.)

Кабинет. Испания/Португалия. XVII в./Стул. Испания. XVII в
Кабинет. Испания/Португалия. XVII в./Стул. Испания. XVII в
Дерево, металл, кость, ткань; резьба, гравировка / дерево, металл, кожа; резьба, тиснение

Кресло. Испания, конец XIX в.
Кресло. Испания, конец XIX в.
орех, медь, кожа; резьба, тиснение

И как всегда, на Эрмитажных выставках в Казани демонстрируется оружие. Так уж повелось с «Золотой Орды» - первой выставки Государственного Эрмитажа (Санкт-Петербург) в Казани. Тем более, что Испания (XV-XVII вв.) была одной из крупнейших держав по производству оружия. Испанское оружие отличало высокое боевое качество и богатство художественного оформления. Так что без оружия - никак.

Пара кремневых пистолетов. Риполь, ок. 1660-1670 гг.
Пара кремневых пистолетов. Риполь, ок. 1660-1670 гг.
сталь, медь, дерево; ковка, чеканка, резьба, гравировка

Живописная часть выставки, хоть и не многочисленна (33 полотна), но именно через картины получаешь полное представление о культуре и жизни испанцев. Явственно видно, что у испанских художников XVI-XVII вв было два основных заказчика: первый – это королевский двор (Эскориал), богатые испанские гранды, аристократия, и второй – церковь.

Отчетливо прослеживается влияние католической церкви на живопись. Запрещалась светская трактовка религиозных сюжетов, не приветствовались сюжеты античной мифологии, а уж о нагой натуре и речи не могло быть. В изображениях Богоматери и святых женщин нельзя было показывать их ноги.

Также заметно влияние королевского двора, главного заказчика произведений искусства, диктующего художникам свои требования. Например, при дворе Филиппа II, под покровительстве самого короля, насаждалось подражание образцам Высокого Возрождения, преимущественно римской школы. Наиболее интересной областью испанской живописи является портрет – единственный светский жанр, получивший развитие в Испании того периода.

Себастьян Эррера Барнуэво, приближенный живописец короля, представлен «Детским портретом Карлоса II» — характерным образцом стиля барокко, с аллегориями, пышным обрамлением, парадной дворцовой обстановкой.

По сему, на выставке экспонируется портретная и религиозная живопись. Показаны живописные работы известнейших мастеров: Бартоломе Эстебана Мурильо, Хусепе де Риберы, Франсиско де Сурбарана, Диего Веласкеса, Алонсо Кано и других.

XVIII век в испанском искусстве представлен уникальной коллекцией графических работ художника и гравера эпохи романтизма - Франси́ско Хосе́ де Го́йя-и-Лусье́нтес (исп. Francisco José de Goya y Lucientes;1746, Фуэндетодос, близ Сарагосы — 1828, Бордо).

- В Эрмитаже можно найти все лучшее, что могло быть у Гойи, - рассказывает М.О.Дединкин, старший научный сотрудник Отдела западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа - Лучшая гравюрная серия, причем в лучших оттисках. Сюжеты подчас сложно шифруются, но какие-то вещи «Капричос», «Бедствия войны», «Тавромахия», «Пословицы» остаются универсальными.

Другое безумство Мартинчо на арене в Сарагосе, 1815. 19 лист серии Тавромахия
Другое безумство Мартинчо на арене в Сарагосе, 1815. 19 лист серии "Тавромахия"
Франсиско Гойя, Фуэндетодос 1746 - Бордо. 1828; офорт, акватинта, сухая игла, резец

Неукротимая глупость. Ок. 1815-1824. Франсиско Гойя.Фуэндетодос 1746 -Бордо.1828
Неукротимая глупость. Ок. 1815-1824. Франсиско Гойя.Фуэндетодос 1746 -Бордо.1828
0-й лист серии "Глупость (Пословицы)"; офорт, акватинта, сухая игла

Помимо печатной графики здесь есть 35 рисунков. Это уникальная коллекция Она попала в Эрмитаж после войны. А прежде принадлежала одному известнейшему немецкому коллекционеру рубежа XIX-XX вв. Отто Г... (?). Часть коллекции он продал. Часть оставил себе. 35 листов входят в число тех работ, с которыми коллекционер не смог расстаться. Эти листы были созданы в самые последние годы жизни и творчества художника, которые он провел во Франции (в Бордо). Все листы небольшие, примерно одного формата, из карманных альбомов. Ф. Гойя ходил рисовал что-то с натуры, фантазировал.

Многие рисунки очень своеобразны, не похожи а академические штудии. Это да: Он рисует для себя, не предполагая, что кто-то увидит его рисунки. Это был исключительно рабочий материал; Пребывает в очень почтенном возрасте: не слышит, очень плохо видит, совершенно не понимает французский язык, находится в абсолютной изоляции от общества. И при этом, продолжает творить, рисуя литографским карандашом, очень сочным, жирным штрихом. Ему было тогда около 80 лет. Явление уникальное.

У Гойи есть очень сложные аллегорические вещи, например, “Спящий колос”. Или то что, Гойя увидел и запечатлел: “Ярмарочные сцены”, “Сцены казни”. Его работы очень разные, но удивительные по совершенству исполнения. И ничего более значительного рисовальщиком-Гойя создано не было. Мы их показываем за пределами Эрмитажа, впервые - подытожил М.О Дединкин.

Таким образом, графическое наследие Франси́ско Хосе́ де Го́йя-и-Лусье́нтес - это продукт творчества, размышлений уже очень немолодого художника, пережившего войну, оккупацию, гражданскую войну, смертельную болезнь, потерявшего слух и былую жизнерадостность. Продолжая разговор Михаил Олегович Дединкин заметил: - Жизнь натолкнула его на мрачные размышления. В его листах нет героев. Это скорее всего размышления над несовершенством человеческого общества и каждого человека, отдельно. Здесь нет особой позитивной ноты. Хотя есть листы, пронизанные лиризмом, есть трогательные домашние зарисовки, уличные сцены. Но то что касается философского начала, то это призыв к человечеству, задуматься. - Михаил Олегович, выставка будет экспонироваться в Центре «Эрмитаж-Казань» продолжительное время. Как решен вопрос сохранности графических работ, поскольку графика не может долго находиться на свету? М.О.Дединкин: - В центре Эрмитаж Казань мы привезли 100 гравюрных листов. И покажем их в два приема: 50+ 50. Листы будем менять. Так, что любителям творчества Ф Гойи, желающим ознакомиться со всеми графическими работами художника рекомендую посетить выставку дважды: сейчас и после смены экспозиции графических работ.

От графики переходим снова к живописи.

Перед нами работы испанских художников XIX- XX вв. Характерными жанрами начала XIX в. в живописи считаются историческая живопись и романтический пейзаж. Во второй половине XIX в. популярными становятся сюжеты, заимствованные из повседневной жизни и национальных обычаев.

Мартин Рико-и-Ортега жанровые зарисовки 1870-х годов создает в импрессионистической манере.

Красочным пятном, завершающим экспозиционное пространство выставки «Испанское искусство из собрания Государственного Эрмитажа» смотрится полотно Игнасио Сулоаги «Приготовление к бою быков», 1903 г.

Елена Сунгатова, декабрь 2011
фото автора