15 сентября 2012 года в Казани в Галерее Современного искусства Государственного музея изобразительных искусств Республики Татарстан откроется выставка «Гений да Винчи».
Леона́рдо ди сер Пье́ро да Ви́нчи (итал. Leonardo di ser Piero da Vinci; 15 апреля 1452, селение Анкиано, около городка Винчи, близ Флоренции — 2 мая 1519, замок Кло-Люсе, близ Амбуаза, Турень, Франция) — великий итальянский художник (живописец, скульптор, архитектор) и учёный (анатом, естествоиспытатель), изобретатель, писатель, один из крупнейших представителей искусства Высокого Возрождения, яркий пример «универсального человека» (лат. homo universalis). Леонардо осмысливался в последующей традиции как личность, наиболее ярко очертившая диапазон творческих исканий своей эпохи.
Пока, в галерее идут подготовительные работы (окраска стен галереи концептуально в черный цвет, ставятся дополнительные перегородки и пр.), экспонаты не распаковывают.
Фото №110868. Подготовка к выставке «Гений да Винчи». Экспонаты еще не распакованы
Пока, в галерее идут подготовительные работы (окраска стен галереи концептуально в черный цвет, ставятся дополнительные перегородки и пр.), экспонаты не распаковывают.
Но план, согласно которому будет выстроена экспозиция, несомненно, есть.
Чтобы понять, что собой представляет выставка «Гений да Винчи», по какому принципу будет выстраиваться экспозиция, сколько этажей галереи она займет, и наконец, кто же её привез в Казань? С этими вопросами я обратилась к менеджеру проекта Илье Забуслаеву.
Илья, с какой целью создавалась выставка?
И.З.:
— Г-ну Брюсу Петерсону (Bruce Peterson), основателю и управляющему компании «Гранде Экзибишнз» (Австралия) пришла идея воссоздать под одной крышей уникальную выставку, где полностью был бы представлен весь диапазон гениальности Леонардо да Винчи так, чтобы выставка раскрывала в полной мере его божественный потенциал.
Эта выставка — результат огромной научно-исследовательской работы. Под руководством Модесто Веччиа (Modesto Veccia) — президента ассоциации «Anthropos» («Антропос»), куратора и основателя музея Il Genio di Leonardo Da Vinci Museo в Риме — группа итальянских специалистов провела десять лет за изучением и толкованием дневников да Винчи и созданием изобретенных им машин для показа на выставке.
В результате, более 120 придуманных да Винчи механизмов были воссозданы итальянскими плотниками, с помощью технологий и материалов, доступных в Италии XV-го века: дерева, хлопка, меди, железа, холста и веревок.
Были ли сложности в работе с кодексами Леонардо да Винчи?
И.З.:
— Сложность состояла в том, что Да Винчи писал необычным почерком: справа налево и зеркально. Большинство трудов написано им левой рукой, хотя да Винчи хорошо владел как правой, так и левой руками, т. е. был амбидекстром (по слухам, он мог одновременно писать разные тексты разными руками). Плюс ко всему, использовал флорентийский диалект.
Патентуя свои изобретения, заботясь о том, чтобы авторское право не было нарушено, Леонардо намеренно делал ошибки в своих записях.
Например, в патенте указывался определенный ход функционирования машины, но если она была бы построена, то не работала бы.
Так, вводя в заблуждение, он патентовал изобретения и в военной сфере. Во времена да Винчи, Италия находилась в междоусобицах и в конфликте с Францией. Леонардо да Винчи, находясь под покровительством у герцогов, разрабатывал для военного дела большое количество военных изобретений: мосты пушки, пулеметные устройства, танк. Все изобретения были механическими, управлялись посредством мускульных усилий.
Существует мнение, что изобретательство в военной области было одним из основных его заработков.
На выставке «Гений да Винчи» представлены изобретения в 8 областях науки: авиация, гражданская сфера (в т. ч., строительство), физика, музыка, оптика, анатомия, медицина, художественная сфера.
Как и в какой последовательности, Вы рекомендуете знакомство с выставкой?
И.З.:
Экскурсия по залам выставки начинается с третьего этажа галереи.
Вот первая комната, куда попадает посетитель. Экспозиция начинается с кодексов да Винчи. Здесь на подиумах, с витражными, прозрачными стеклами, представлены копии с факсимиле кодексов. Информационные таблички с картинками также демонстрируют хронологию творчества Леонардо да Винчи.
Далее организована комната с летательными аппаратами. На мой взгляд, это самая эффектная комната. Можно будет увидеть несколько летательных аппаратов, среди которых машина вертикального взлета — аппарат с размашистыми лопастями.
На самом деле реальный проект в реальную величину намного больше. Одна лопасть составляет около 20 метров. Леонардо да Винчи подразумевал этот механизм гигантским.
Еще планируется подвесить несколько экспонатов.
Будет несколько изобретений из сферы музыки и оптики. Зеркальная комната. Каждый аппарат и механизм будет сопровождаться информационно.
Каково освещение?
И.З.:
— Все окна будут закрыты. Мы хотели оставить потолок с дневным светом, потому что это интересный эффект: днем будет создаваться один эффект, вечером — другой. Совсем темно не будет.
При жизни да Винчи какие-нибудь механизмы были воспроизведены, или все они существовали только в чертежах?
И.З.:
— Это были только его мысли и проекты. Бытует мнение, что он поручал кому-то сделать свои модели. Они не дошли до наших дней. Известно более 20 000 страниц, написанных Леонардо да Винчи, но найдено, реально раскрыто около 7000. Не так много. Я думаю, что их еще будут находить, и неизвестно, с чем человечество еще может столкнуться, с какими идеями да Винчи.
На каждом этаже будет установленная плазменная панель, с видео-презентацией. Где будут раскрываться различные секреты техник Да Винчи, содержание его работ, например «Витрувианского человека»
Витрувианский человек — рисунок, нарисованный Леонардо да Винчи примерно в 1490–92 годах как иллюстрация для книги, посвящённой трудам Витрувия, и помещённый в одном из его журналов. На нём изображена фигура обнажённого мужчины в двух наложенных одна на другую позициях: с разведёнными в стороны руками и ногами, вписанная в окружность; с разведёнными руками и сведёнными вместе ногами, вписанная в квадрат. Рисунок и пояснения к нему иногда называют каноническими пропорциями.
С какого года начали воссоздавать механизмы Да Винчи?
И.З.:
— С 1997 года, в Италии. Вообще, подробно стали изучать творчество да Винчи после войны (1950-е). В Милане плотникам поступил заказ из Миланского музея сделать небольшое количество механизмов Да Винчи. Дальше этого проект не пошел.
И.З.:
— Да Винчи большое внимание уделял изучению трансформации движения. На втором этаже будут представлены сферы физики, физические механизмы. Среди экспонатов зрители увидят шестеренки, маховики, подшипниковые механизмы. Это будет интерактивная зона, на которой можно будет попробовать механизмы в действии. Для детей это особенно интересно.
Здесь же, будет представлена зона военного дела да Винчи. Большие экспонаты: мост, выполненный без единого гвоздя — уникальное сооружение и различное оружие: пушки, пулеметы и пр.
Почему все стены выкрашены в черный цвет, а передняя — в красный?
И.З.:
— Для экспозиции выбран концептуальный цвет — черный. Лишь одна стена (передняя) выкрашена в цвет крови — красный. На красной стене будут располагаться картинки из серии Анатомия. Привезли мы около 40 картинок, сколько поместится, посмотрим.
Фото №110862. Подготовка к выставке «Гений да Винчи»
Для экспозиции выбран концептуальный цвет — черный. Лишь одна стена (передняя) выкрашена в цвет крови — красный. На красной стене будут располагаться картинки из серии Анатомия.
Выставка будет проходить 4 месяца, не предусматривается ли смена экспозиции?
И.З.:
— Возможно поменяем.
На той стене будут вывешены работы периода Ренессанса: «Дама с горностаем», «Мадонна», «Святой Иероним», «Музыкант». Это копии с факсимиле (копии с копий).
Выполнял их частично Паскаль Котт. Все это делалось с согласованием с музеями, которым принадлежат эти работы. Сильную поддержку оказал итальянский фонд искусств, который поддерживает музей Леонардо Да Винчи в Риме — Il Genio di Leonardo Da Vinci Museo.
Выставочный зал первого этажа Галереи Современного искусства ГМИИ РТ будет полностью посвящен теме секретов Моны Лизы.
На одной из стен будут размещены пять работ «Мона Лиза» в оригинальном размере, в различной цветовой гамме. Каждая из них поможет раскрыть определенный секрет о ней.
В конце будет висеть самая большая «Мона Лиза». Что-то вроде наброска. И с помощью инфракрасного снимка можно увидеть все изменения, которые происходили: от первоначальных штрихов, до завершения картины.
Паскаль Котт, французский инженер-оптик изобрел мультиспектральную 240-мегапиксельную фотокамеру с уникальной линзой. Именно ему, Лувром и Министерством культуры Франции было предоставлено эксклюзивное право, снимать «Мону Лизу» без стекла.
Он сделал 13 снимков в диапазоне от ультрафиолетового до инфракрасного излучений, что человеческий глаз не в состоянии увидеть, буквально, просканировал картину. Выделил все слои, которые наносились длительный период времени. Таким образом, ему удалось раскрыть 25 секретов «Моны Лизы»: увидеть самому и показать публике различные изменения, которые претерпевало знаменитое полотно (слои краски, подготовительные рисунки); установить оригинальные цвета, которые видели современники да Винчи.
Благодаря инфракрасному снимку можно видеть изменение положения рук натурщицы, незаконченность исполнения пальцев, брови, которые присутствовали, на самом деле, просто да Винчи очень тонко исполнял их. Разные повреждения, пятна. Улыбка была шире и лицо тоже.
Многие исследователи думали, что пятно в углу глаза нарисовано да Винчи специально, — Мона Лиза страдала болезнью. Оказалось, что это просто пятно от воды.
«Мона Лиза», висящая в Лувре, не та: картина постоянно ретушируется, покрывается лаком, со временем изменился и цвет красок, которыми писал знаменитый мастер. Благодаря анализу 20 различных красок, использованных Леонардо, мы смогли установить, как выглядела «Мона Лиза» в 1506 году.
Ученикам Художественного училища можно будет делать зарисовки в стенах выставки?
И.З.:
— Хорошая идея. Мы ее рассмотрим.
Где успела побывать выставка «Гений да Винчи» прежде, чем приехала в Россию?
И.З.:
— Выставка побывала более 40 стран на 5 континентах.
Начали с Мельбурна (Австралия).
В чем уникальность проекта «Гений да Винчи»?
И.З.:
— Проект уникален серьезностью, научно-исследовательской работы. Было пройдено большое количество согласований, подключены различные министерства, правительство Италии, т. к. кодексы да Винчи не находятся в открытом доступе.
Акценты сделаны на том, что у нас нет оригиналов, мы не претендуем на подлинность и аутентичность выставки. Это, прежде всего, образовательный проект, цель которого — раскрытие всего спектра возможностей и потенциала Да Винчи: какой он вклад сделал в развитие науки? Как повлиял на общество? Посему, очень важным моментом является интерактивность проекта.
Другая, не менее важная составляющая, определяющая уникальность выставки, — это ее мобильность.
И наконец, выставки это обширное поле для проведения семинаров по раскрытию потенциала человека, выявление гениальности ребенка. Каждый человек гениален, просто в современности этот процесс блокируется различными факторами, как извне, так и изнутри. Система образования теоретизирована, практики почти нет.
Да Винчи же — практик. Свои наблюдения и исследования он применял в жизни. Есть повод для размышлений.
Какова посещаемость выставки в Европе, Америке, Австралии?
И.З.:
— Залы собирают в среднем, 60 000 чел./мес. — это мировой показатель. У нас в России культура отличается от европейской культуры своей активностью. Думаю, что будет меньше.
Фото №110849. Илья Забуславев