14 июня 2010 года на сцене Татарского академического театра оперы и балета им.М.Джалиля состоялся премьерный показ спектакля «Лебединое озеро».

Прежние костюмы состарились, декорации обветшали, настало время обновления. Дирекция театра кардинально решила проблему. Были приглашены ведущие специалисты.


Андрей Злобин, художник из Киева подготовил эскизы декораций к спектаклю. Владимир Самохин, художник ТГАТОиБ, расписал задник и кулисы, жесткие конструкции заказали в Москве. Для спектакля было сшито 150 костюмов, из них 45 пачек и 4 свадебных платья. Их изготовили по эскизам Анны Ипатьевой (Киев) и технологической карте пошива костюмов Златы Стога.




Костюмы, на мой взгляд, выглядят просто великолепно. Разработка и пошив сценической одежды работа не из лёгких.

К театральным костюмам предъявляется масса требований: во-первых, сценическая одежда должна соответствовать создаваемому на сцене образу; во-вторых, не стеснять актера при движении; привлекать внимание; создавать иллюзию о которой можно сказать: It's a kind of magic.

Для этого искусные мастера пошивочного цеха прилагают все свои умения, расшивая костюмы стразами, украшают искусственным жемчугом и пр.


Предмет особой гордости театральных швей – роскошные крылья и плащ злого волшебника Ротбарта, украшенные металлическими вставками и расписанные вручную.

Постановка осуществлялась в сжатые сроки. Технолог доводил костюмы. Приехавший на премьеру художник, Анна Ипатьева, по чьим эскизам были они изготовлены, внесла некоторые поправки. Но это обычное для премьеры спектакля дело.


Еще на генеральном прогоне постановку разбирают по косточкам: оценивается всё и актерское мастерство, и работа технического персонала, и костюмы.... Все замечания специалистов берутся на вооружение и неточности обязательно будут исправлены.

День премьеры
Для зрителей театр начинается с вешалки, для актеров — с гримёрки, если точнее — с грим-уборной.

ТГАТОиБ повезло, уже сорок лет художником-гримером театра работает Сания Мавровская (родственница знаменитого художника Магдалены Мавровской). До прихода в театр она много ездила по Татарстану, участвовала в раскопках Болгара, там прошла серьезную “школу общения и общего развития”. Изучая на раскопках исторические пласты, Сания Мавровская все ближе и ближе подходила к делу своей жизни. И с 1972 года её жизнь тесно переплетена с казанским оперным. — Грим связан с историей. Меня больше привлекают исторические персонажи в гриме — поделилась Мавровская. Вот и сейчас она наносит грим «Наставника» Стасу Сырадоеву, заслуженному артисту РТ.



Сколько артистов прошло через умелые руки С.Мавровской - не перечесть — Святослав Бэлза, Дмитрий Хворостовский и мн. др. В антракте мне удалось поговорить с художником-постановщиком спектакля, Андреем Злобиным (Киев).


Анлрей Злобин — живописец, монументалист, художник театра и кино, заслуженный работник культуры Украины.
С ТАГТОиБ работает уже 12 лет. При его непосредственном участии сделаны: 2001 — балет «Иосиф Прекрасный», 2002 — балет «Спящая красавица», 2003 — балет «Пер Гюнт», 2003 — опера «Набукко», 2008 — балет «Спартак»,
— С чего Вы начинаете работу?
А.З.: — Работа начинается с анализа: Когда создавался спектакль? Какой был стиль? «Лебединое озеро» — это фэнтези на тему сецессии. Сецессия (модерн) — стиль в eвpoпeйcкoм и aмepикaнcкoм иcкyccтвe нa pyбeжe XIX-XX вeкoв. Мoдepн пepeocмыcливaл и cтилизoвaл чepты иcкyccтвa paзныx эпox, и выpaбoтaл coбcтвeнныe xyдoжecтвeнныe пpиeмы, ocнoвaнныe нa пpинципax acиммeтpии, opнaмeнтaльнocти и дeкopaтивнocти. Объeктoм cтилизaции мoдepнa также cтaнoвятcя и пpиpoдныe фopмы. Этим oбъяcняeтcя нe тoлькo интepec к pacтитeльным opнaмeнтaм в пpoизвeдeнияx мoдepнa, нo и caмa иx кoмпoзициoннaя и плacтичecкaя cтpyктypa — oбилиe кpивoлинeйныx oчepтaний, oплывaющиx, нepoвныx кoнтypoв, нaпoминaющиx pacтитeльныe фopмы.
А.З.: — Идея такая: передать ту кухню, которая существовала в момент создавался спектакль. Максимально приблизиться, но не подражать, а передать некое стилевое решение.


— Спектакль «Лебединое озеро», как художник-постановщик Вы делаете уже не в первый раз. Похоже ли оформление сцены для этого спектакля в разных театрах (Македонский тетр оперы и балета, Скопье; Имперский Русский балет и Новая опера, Москва)?
А.З.: — «Лебединое озеро» уже третье или четвертое. Оформление спектаклей выполнено в стиле «модерн». Некоторые декорации похожи, некоторые отличаются. Я учился во Львове. Это город европейский по архитектуре, по живописи, по декоративно-прикладному искусству, а самое главное, по образовательной системе. Учителями были педагоги, которые преподавали в Варшаве, Париже. Стиль «сецессия» мне очень понятен со студенческой скамьи.

— Кого из преподавателей Вы считаете своим учителем?
А.З.: — Я закончил Львовскую Академию декоративного и прикладного искусства в мастерской монументальной живописи профессора Лысыка Е.Н. Его то я и считаю своим учителем. Он представитель сильной европейской школы.Оказал влияние на мое ощущение архитектоники сцены, объема.

— Нравится работать с ТАГТОиБ?
А.З.: — С театром работать нравится. Директор ответственный, серьезный человек, очень правильную политику ведет в театре. Серьёзно относится к художникам.


— Что в театре не нравится?
А.З.: — Сценический свет в Казани требует доработки. Со времен ремонта он стал намного лучше. Но театральный свет развивается семимильными шагами. Отставать нельзя.
— В оформлении сцены я заметила «орлов»?
А.З.: — Орлы мне просто нравятся. По пластике, по некоторому абстрактному фигуративу они вписываются в эту архитектуру.

Андрей Злобин позитивно отозвался о работе Владимира Самохина, художника ТГАТОиБ, расписавшего задник и кулисы. — Отлично написал, нет дилетантского срисовывания, — сказал он и продолжил — живопись на сцене, когда мы пытаемся создать архитектуру, нарисовать нечто похожее, это всегда наивность.

— Когда живописные детали являются артовскими объектами, тогда сразу меняется ощущение. Появляется живописная легкость. В декорациях интересен факт обманности архитектуры. Вроде она есть, но на самом деле, — это полный обман. Совершенно нереальные вещи. Театр — школа иллюзий.
