14 июня 2010 года на сцене Татарского академического театра оперы и балета им.М.Джалиля состоялся премьерный показ спектакля «Лебединое озеро».
Фото №102481. Art16.ru Photo archive Прежние костюмы состарились, декорации обветшали, настало время обновления. Дирекция театра кардинально решила проблему. Были приглашены ведущие специалисты.
Фото №102136. Art16.ru Photo archive Фото №102412. Art16.ru Photo archive Андрей Злобин, художник из Киева подготовил эскизы декораций к спектаклю. Владимир Самохин, художник ТГАТОиБ, расписал задник и кулисы, жесткие конструкции заказали в Москве. Для спектакля было сшито 150 костюмов, из них 45 пачек и 4 свадебных платья. Их изготовили по эскизам Анны Ипатьевой (Киев) и технологической карте пошива костюмов Златы Стога.
Фото №102142. Art16.ru Photo archive Фото №102400. Art16.ru Photo archive Фото №102406. Art16.ru Photo archive Фото №102220. Art16.ru Photo archive Костюмы, на мой взгляд, выглядят просто великолепно. Разработка и пошив сценической одежды работа не из лёгких.
Фото №102166. Art16.ru Photo archive К театральным костюмам предъявляется масса требований: во-первых, сценическая одежда должна соответствовать создаваемому на сцене образу; во-вторых, не стеснять актера при движении; привлекать внимание; создавать иллюзию о которой можно сказать: It's a kind of magic.
Фото №102190. Art16.ru Photo archive Для этого искусные мастера пошивочного цеха прилагают все свои умения, расшивая костюмы стразами, украшают искусственным жемчугом и пр.
Фото №102208. Art16.ru Photo archive Фото №102226. Art16.ru Photo archive Предмет особой гордости театральных швей – роскошные крылья и плащ злого волшебника Ротбарта, украшенные металлическими вставками и расписанные вручную.
Фото №102316. Art16.ru Photo archive Постановка осуществлялась в сжатые сроки. Технолог доводил костюмы. Приехавший на премьеру художник, Анна Ипатьева, по чьим эскизам были они изготовлены, внесла некоторые поправки. Но это обычное для премьеры спектакля дело.
Фото №102328. Art16.ru Photo archive Фото №102334. Art16.ru Photo archive Еще на генеральном прогоне постановку разбирают по косточкам: оценивается всё и актерское мастерство, и работа технического персонала, и костюмы.... Все замечания специалистов берутся на вооружение и неточности обязательно будут исправлены.
Фото №102364. Art16.ru Photo archive День премьеры
Для зрителей театр начинается с вешалки, для актеров — с гримёрки, если точнее — с грим-уборной.
Фото №102148. Art16.ru Photo archive ТГАТОиБ повезло, уже сорок лет художником-гримером театра работает Сания Мавровская (родственница знаменитого художника Магдалены Мавровской). До прихода в театр она много ездила по Татарстану, участвовала в раскопках Болгара, там прошла серьезную “школу общения и общего развития”. Изучая на раскопках исторические пласты, Сания Мавровская все ближе и ближе подходила к делу своей жизни. И с 1972 года её жизнь тесно переплетена с казанским оперным. — Грим связан с историей. Меня больше привлекают исторические персонажи в гриме — поделилась Мавровская. Вот и сейчас она наносит грим «Наставника» Стасу Сырадоеву, заслуженному артисту РТ.
Фото №102112. Art16.ru Photo archive Фото №102106. Art16.ru Photo archive Фото №102099. Art16.ru Photo archive Сколько артистов прошло через умелые руки С.Мавровской - не перечесть — Святослав Бэлза, Дмитрий Хворостовский и мн. др. В антракте мне удалось поговорить с художником-постановщиком спектакля, Андреем Злобиным (Киев).
Фото №102430. Art16.ru Photo archive Фото №102394. Art16.ru Photo archive Анлрей Злобин — живописец, монументалист, художник театра и кино, заслуженный работник культуры Украины.
С ТАГТОиБ работает уже 12 лет. При его непосредственном участии сделаны: 2001 — балет «Иосиф Прекрасный», 2002 — балет «Спящая красавица», 2003 — балет «Пер Гюнт», 2003 — опера «Набукко», 2008 — балет «Спартак»,
— С чего Вы начинаете работу?
А.З.: — Работа начинается с анализа: Когда создавался спектакль? Какой был стиль? «Лебединое озеро» — это фэнтези на тему сецессии. Сецессия (модерн) — стиль в eвpoпeйcкoм и aмepикaнcкoм иcкyccтвe нa pyбeжe XIX-XX вeкoв. Мoдepн пepeocмыcливaл и cтилизoвaл чepты иcкyccтвa paзныx эпox, и выpaбoтaл coбcтвeнныe xyдoжecтвeнныe пpиeмы, ocнoвaнныe нa пpинципax acиммeтpии, opнaмeнтaльнocти и дeкopaтивнocти. Объeктoм cтилизaции мoдepнa также cтaнoвятcя и пpиpoдныe фopмы. Этим oбъяcняeтcя нe тoлькo интepec к pacтитeльным opнaмeнтaм в пpoизвeдeнияx мoдepнa, нo и caмa иx кoмпoзициoннaя и плacтичecкaя cтpyктypa — oбилиe кpивoлинeйныx oчepтaний, oплывaющиx, нepoвныx кoнтypoв, нaпoминaющиx pacтитeльныe фopмы.
А.З.: — Идея такая: передать ту кухню, которая существовала в момент создавался спектакль. Максимально приблизиться, но не подражать, а передать некое стилевое решение.
Фото №102382. Art16.ru Photo archive Фото №102388. Art16.ru Photo archive — Спектакль «Лебединое озеро», как художник-постановщик Вы делаете уже не в первый раз. Похоже ли оформление сцены для этого спектакля в разных театрах (Македонский тетр оперы и балета, Скопье; Имперский Русский балет и Новая опера, Москва)?
А.З.: — «Лебединое озеро» уже третье или четвертое. Оформление спектаклей выполнено в стиле «модерн». Некоторые декорации похожи, некоторые отличаются. Я учился во Львове. Это город европейский по архитектуре, по живописи, по декоративно-прикладному искусству, а самое главное, по образовательной системе. Учителями были педагоги, которые преподавали в Варшаве, Париже. Стиль «сецессия» мне очень понятен со студенческой скамьи.
Фото №102424. Art16.ru Photo archive — Кого из преподавателей Вы считаете своим учителем?
А.З.: — Я закончил Львовскую Академию декоративного и прикладного искусства в мастерской монументальной живописи профессора Лысыка Е.Н. Его то я и считаю своим учителем. Он представитель сильной европейской школы.Оказал влияние на мое ощущение архитектоники сцены, объема.
Фото №102418. Art16.ru Photo archive — Нравится работать с ТАГТОиБ?
А.З.: — С театром работать нравится. Директор ответственный, серьезный человек, очень правильную политику ведет в театре. Серьёзно относится к художникам.
Фото №102124. Art16.ru Photo archive Фото №102286. Art16.ru Photo archive — Что в театре не нравится?
А.З.: — Сценический свет в Казани требует доработки. Со времен ремонта он стал намного лучше. Но театральный свет развивается семимильными шагами. Отставать нельзя.
— В оформлении сцены я заметила «орлов»?
А.З.: — Орлы мне просто нравятся. По пластике, по некоторому абстрактному фигуративу они вписываются в эту архитектуру.
Фото №102214. Art16.ru Photo archive Андрей Злобин позитивно отозвался о работе Владимира Самохина, художника ТГАТОиБ, расписавшего задник и кулисы. — Отлично написал, нет дилетантского срисовывания, — сказал он и продолжил — живопись на сцене, когда мы пытаемся создать архитектуру, нарисовать нечто похожее, это всегда наивность.
Фото №102436. Art16.ru Photo archive — Когда живописные детали являются артовскими объектами, тогда сразу меняется ощущение. Появляется живописная легкость. В декорациях интересен факт обманности архитектуры. Вроде она есть, но на самом деле, — это полный обман. Совершенно нереальные вещи. Театр — школа иллюзий.
Фото №102358. Art16.ru Photo archive