Московский ноябрь 2013 года чрезвычайно благоприятен для любителей наивного искусства.
Фото №186741. Art16.ru Photo archive Сегодня, 20 ноября 2013 года, в Музее наивного искусства (г. Москва) открылась персональная выставка казанского художника Альфрида Шаймарданова «Счастье навсегда». А уже 26 ноября 2013 в Государственном выставочном зале «Галерея Беляево» на IV международном фестивале наивного искусства «Фестнаив-2013» . Там будут представлены три работы А.Шаймарданова. Помимо Альфрида в форуме примет участие еще один знаковый казанский художник, с узнаваемым лицом, Виктор Тимофеев.
Картины наших земляков: Альфрида — «Ночь. Медведи. Мавзолей» и Виктора — «Мордовские похороны» включены в каталог выставки.
Фото №186780. Art16.ru Photo archive Фото №90404. Альфрид Шаймарданов на Пермской ярмарке В рамках «Фестнаива-2013» будет проведена конференция, в которой примет участие казанский искусствовед, специалист в области «наива» Дина Ахметова.
Перед отъездом Альфрида и Дины в Москву, я побывала в мастерской Альфрида. Пообщалась с Диной. В результате получился данный материал.
— Дина, я знаю, что Вы причастны к проведению персональной выставки А. Шаймарданова в Москве и к участию двух наших художников в «Фестнаиве-2013». Расскажите об этом.
Дина Ахметова:
— Выставка Альфрида Шаймарданова в Музее наивного искусства появилась спонтанно. Я решила поучаствовать в конференции на «Фестнаиве — 2013» с докладом о наивных художниках нашего города. Потом подумала, почему бы нашим художникам не поучаствовать в этом мероприятии? «Фестнаив» бывает раз в три года и носит статус международного. Путем переписки с музеем договорилась об участии в выставке А. Шаймарданова и В.Тимофеева, которого тоже считаю настоящим наивным художником, о чем говорит и его биография.
Фото №87621. 04204 Виктор Тимофеев "Пора тополиного пуха" При отборе работ выяснилось, что организаторы в восторге от всех предложенных картин Альфрида и выбрали все три работы, хотя отбор шел по одной от художника. Из переписки с Музеем я поняла их настроение и решила «ковать железо, пока горячо», предложив им персоналку Алика в Музее, на что они радостно согласились. (Дина провела переговоры с Музеем наивного искусства о совмещении персональной выставки Альфрида с «Фестнаивом», обосновав, тем, что художнику проще везти картины в Москву один раз: прим авт.).
Если с Альфридом все было ясно с первых шагов, к Виктору Тимофееву были «претензии»: у него есть «художественное» образование (бутафор, окончил театральное училище). Дина убедила выставком «Фестнаива» следующим: «Виктор Евгеньевич работает в живописи и графике абсолютно стихийно, естественно, как дышит. Это редчайшее качество для любого художника, и именно этим Тимофеев и обладает. Тут зрителя не обманешь!».
Фото №159261. КРЕЩЕНСКИЙ СОЧЕЛЬНИК. 2012, ТИМОФЕЕВ В.Е. 1954
Фото №115842. Бородатые лица зверей. Виктор Тимофеев — Дина, давно ли Вы знакомы с Шаймардановым и Тимофеевым? И как Вы можете охарактеризовать их творчество?
Д.А.:
— Я знакома с ними давно, как минимум с 1997 года. Думаю, что именно эти два художника есть самое настоящее художественное достояние нашего города (а может и больше, чем города) и сегодня, и на будущее. То, что они делают — настоящее искусство, без оглядки на коммерческий успех. Они пишут картины, потому что не могут не писать. А кроме того, их искусство очень профессиональное (наивное — не значит простенькое), глубокое, многослойное.
Фото №179463. В.Тимофеев, Д. Ахметова Зритель видит в их работах то, к чему готов. Кто-то прочтет в этом прикол, а кто-то поймет философскую глубину, что-то близкое себе, своему жизненному опыту, кто-то считает мировую историю искусства.
Я за это очень ценю обоих, а еще за неограниченную фантазию, смелость, здоровый фанатизм! И вообще, хорошим художникам (и людям) помогать надо, когда есть возможность! У того же Алика был пару лет назад трудный период в жизни, а теперь он стал похож на себя. Стал таким, каким был раньше. У него появилась цель в жизни, может, благодаря этому, он вырулит, и напишет еще много шедевров, человечеству же от этого хуже не будет. А Тимофеев будет всегда писать свои работы (пришло на ум — самые естественные существа на свете — животные и дети, он как-то умеет совмещать в себе эти две сущности).
Фото №115794. Виктор Тимофеев — Альфрид, что для Вас значит проведение выставки в Москве?
А.Ш.:
— В Москву я с удовольствием еду, потому что это город, во всех отношениях полезный для художников. Там если даже не продал картину, то обязательно всякий раз происходят новые встречи с интересными людьми, заводятся контакты. Для меня еще важен момент огласки. А деньги от продажи работ, — уже второе. Естественно, финансы — немаловажная составляющая в жизни художника, т. к. деньги дают свободу передвижения, действия. Но общение на выставке, обсуждение моих работ для меня ценнее. Иной раз пишешь картину, не видя недостатки. Кажется, что всё отлично, замечательно, а случайный человек с незамыленным взглядом может подсказать. Я открыт к конструктивной критике. Если она по делу, воспринимаю и стараюсь исправлять ошибки, заблуждения, к которым я шел, не осознавая их.
Фото №89963. Работы Альфрида Шаймарданова, художника-наивиста, Казань Раньше я сокрушался, что не могу выбраться в Москву, что мимо проходит какая-то информация. Возможно, я был не дозревший. По моим ощущениям сейчас всё «устаканилось», всё стало на свои места.
Фото №186760. Art16.ru Photo archive У А. Шаймарданова к московскому Музею наивного искусства было двоякое отношение. С одной стороны, разумеется, хотелось выставиться. Но в те времена музеем управлял человек, с которым Альфрид идеологически был не согласен, тот не совсем, по-мнению Шаймарданова, понимал специфику направления.
— Это общая болезнь наших искусствоведов: поднимая на щит Нико Пиросмани и Анри Руссо, в тоже время, они акцентируют внимание на каких-то бабушах и дедушках в деревнях, — рассуждает Альфрид — говорят, что их творчество это истинно наивная живопись, потому как рисуют не на продажу, а ради своего искреннего желания отразить мир. Но тогда ни Руссо, ни Пиросмани не попадают в эти рамки, потому что работали они на продажу, жили от продаж, были профессиональными художниками. Рисовали они в наивном стиле, который сродни детскому рисунку. Пусть исполнение формы знака наивно, а не академично, гармонию содержания их работ не каждому академисту дано найти.
Найти современных «Пиросмании» и «Руссо» на просторах России среди бабушек и дедушек не получится — считает Альфрид, — бабушки и дедушки, чистые искренние люди, хорошие, но не они способны создать мощные образы, которые создавали эти два великих художника. Потому как, если ты живешь в ограниченном пространстве, дальше пасторали, природы, которая тебя окружает, выбраться не сможешь. А если ты, как Руссо, общаешься с поэтами мирового уровня, с художниками, у тебя открываются границы, горизонты, начинаешь мыслить по-другому и выдавать соответствующего уровня произведения.
На персональной выставке Альфрида Шаймарданова «Счастье навсегда» в Музее наивного искусства представлено 20 работ.
Фото №87561. Любимое развлечение. 1994. А.М. Шаймардановхолст, масло — Какой багаж нужно иметь художнику для написания картин?
А.Ш.:
— В моем представлении необходимо иметь базу, знаний. На голой технике создать что-то интересное, любопытное практически невозможно. Еще важно на своем пути встретить учителя, с которым у тебя 100% совпадение по взглядам на окружающий мир, по отношению к людям. И чтобы наставник был не просто ремесленником, который может тебя научить ремеслу (как правильно рисовать, мешать краски, пользоваться кистью и пр.), а человеком, способным воспитать в тебе умение образно мыслить, направить тебя в нужное русло. Твоя же задача информацию от мастера получить, принять, переварить и использовать ее в нужном русле.
— Альфрид, я понимаю, что Вы такого человека встретили?
А.Ш.:
— Будучи студентом «шарахался» по выставкам. Рисовать особо не любил. Но ходить на выставки восхищаться картинами мне нравилось. Меня это интересовало. Там познакомился с художником, искусствоведом и просто интеллектуалом Иваном Степановичем Соловьевым. Общение с ним, привело к тому, что я занялся самообразованием. Пропадал в библиотеке, в ущерб основной учебе, даже чуть из института не вылетел. Много читал, изучал литературу по искусствоведению. В результате получил достаточно классическое неформальное искусствоведческое образование, опирающееся на достижения мировой литературы, живописи, скульптуры.
Фото №186774. Art16.ru Photo archive — Альфрид, откуда заимствуете сюжеты для Ваших работ?
А.Ш.:
— Те знания, которые получил, способствуют тому, что я могу заимствовать информацию для картин из любого источника, из газеты, телевидения. А могу, например, в беседе с тобой ухватить какую-то фразу, меня озарит и я пойму, что это уже готовая картина.
Вот как-то посмотрел передачу. Сюжет таков: зебры пытаются перейти реку, а река кишит крокодилами. В нем я увидел образ нашей реальной жизни. Для того чтобы куда то, к чему-то пройти, нужно преодолеть препятствия, и не факт, что ты сможешь это сделать. Тебя могут ранить, ты можешь погибнуть. Жизнь такова. Отступать некуда. Позади смерть, впереди жизнь. Для того чтобы дальше жить, нужно побороть в себе страх и двигаться дальше. Так родилась работа «Река жизни».
Фото №186767. Шаймарданов Альфрид "Река жизни"2013год,холст,масло,130х100см — Альфрид, на мой взгляд, неплохо было бы сопровождать Ваши работы небольшим описанием, например, четверостишием, чтобы раскрыть философскую линию Вашего произведения, дать зрителю направляющую.
А.Ш.:
— Я уже думал над этим, но в изложении мысли на бумаге нужен талант. Я пробовал, как-то не так получается, как хотелось бы. Сухо. Казенно. Действительно, на выставках обычно просят рассказать, что я имел в виду. Но опыт показывает, что лучше своими впечатлениями не делиться. У людей, зачастую, образы гораздо ярче, чем мои. Они могут такого придумать, вообразить, что мои комментарии на фоне их фантазий будут настолько блеклыми, что они разочаруются, скажут: «Жаль! А я думал…». Поэтому всегда на такие вопросы я отвечаю: «Это о нас. О нашей жизни. Аллегория. Образ. Символ».
Фото №90414. Альфрид Шаймарданов. Разговор с Барсиком — Куда двигается наивное искусство?
А.Ш.:
— В советское время были искусственные направляющие, спускали установки сверху, была своя идеология. Сейчас пропагандируется идеология индивидуализма, успеха, самостоятельности.
— Куда идете Вы? К чему стремитесь?
А.Ш.:
— Я опираюсь на установки художников классиков (Репина, Малевича, Петрова-Водкина), не по форме исполнения, а по желанию запечатлеть в своих картинах время, в котором живу, и которое как-то на меня воздействует. Другое дело, насколько ярки эти образы получаются. Насколько точно попадают в специфику нашего времени. Это покажет время. Может всё окажется не интересным мусором? Может быть. Время жестокий цензор. Так заложено: делаешь свое дело, а куда кривая выведет, неизвестно. Я профессионал, живу от продажи картин, пишу не в стол, для того, чтобы мои работы увидело как можно больше людей. Если хотя бы одна моя работа отразит сегодняшнее время и жизнь, я буду считать, что моя миссия выполнена.