Международная выставка «От Китая до Европы. Искусство Исламского мира»

Фото №20485. Акваманиле (сосуд для воды) в виде коровы-зебуФото №20485. Акваманиле (сосуд для воды) в виде коровы-зебуБронза (латунь), серебро; литье, гравировка, инкрустация Высота 35 см

14.11.2008 — открытие международной выставки «От Китая до Европы. Искусство исламского мира» в центре Эрмитаж-Казань.

Этому важному событию предшествовала пресс-конференция с участием президент-директора Лувра Анри Луаретта, заместителя премьер-министра Татарстана — министра культуры РТ Зили Валеевой, директора Государственного Эрмитажа Михаила Борисовича Пиотровского и директора ГУ МЗ «Казанский Кремль» Рамиля Хайрутдинова.

Открытие выставки «От Китая до Европы. Искусство исламского мира» — результат длительной плодотворной работы. Грандиозный проект, условия, осуществления которого обсуждались с директором Эрмитажа Михаилом Пиотровским и президент-директором Лувра Анри Луареттом. Предварительная договоренность о проведении совместной выставки Эрмитажа и Лувра была достигнута на выездном заседании Международного консультативного совета Эрмитажа в августе 2006 года в Казани.

«Это первая совместная выставка в России двух крупнейших музейных центров Европы — Лувра и Эрмитажа, — отметила Зиля Валеева — но поверить в реальность этого грандиозного проекта мы смогли только тогда, когда получили первые экспонаты. Уникальность этой выставки заключается и в том, что впервые, наравне с шедеврами Эрмитажа и Лувра, на ней представлены экспонаты из нашего Национального музея».

Фото №20617. КурильницаФото №20617. КурильницаСеребро; серебряная филигрань, расписная эмаль Высота 26 см; наибольший диаметр 19,5 см

Жизнь, Вера и Мечта – это и есть то, о чем рассказывают около четырехсот шедевров искусства разных народов, исповедующих ислам. Одна из целей выставки – показать исламское искусство во всем его разнообразии, а также продемонстрировать значимость исламского искусства, никогда не существовавшего в изоляции, как части мировой культуры.

Фото №20479. Акваманиле (сосуд для воды)Фото №20479. Акваманиле (сосуд для воды)бронза; Высота 34.5 см.

«Выставка очень интересна тем, что в ней впервые совмещены коллекции Эрмитажа, Лувра и музеев Татарстана», – отметил директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский. В каждой коллекции, пояснил он, есть свои особенности, например, Лувр, прекрасно представляет Северную Африку и Египет, Эрмитаж – Персию, Среднюю Азию, Китай.

Фото №20509. SANY0127.JPGФото №20509. SANY0127.JPG

«Здесь очень много параллелей, пересечений, сравнений, вещей, которые очень хорошо увязываются друг с другом», – говорит генеральный директор Эрмитажа. «Не сомневаюсь, что эта выставка вам понравится,  это пример диалога культур не на словах, а на конкретных экспонатах, показывающих, как этот диалог происходил». В качестве наглядного примера такого диалога, по мнению Михаила Пиотровского, могут служить древние ювелирные изделия из Средней Азии, хранящиеся в Эрмитаже, и произведения ювелирного искусства татарских мастеров XIХ века, впервые «встретившиеся» на этой выставке. Изразцы с христианскими сюжетами из Лувра пересеклись в данном выставочном пространстве с изразцами из запасников Эрмитажа.

На произведениях мусульманских мастеров в окружении арабесок появлялись как фигуры христианских святых, так и фигуры, пейзажи, которые ожидаешь более увидеть на вазах, родившихся в фарфоровых мастерских Китая.

Фото №20521. SANY0130.JPGФото №20521. SANY0130.JPG

Экспонаты выставки представят все разнообразие мусульманского искусства – от Китая до Испании. Рукописи, прикладное искусство, изделия из бронзы и серебра, ткани, оружие – вот далеко не полный перечень экспонатов.

Сенсацией выставки являются «Сен-Жосская плащаница» - уникальный образец саманидского шелка, изготовленного в Хорасане до 961 года, а также таз с именем Гуго де Лузиньяна – единственное исламское изделие из металла с титулом и именем немусульманского правителя.

Фото №20539. РельефФото №20539. РельефКамень (глинистый сланец), красная краска; резьба, полировка 25,5 × 24 см

Многие экспонаты Лувра, выставленные в Казани, никогда не покидали Францию, пример тому «Сен-Жосская плащаница».

Бухарская палаткаОдним из центральных экспонатов выставки можно назвать Бухарскую палатку. Научным сотрудникам Эрмитажа удалось восстановить точную форму шатра, представляющего собой целый дворец с различными помещениями, навесами и внутренним двориком. Шатёр был преподнесён в качестве подарка Александру III в 1893 году.

Фото №20581. SANY0148.JPGФото №20581. SANY0148.JPG

Два крупнейших музея мира предоставили на обозрение экспонаты выставки на одну и ту же тему ислама.

Резюме выставки: исламская культура показывается не как нечто незнакомое, а как искусство, у которого много общего и с Европой, и с Японией, и с Китаем.
«Влияние исламского искусства на французское искусство не меньше, чем влияние японского или африканского искусства. Но об одном мы говорим, о другом почему-то нет. К тому же здесь нам есть чем гордиться: наша коллекция исламского искусства одна из самых полных в мире» — отметил Анри Луаретт. В Лувре в 2003 году был создан Департамент искусства ислама, хранящий произведения исламской цивилизации от Испании до Индии, от зарождения исламской цивилизации до XIX века.

Фото №20611. SANY0159.JPGФото №20611. SANY0159.JPG

В общении с журналистами Анри Луаретт отметил, что был бы рад продолжить сотрудничество с центром «Эрмитаж-Казань» и музеями Татарстана. Будучи в Казани два года назад, он по достоинству оценил коллекцию картин Николая Фешина. Татарстанский художник «зацепил» Луаретта. По его словам, это великий художник, и его картины обязательно должны видеть за пределами республики, в том числе и в Лувре.

Фото №20635. SANY0167.JPGФото №20635. SANY0167.JPG

Анри Луаретт выразил надежду на дальнейшее сотрудничество между Францией и Россией. Впереди 2010 год ­— год Русского сезона во Франции. Он произнёс слова благодарности в адрес Михаила Пиотровского и госпожи Валеевой, которая с самого начала проявила живой интерес и огромную заинтересованность в реализации проекта.

Фото №20647. SANY0170.JPGФото №20647. SANY0170.JPG

По завершению пресс-конференции, последовала церемония открытия выставки. Участие в открытии принял Председатель Государственного Совета РТ Фарид Мухаметшин: «Это важное культурное и, я бы сказал, политическое событие. Думаю, эта выставка внесет большой вклад в нашу дружбу, наше согласие, мирное сожительство наших историй. Исламская культура открыта всему миру, она развивалась на протяжении многих веков».

Фото №20773. Анри ЛуареттФото №20773. Анри Луаретт

Затем Фарид Мухаметшин, Анри Луаретт, Михаил Пиотровский, Зиля Валеева перерезав символическую ленточку, вместе с другими участниками и почетными гостями вернисажа приступили к знакомству с экспозицией.

Фото №20779. Ф. Мухаметшин и М. ПиотровскийФото №20779. Ф. Мухаметшин и М. Пиотровский

Пиотровский Михаил

Директор Государственного Эрмитажа.

Родился 9 декабря 1944 года в Ереване в семье выдающегося ученого-археолога, в течение многих лет возглавлявшего Государственный Эрмитаж, - Б.Б. Пиотровского.

Окончил восточный факультет Ленинградского государственного университета (1967). Стажировался в Каирском университете. После окончания университета работал сотрудником Ленинградского отделения Института востоковедения АН СССР. С 1991 года - первый заместитель директора, с 1992 года - директор Эрмитажа.

Сфера научных интересов: древняя и средневековая история Ближнего Востока, мусульманское искусство и археология. Участвовал в археологических экспедициях в Средней Азии, на Кавказе, в Йемене.

Автор более 150 научных работ, в том числе книг "Южная Аравия в раннее Средневековье", "Коранические сказания". Доктор исторических наук. Член-корреспондент РАН. Действительный член Академии гуманитарных наук. Член президиума Комитета по Государственным премиям при Президенте Российской Федерации. Член президиума Российского Комитета ЮНЕСКО, член Международного совета музеев, консультант при Европейском совете. Президент Всемирного клуба петербуржцев.

Награжден орденом Почета (1997).

Фото №20461. Анри ЛуареттФото №20461. Анри Луаретт

Анри Луаретт

Родился 31 мая 1952 года в Нейи-сюр-Сен. Специалист по истории искусств. Работал в 1975-1977 годах во Французской академии в Риме на вилле Медичи, в 1987 начал работу во вновь организованном музее Орсэ — в качестве хранителя отделов архитектуры и живописи. В период работы в музее издал несколько книг о французском искусстве XIX века (в частности, о творчестве Эдгара Дега).

В 1994 году возглавил музей Орсэ, в 1997 стал членом Французской академии изящных искусств. В 2001 он стал президентом-директором Музея Лувр. Назначение Луаретта оказалось небольшой революцией: по негласному правилу, раньше этот пост занимали лишь люди, выпестованные внутри Лувра (его предшественник Пьер Розенберг, прежде чем стать директором, проработал в музее почти 40 лет, руководил отделом живописи, тот же путь прошел и предшественник господина Розенберга). К тому же Анри Луаретт был молод (48 лет) и являлся специалистом по искусству конца XIX века, хотя коллекция в Лувре заканчивается более ранним периодом. Тем не менее, о назначении Анри Луаретта не пришлось пожалеть: под его руководством Лувр обрел значительную финансовую и организационную самостоятельность, укрепил свое реноме рядом важнейших выставок и теперь начинает амбициозный проект "Лувр 2020", предусматривающий реконструкцию всего ансамбля в соответствии с требованиями нового века.

Лувр

Музей Лувра (Musee du Louvre) — один из самых старинных и знаменитых художественных музеев мира.
Открыт в 1793 году на основе коллекции, собиравшейся французскими королями с XVI века (начиная с Франциска I), и в течение нескольких веков оставался главной художественной сокровищницей Франции. Собрание Лувра пополняли и во времена революционных реквизиций, и во времена наполеоновских войн, и в последующие десятилетия.
В коллекции музея около 380 тыс. экспонатов, 35 тыс. из которых представлены в постоянной экспозиции. Среди его отделов — отделы живописи, графики, скульптуры, египетских древностей, греческих, этрусских и римских древностей, восточных древностей, исламского искусства, декоративно-прикладного искусства. Один из отделов — средневекового Лувра — посвящен самому музею.
Лувр переполнен хрестоматийными шедеврами ("Джоконда" или "Венера Милосская"), к которым выстраиваются очереди, его корпуса занимают площадь свыше 160 тыс. кв. м.

В 1980-х годах одним из "больших проектов" президента Франсуа Миттерана стало развитие "Большого Лувра". В рамках проекта знаменитый американский архитектор китайского происхождения Йо Мин Пей построил стеклянную пирамиду Лувра, под которой сейчас собрано большинство служебных помещений, рассчитанных на прием посетителей.

Однако и здесь теперь стало тесно, поскольку Лувр справедливо считается самым посещаемым музеем мира: в прошлом году число визитеров составило 8,3 млн человек.

Бюджет Лувра составляет около €200 млн в год, руководит Лувром президент-директор, которого назначает французское правительство. В иерархии французских культурных чиновников это один из самых важнейших постов страны. С 2001 года его занимает историк искусств Анри Луаретт.

В Лувре собиралось всё, этот музей можно назвать универсальным. Его коллекции покрывают огромные географические и временные пространства: от западной Европы до Ирана через Грецию, Египет и Ближний Восток; с античности до 1848 года. Европейское искусство новейшего периода времени - с 1848 года и до наших дней - представлено в Музее Орсе и Центре Жоржа Помпиду, а азиатское выставляется в музее Guimet. Искусство Африки, Америки и Океании экспонируется в музее набережной Бранли.

Е. Сунгатова

 


Центр «Эрмитаж-Казань» работает ежедневно, кроме понедельника, с 10.00 до 17.00

Стоимость билета: 100 рублей; для студентов и пенсионеров — 60 рублей; для школьников — 30 рублей.
Автобус для экскурсионного обслуживания (группа до 30 человек) — 800 рублей.

Адрес: Казань, Кремль, Центр «Эрмитаж-Казань»
Телефоны: (843) 567-80-32, 567-80-34, 567-80-42.