
Фестиваль, по уже сложившейся традиции, открылся с премьеры. Зрители увидели постановку оперы Николая Римского-Корсакова «Царская невеста».
Итак, гаснет свет. На сцене, как на экране в кинотеатре, выводится имя автора и название оперы. На фоне этой картинки звучит прекрасная музыка Н.Римского-Корсакова, за дирижерским пультом маэстро АРИФ ДАДАШЕВ. В увертюре к опере композитор рассказывает о предстоящих трагических событиях и знакомит слушателя с наиболее важным музыкальным образом, в данном случае, с образом главной героини Марфы.
Занавес открыт. I-е действие «Пирушка».





Действие происходит в доме опричника Григория Грязного. Это богатый терем со сводчатыми решетчатыми окнами, многоуровневыми деревянными лестницами, на перилах, поддерживаемых резными балясинами, накинуты медвежьи шкуры. Посреди горницы стоит большой и длинный стол, ломящийся от изысканной еды и напитков, возле стола - лавки покрытые шкурами животных. Григорий Грязной пригласил со-товарищей опричников во главе с Малютой Скуратовым, боярина Ивана Сергеевича Лыкова, царского лекаря Елисей Бомелия. Вино льется рекой. Пьют за здравие царя. Иван Лыков только что вернулся из поездки по Европе, гостям интересно, что о русском царе говорят "бусурмане"?. Услышав, что царя Иваном Грозным величают, Малюта Скуратов радуется: «Гроза-то милость Божья; гроза гнилую сосну изломает», а далее с напором и горделиво: «И вам, бояре, царь недаром к седлам метлы привязал. Мы выметем из Руси православной весь сор!».
Какая пирушка без плясок?
Раздается хоровая песня «Яр-хмель», девки пляшут.






В разгар веселья Малюта вспоминает о своей «крестнице», полонённой в Кашире Любаше «любовнице Грязного, чудо девке». Любаша исполняет протяжную песню «Снаряжай скорей, матушка родимая, под венец свое дитятко любимое».


Гости расходятся. Григорий просит царского лекаря остаться. Любаша становится свидетелем тайного разговора.


После ухода Бомелия, Любаша пытается наладить угаснувшие отношения со своим любовником. Звучит дуэт, в котором каждый говорит о своих чувствах. Она что любит, он, что разлюбил «...порвалася тетива - узлом ее не завяжешь...». В душе Григория - надежда ( он желает приворожить Марфу), в душе Любаши ненависть к сопернице".

«Приворотное зелье» II-е действие
Действие происходит в Александровской слободе.Улица. Справа расположен дом Собакиных, слева - Бомелия. Вдалеке ограда и ворота монастыря, в лучах заходящего солнца играют блики на куполах собора, золотом блестит осенняя листва. Православный люд расходится по домам после церковной службы. Все разговоры о предстоящей свадьбе царя. Звучит хор опричников. К дому Собакиных подходят Марфа, Дуняша и Петровна. Петровна заходит в дом, а девушки садятся на лавочке, в ожидании отца Марфы.ю Завязывается тихая непринужденная беседа. Марфа рассказывает подруге о своем женихе . Звучит ария Марфы «В Новгороде мы рядом с Ваней жили».




Появление на улице Ивана Грозного, охраняемого опричником, пугает Марфу, хотя она и не узнает в нем царя. Оркестр играет тему Ивана Грозного. «Ах, что со мной? Застыла в сердце кровь!» поет девушка. Царь уезжает. Появляется Василий Степанович, отец Марфы, и Иван Лыков, ее любимый. Звучит квартет. Все четверо заходят в дом.




На сцене появляется Любаша. Она выследила Марфу, пытается разглядеть ее, понять , что нашел в ней Григорий? Цель ее вечерней прогулки несколько иная, Любаша ищет встречи с Бомелием, чтобы он приготовил ей зелье: что «не совсем сгубило человека, а извело бы только красоту». Цену зелью назначает лекарь. «Я согласна. Я... постараюсь полюбить тебя» поет Любаша и входит в дом Елисея Б.


На улицу из соседнего дома выкатывается толпа опричников, в пьяном угаре они избивают прохожего: «Никому от молодцев защиты» — вот их «потеха».


«Дружко» III-e действие
Горница в доме Собакиных. Собакин Лыков и Грязной сидя на лавке исполняют трио. Каждый поет о своем. Василий Степанович о семье, оставшейся в Новгороде, Иван Сергеевич о любви к Марфе и желании на ней жениться, Грязной грезит о Марфе и люто ненавидит Лыкова. В воздухе витает напряженность. Иван Грозный желает жениться, устраивает смотрины. На смотрины невест, проводимые в Александровской слободе, собрали 2 тыс. девушек. Из них царь остановился на 12, среди которых Дуняша и Марфа. Есть повод волнению. «Да, вишь, покамест не до свадьбы» - поет Собакин.
"Что будет, если царь выберет в жены Марфу?" - спрашивает Лыков Грязного. Григорий отвечает: «Что делать? Пускай во всем Господня будет воля!». Просит быть на его свадьбе Ивана и Марфы дружкой.
Со смотрин возвращаются Марфа, Дуняша и ее мать Домна Ивановна Сабурова.Звучит ариозо Сабуровой о смотринах. Со слов Сабуровой царь женится на Дуняше. Лыков с облегчением выдыхает. Звучит его ария: «Туча ненастная мимо промчалася». На радостях разливают мед, Сабурова и Дуняша исполняют величальную песню Лыкову и Марфе. Грязной подсыпает в бокал Марфе, по своему разумению, «приворотное» зелье, но зелье не то. Любаша подменила «приворотное» на «отравляющее». Пришедший в дом Скуратов оглашает новость: «Грозный выбрал в жены Марфу».
«Невеста» IV -е действие
Перед свадьбой Марфа живёт в царских палатах, её губит неизвестный недуг. Отец опечален «Забылся... авось полегче будет».
Появляется Грязной и говорит, что под пыткой Лыков признался, что хотел отравить Марфу, за что по приказу царя казнён. Марфа в безумии принимает Грязного за Лыкова. Грязной понимает, что желая приворожить Марфу, он её отравил. Не выдержав, он сознаётся во всём: это он оклеветал Лыкова, он подсыпал зелье для приворота, а оно оказалось отравой. «Так вот недуг любовный! Обманул ты меня, обманул, басурман!». Обезумевшая от горя Марфа принимая Григория за Ивана, поет ему свою последнюю арию «Ах, посмотри: какой же колокольчик я сорвала лазоревый». Григорий не может смотреть на помутившуюся рассудком Марфу, просит бояр забрать его, но прежде разделаться с Бомелием.
Появляется Любаша и говорит, что зелье подменил не Бомелий, а она сама. Рассказывает, что подслушала разговор и подменила зелье, от которого Марфа совсем зачахнет и умрёт. В гневе Грязной закалывает Любашу и прощается с Марфой, которая в безумии снова принимает его за Лыкова и поёт «Приходи же завтра, Ваня».
Действующие лица и исполнители
Собакин Василий Степанович, новгородский купец - Михаил Казаков, МИХАИЛ СВЕТЛОВ (США)
Марфа, его дочь - Венера Протасова (ТАГТОиБ им. М.Джалиля)
Грязной Григорий, опричник - СТАНИСЛАВ ТРИФОНОВ Заслуженный артист Белоруссии, лауреат Государственной премии Республики Беларусь (Большой театр Республики Беларусь)
Лыков Иван Сергеевич, боярин - СЕРГЕЙ СЕМИШКУР (Мариинский театр)
Любаша, любовница Грязного - ЕКАТЕРИНА СЕРГЕЕВА (Мариинский театр)
Малюта Скуратов, опричник - ИрекФаттахов (ТАГТОиБ им.М.Джалиля)
Бомелий Елисей, царский лекарь - МАКСИМ ОСТРОУХОВ ("Новая Опера")
Домна Сабурова, купеческая жена - ЕЛЕНА ВИТМАН (Мариинский театр)
Дуняша, её дочь, подруга Марфы - ВЕРА ПОЗОЛОТИНА (Астраханский государственный театр оперы и балета)
Петровна, ключница Собакиных - Светлана Смирнова, заслуженная артистка Татарстана (ТАГТОиБ им.М.Джалиля)
Иван Грозный - артист балета Ильнур Зарипов (ТАГТОиБ им. М.Джалиля)
Сенная девка - Ирина Локтяжнова (ТАГТОиБ им. М.Джалиля)
Истопник - Фанис Мухтаров (ТАГТОиБ им. М.Джалиля).
В спектакле принимали участие артисты хора, балета, мимического ансамбля театра.
Соло в оркестре: заслуженный артист Татарстана Андрей Каминский (виолончель), заслуженный артист Татарстана Владислав Захаров (флейта), Руслан Веригин (гобой), заслуженный артист Татарстана Игорь Синекопов (кларнет)
Композитор Николай Римский-Корсаков
Либретто Н.Римского-Корсакова и И.Тюменева по одноименной драме Л.Мея
Музыкальный руководитель постановки и дирижер – АРИФ ДАДАШЕВ (Московский государственный театр оперетты “Московская оперетта”)
Режиссер-постановщик – МИХАИЛ ПАНДЖАВИДЗЕ (Большой театр Республики Беларусь)
Художник-постановщик – ГАРРИ ГУММЕЛЬ (Германия)
Художник по костюмам – НИНА ГУРЛО (Большой театр Республики Беларусь)
Художник по свету - СЕРГЕЙ ШЕВЧЕНКО (Москва)
Хормейстер – ЛЮБОВЬ ДРАЗНИНА (ТАГТОиБ им.М.Джалиля)
Ответственный концертмейстер - АЛСУ БАРЫШНИКОВА (ТАГТОиБ им.М.Джалиля)