Фото №976376. Луиза Фасхутдинова Фото №976386. Альфрид Шаймарданов Фото №976321. Фрагмент экспозиции "Руссо и мы" Фото №976326. Фрагмент экспозиции "Руссо и мы" В 2018 году Альфрид Шаймарданов запустил в жизнь образовательный выставочный проект, посвященный жанру наивного искусства и художникам, его представляющим.
Проект стартовал с вернисажа, приуроченного к 100-летию памяти классика наивного искусства Нико Пиросмани (Грузия, 1862-1918). В 2019 году был продолжен выставкой к 100-летию памяти Тивадара Чонтвари (Венгрия, 1853-1919). В 2020 году посвящен памяти французского художника Анри Руссо (1844-1910). Интересно, к чьему творчеству опосредованно прикоснется зритель очередной выставки проекта, Ивана Генералича (Хорватия, 1914 -1992)?
Название выставки текущего года «Руссо и мы» исчерпывающе раскрывает содержание. Анри́ Жюлье́н Фели́кс Руссо́ (фр. Henri Julien Félix Rousseau, по прозвищу Le Douanier, «Таможенник»; 1844—1910) — французский художник-самоучка, один из самых известных представителей наивного искусства или примитивизма. «Мы» - это казанские художники Альфрид Шаймарданов, Виктор Тимофеев, Рашид Тухватуллин, Сергей Максимов, Гульнара Шакирова.
В экспозиции встретились с организатором выставки Альфридом Шаймардановым.
— Изучая творчество классиков жанра наивного искусства Н.Пиросмани, Т.Чонтвари, А. Руссо невольно проводишь параллели, понимаешь, что какая-то матрица существует. Очень много схожих событий в жизни классиков этого жанра и художников-наивистов нашего времени. Неприятие профессиональных казанских художников, окончивших знаменитое КХУ им. Н.Фешина, художников наивного жанра, самоучек, я на себе испытал: — Кто такой Шаймарданов? Так, дурака валяет. Мы настоящие художники. Мои работы откладывались, не принимались на рассмотрение. — Нет образования? Иди!!! Приходилось отстаивать своё право на творчество.
Альфрид стал участником многих международных проектов, провел ряд персональных выставок на лучших московских площадках и за рубежом, вошёл в художественные каталоги. И только после его победоносного шествия на выставках художников наивного творчества в Москве, его приняли в Казани.
Шаймарданов испытывает чувство благодарности к тем художникам, которые несмотря на творческие и жизненные сложности, продолжали творить:
— Относительно Руссо, могу сказать, что он, разумеется, пытался освоить азы академической живописи, но у него не было дара рисовальщика ремесленника. Анри Руссо ходил в музей, снимал копии. Понял, что это не его конек, воспользовался своим божьим даром - хорошо развитым образным мышлением. Он мог, проанализировав окружающий мир, то что в нем происходит, "выложить" на холст в виде своих переживаний и осмыслений. Благодаря этому, он писал необычные картины, которые ставили в ступор многих художников того времени, умевших рисовать, но идущих за кем-то.
Не случайно художники сюрреалисты считали его предтечей своего направления, он создавал картины, в которых то ли сон, то ли неизведанный мир, полный фантазий. Руссо — человек, заглянувший в будущее, открывший путь для многих художников. Обыватель ходил, плевался, тыкал ножами. Я тоже не раз испытывал нелюбовь посетителей выставки, после одной из них, обнаружил на картине надпись гелевой ручкой, пришлось стирать.
Чонтвари, в поисках себя, сделал попытку получить академическое образование, но очень быстро понял, что теряет самобытность. Любой учитель, особенно, если обладает деспотичным характером, ломает своего ученика. Исходя из этих соображений, Тивадор Костка Ч. бросил учебу и начал создавать картины, очень смелые по размерам (были и 5х8 м.). Где он брал такие холсты? Почему жаждал такой масштабности? В его картинах присутствовали черты магического реализма, символизма, мифический сюрреализма, постимпрессионизма. Чонтвари был гоним при жизни и не продал ни одной картины. После смерти о нем забыли на какое-то время, пока в газете не вышло объявление, что продаются картины по цене холста.
Пиросмани, Чонтвари, Руссо, Генералич - это те люди, которые заложили основы и заставили цивилизованный мир уважать художников, идущих своим непроторенным путем, писать картины не академическими приемами, а выдавая свои методы, свои знаковые формы, создавая произведения.
Все выставки этого проекта - знак благодарности художникам, которые положили свою жизнь на алтарь ради того, чтобы другие могли иметь право выставляться, знакомить зрителя со своим творчеством. Иметь полное право проводить выставки, как и художники других направлений: авангардисты, постмодернисты, сюрреалисты и пр. Сейчас это делать проще, чем в их время.
Участники выставки и их работы
Шаймарданов Альфрид Муллахметович (1961)
Окончил Ленинградский институт кино и телевидения. Член отделения Всероссийской творческой организации "Союз художников России" в РТ (2008), региональной творческой общественной организации "СХ РТ" (2013), Кзанского отделения Профессионального союза художников СНГ (2001).
Участник: Всемирной выставки наивного искусства "INSITA" ( Братислава, 1997), Международной биеннале карикатуры в Санта Круз (Испания, 2004), выставки наивного искусства в Риге (Латвия, 2014), выставки наивного искусства в Кутна-Гора (Чехия, 2016); "Фестнаива" ( 2004, 2013, 2017 гг. Москва) и мн. др. Его имя вошло в справочник К.Г.Богемской "Наивные художники России. Лексикон коллекционера"( 2009), работы были опубликованы в каталоге "Naive Art: Volume I", Лондон, 2015, в альбоме "Музей наивного искусства. Собрание Евгения Ройзмана", Екатеринбург, 2015, в арт-энциклопедии "Красные ворота. Против течения - 2016" Работы отличает глубокое символическое содержание.
Фото №976277. Тише, мыши. 2016. А.ШаймардановКазанским котам посвящает; холст, масло
Фото №976257. Казань. Павлины, говоришь?! 2019. А.Шаймардановхолст, масло
Фото №976262. В ледяном плену. 2019. А.Шаймардановхолст, масло
Фото №976267. Белые ночи. 2020. А.Шаймардановхолст, масло
Фото №976381. Альфрид Шаймарданов Тимофеев Виктор Евгеньевич (1954)
Живет и работает в Казани.1982 - 1986 - художественно-бутафорское отделение Казанского театрального училища. С 1982 года участник выставок профессиональных художников. С 1997 г. - Член СХ Татарстана. В 1997 году став свободным художником, работает в стиле экспрессионизма и примитивизма, иконописи, народного лубка и декоративного искусства.
Фото №976302. Сабантуй. В.Тимофеевдвп, масло
Фото №976307. Крещенье. В.Тимофеевдвп, масло
Фото №976312. Памяти Анри Руссо. В.Тимофеевдвп, масло
Фото №976316. Предзимье. В.Тимофеевдвп, масло
Фото №976297. Ода к радости. В.Тимофеевдвп, масло
Тухватуллин Рашид Гениатович (1954)
Художник, писатель, переводчик и мыслитель, живет в Казани. Работает в области малой пластики (миниатюрная скульптура из металла и других материалов с элементами ассамбляжа). В сферу интересов входит также графика, художественное стекло, текст. Родился на Дальнем Востоке в семье военного. С 3-х летнего возраста жил в Зедленодольске, по окончании школы, поступает на физфак КГУ. Рашид занимался лазерным оборудованием. Автор статьи "Лазерный луч как интсрумент художника.. с 1992 года участник более 40 выставок (в Казани, Самаре, Нижнем Новгороде, Петербурге, Москве, Чебоксарах, Зеленодольске, Перми и др.). Член СХ РТ с 2014г.
Фото №976208. Смерть Марата. 2017. Р.Тухватуллинметалл
Фото №976203. Немножко конспирологи. 2019. Р.Тухватуллинметалл
Фото №976198. Ломтик луны. 2019. Р. Тухватуллинметалл
Фото №976188. Утро в Вавилоне. 2017. Р.Тухватуллинметалл
Фото №976183. Капля. 2006. Р.Тухватуллинметалл
Фото №976366. Солнечный барашек. 2017. Р.Тухватуллинметалл
Фото №976361. Арлекин и Пьеро. 2015. Р.Тухватуллинметалл
Фото №976331. Пространство и время. 2020. Р.Тухватуллинметалл
Фото №976341. Редкостный экземпляр. 2019. Р.Тухватуллин Фото №976336. Ворота Тамерлана. 2019. Р.Тухватуллинметалл
Фото №976346. Машина без цели. 2019. Р.Тухватуллинметалл
Фото №976167. Пушкин и заяц смотрят телевизор. Р.Тухватуллин, 2016металл
Фото №976173. Ломтик луны. 2019. Р.Тухватуллинметалл
Фото №976178. Диоген. 2008. Р.Тухватуллинметалл
Фото №976193. Perpetuum Moebius. 2017. Р.Тухватуллинметалл
Максимов Сергей Яковлевич (1964)
Образование среднее. С детства рисовал карандашом и мечтал стать художником. Став взрослее, начал заиматься чеканкой и резьбой по дереву, любительской фотографией. В 2000 году переходит к профессиональному занятию фотографией, и в 2006 году состоится его первая персональная фотовыставка. В 2008 году принят с Союз фотохудожников России. В 50 лет в жизнь Сергея приходят кисти и краски, он уже не мыслит себя без занятий живописью. Занимается скульптурой и художественным самообразованием. Участник выставок.
Фото №976351. Война - точка отсчета или, может быть, начало, а может, и конец, дерево (фрагмент), 2020. С.Максимов дерево
Фото №976356. Гармония сущности (фрагмент), 2019. С.Максимов Фото №976252. Похищение Европы. 2019. С.Максимовдерево
Фото №976237. Мысли об аквариуме и глубинах океана. 2019. С.Максимовхолст, масло
Фото №976232. Она больше не выглядит грустной. 2019. С.Максимовхолст, масло
Фото №976242. Натюрморт от Валеры. 2020. С.Максимовкерамическая плитка, акрил
Фото №976247. Гармония сущности. 2019 /Война - точка отсчета или... 2020 /Олицетворение. 2019. С.Максимовдерево / Война - точка отсчета или, может быть, начало, а может, и конец, дерево 2020 / дерево Олицетворение 2019
Шакирова Гульнара (1974)
Окончила КХТИ, факультет легкой промышленности. С середины 1990-х род ее деятельности - дизайн верхней одежды. К живописи пришла совсем недавно, в 2018 году, когда привела на занятия живописью своего сына и сама того не замечая, окунулась в творческий процесс. С тех пор много экспериментирует. В её работах есть отголоски модернизма и примотивизма; символизма и импрессионализма; экспрессионизма и реализма.
"Изобразительное искусство для меня - это образец концентрированного спектра моих чувств, где я могу либо наслаждаться моментом, либо негодовать, а иногда просто собраться с мыслями и отпустить все свои эмоции на холсте".
Фото №976272. Фрагмент экспозиции. Хинкали с перцем. 2019. Г.Шагирова (слева) Фото №976222. Natali. 2019 Г.Шакировахолст, масло
Фото №976282. Life of cactus. 2019. Г.Шакировахолст, масло
Фото №976287. Гога из Рачи. 2020/ Грузинка с грушами. 2019 /С телефоном. 2020, Г.Шакировахолст, масло
Фото №976292. Пиросмани с кактусом. 2019. Г.Шакировахолст, масло
Фото №976371. Казань. 2019. Г.Шакировахолст, масло
Альберт Шах (1970)
Казанский художник. Окончил КХТИ и Казанский техникум народных художественных промыслов. Работы отличаются самобытностью и оригинальностью. Участник многих выставок.
Фото №976213. Незабудка. 2016. А.Шахкартон, акрил
Фото №976218. Лилии. 2016. А.ШахКартон, акрил
Фото №976227. Фрагмент экспозиции (цветы (А.Шах), портреты (Г.Шакировой)