С 13 сентября по 20 октября 2019 года в Галерее современного искусства Государственного музея изобразительных искусств экспонируется выставка Александра Акилова «К солнцу».






Совместно с художником Александром Акиловым выставку в Казани презентовали представители Фонда поддержки и развития научных и культурных программ им.Ш.Марджани (Москва): президент Фонда Рустам Сулейманов и куратор проекта Мария Филатова (Москва).





О художнике

- Александр Акилов родился в 1951 году в городе Сталинабаде (ныне Душанбе) Таджикской ССР;
- 1971 — окончил Республиканское художественное училище им. М. Алимова в Душанбе (мастерская Г.Н. Кузьмина);
- 1977 — окончил Всесоюзный государственный институт кинематографии, художественный факультет (мастерская Б.М. Неменского и В.А. Токарева);
- с 1982 — Член Союза художников СССР Союза художников Российской Федерации с 2016 года;
- Участник выставочных проектов;
- Работы художника хранятся в музеях, частных российских и зарубежных коллекциях.
В экспозиции представлено около шестидесяти живописных произведений Александра Акилова из коллекций Фонда Марджани, Юлии Вербицкой (Линник) и находящихся в собственности автора.





Часть экспозиции отведена под демонстрацию фотопроекта Александра «Душанбе – Таджикистан 1970–1980». В зале, где экспонируются фотографии А.Акилова, есть возможность ознакомиться с фильмом, смонтированным им из фрагментов собственных документальных съемок, проведенных в Таджикистане в 1970–1990-е гг.. Полуторачасовой фильм показывает интересные моменты из жизни Таджикистана тех лет.
Ознакомившись с работами Александрар Акилова, художника и фотографа, начинаешь понимать, откуда исходит источник вдохновения. Если кратко, то это будет звучать так: «Таджикистан любовь моя!». Может это звучит пафосно, но зато правдиво.






Из разговора с куратором выставки Марией Филатовой:
М.Ф:
— Александр Акилов часто ездит на этюды в Таджикистан. Возвращаясь в Москву, порой в Германию, где проживает его семья, Саша всегда пишет Таджикистан, а заодно, фотографирует. Поскольку он окончил Всесоюзный государственный институт кинематографии, у него сохранилась определенная киношная закваска. Александр хочет фиксировать увиденные моменты.
Поэтому и выставка получилась многоплановой: картины, фотографии, документальный фильм.
Относительно фотографий могу с уверенностью сказать, что хотя его считают мастером документальной фотографии, многие из снимков высокохудожественные. В них чувствуется, прежде всего, взгляд художника. Это уже готовые картины, только выполненные способом фиксирования кадра, фотографирования.








— Когда А.Акилов увлекся живописью?
М.Ф.:
— Рисовать начал в 70-х гг. После окончания Всесоюзного государственного института кинематографии у Александра появились любопытные другие немножечко вещи, которые уже к сожалению на выставке не представлены, потому как распроданы, разошлись по миру. Картины Александра тех лет напоминали остановленный кадр. От них веяло гиперреализмом, в котором было что-то от Тарковского. Затем, начал складываться стиль, который перерос в то, что мы видим здесь, на выставке. В экспозиции представлены работы 1990-х-2000 гг.
— Как бы Вы условно назвали стиль А. Акилова на сегодняшний день?
М.Ф.:
— Может быть магический реализм?! Здесь абсолютная реальность. Надо поехать в Таджикистан, чтобы понять, что все изображенное на холстах Александра абсолютно угадываемое. При этом в них живет некая магия.
Согласна, даже в передаче света есть магия. Александр пишет картины ночами, яркий, солнечный свет получается немного лунным. Это делает работы еще более притягательными.











