Образы Италии. Западноевропейское искусство XVII–XX веков из собрания Эрмитажа. Частичная смена экспозиции
С 11 июня 2015 года в Центре «Эрмитаж-Казань» работает выставка «Образы Италии. Западноевропейское искусство XVII-XX веков из собрания Эрмитажа».

"Образы Италии" Западноевропейское искусство XVII-XX веков из собрания Эрмитажа
14 выставка приурочена к 10-летию Центра «Эрмитаж-Казань». На выставке представлены работы мастеров XVII-сер. XX вв. (от 1650-х до 1960-х гг.) из Германии, Франции, Фландрии, Голландии, России и других стран.
Путешественники со всего мира стремились попасть в Италию для ознакомления с итальянской античностью, памятники которой начали появляться из небытия благодаря раскопкам, проводимым в Италии повсеместно. Хотя это была уже совсем другая Италия, не страна эпохи Возрождения, она оставалась для художников Меккой. Живописцы, скульпторы находили в природе и архитектуре Италии вдохновение, идеалы и идеи для своих работ.
Знакомство с экспозицией выставки начинается с работ мастеров XVII века. Часть пространства отведена произведениям голландских живописцев, которые были наслышаны об итальянских художниках эпохи Возрождения; о красоте страны искусства и вдохновения; о величественной природе.
Приезжая в Италию, они находили здесь вдохновение, но продолжали писать практически тоже самое, что у себя в Голландии: простую жизнь обыкновенного человека. Это связано с тем, что Голландия XVII века уже не Монархия, а свободная страна. Успешно заканчивалась борьба за собственную независимость от могущественной империи Испании. Протестантизм стал господствующей религией. Заказы церкви стали не актуальными. В искусстве Голландии значительную мощь и развитие приобрели портрет, пейзаж, бытовой жанр, натюрморт. Художники писали простых бюргеров.

ДОМЕНИКО БРАНДИ 1684, Неаполь - 1736, Неаполь Пастушеская сцена. 1730 Холст, масло
На полотнах голландских мастеров можно увидеть сценки из повседневной жизни: пастбища, рынки.
Обыденная сцена представлена на картине австрийца по происхождению Джованни Франческо Чиппера (1664-1736) «Сцена на кухне» (ок. 1725 г.). Художник работал в Италии с 1696 до конца жизни. Его персонажами были крестьяне, торговцы, ремесленники.

ДЖОВАННИ ФРАНЧЕСКО ЧИППЕР. Сцена в кухне
ДЖОВАННИ ФРАНЧЕСКО ЧИППЕР (прозванный ТОДЕСКННИ)
1664. Ворарльберг (Австрия) - 1736. МиланСцена в кухне. Холст. масло
Центральная фигура картины «Сцена на кухне» - кухарка, потрошащая рыбу. Рядом на столе присела крестьянка, кормящая грудью младенца. На полу, рядом со свежей рыбой, сидит мальчишка, уплетающий за обе щеки похлебку. Взоры крестьянки и мальчика устремлены на художника, соответственно, на зрителя. В результате чего ощущается диалог персонажей со зрителем.
Характерной работой того времени является полотно «Шарлатан» Яна Миля (ок 1599-1663) живописца и гравера из Фландрии. Для Италии бродячие врачеватели ассоциировались с шарлатанами.

ЯН МИЛЬ 1599 (?), Беверен-Вас близ Антверпена -1664, Турин Шарлатан Холст, масло
Италия XVII века зрительно представляла собой развалины архитектурных сооружений. Картина Алессандро Маньяско (1667-1749, Генуя) - итальянского художника, живописца, видного представителя барокко, мастера генуэзской школы «Привал бандитов» (1710-1720) - одна из известных работ живописца. На полотне, скорее всего, изображены наемные воины, возвращающиеся домой и маркитантки. Старательно прописанные фигурки «бандитов» ярко контрастируют с размытым пейзажем. Сквозь дымку на стенах античных руин просматриваются шаржированные скульптуры (обрюзгший Геракл, Венера с неправильными формами и пр.).

Алессандрио Маньяско. Привал бандитов.
АЛЕССАНДРИО МАНЬЯСКО 1667, Генуя 1749-1749, КЛЕМЕНТЕ СПЕРА Ок. 1630. Рим - ок. 1714. Флоренция
Привал бандитов. 1710-1720 х.м.
В экспозиции представлены две работы итальянского живописца и гравера Франческо Дзуккарелли (Венеция, 1702 - Флоренция, 1788) . На одной из них «Пейзаж с женщиной, несущей ребенка» Легкий пейзаж, прозрачный воздух, безоблачное существование селян. Нет тяжеловесности, назидательности. На переднем плане расположен калебас, сосуд-тыква. Надо отметить, что на всех полотнах Дзуккарелли вместо подписи-виньетки присутствует калебас или плод тыквы. Это объясняется тем, что фамилия художника дословно переводится с итальянского как «маленькая тыква».

ФРАНЧЕСКО ДЗУККАРЕЛЛИ Пнтюьяно, 1702 - Флоренция. 1788 Пейзаж с женщиной, несущей ребенка Холст, масло
В России есть три картины этого мастера. Две из них находятся в Эрмитаже (Санкт-Петербург), третья - в собрании Музея частных коллекций Международного Института Антиквариата (Казань).
XVIII век - эпоха Просвещения. Художники пишут уроки музыки, астрономии и пр. Но по-прежнему модно писать виды Италии, в основном Флоренции и Рима.

ДЖОВАННИ ПАОЛО ПАНИНИ. Маджоре в Риме.
ДЖОВАННИ ПАОЛО ПАНИНИ 1691, Пьяченца - 1765, Рим Вил интерьера собора Санта-Мария
Маджоре в Риме. 1754-1755 Холст, масло

ГЮБЕР РОБЕР 1733, Париж 1808, Париж Колизей Холст, масло
В связи с обилием скульптурного материала, появившегося в результате раскопок, и интересом туристов к памятникам античности в Италии начинают делать маленькие бронзовые и мраморные памятники на продажу. Чтобы удовлетворить спрос, памятные вещи в бронзе начинают отливать в больших количествах.

КАРЛО АЛЬБАЧИНИ 1734. Рим — 1813. Рим. Аполлон Бельведерский. Мрамор

РИМСКИЙ СКУЛЬПТОР второй половины XVIII века. Марк Аврелий на коне
РИМСКИЙ СКУЛЬПТОР второй половины XVIII века. Марк Аврелий на коне
Бронза, искусственная
патина

РИМСКИЙ СКУЛЬПТОР второй половины XVIII века. Марк Аврелий на коне

ФРАНЧЕСКО РИГЕТТИ. Кентавр с купидоном.1787
ФРАНЧЕСКО РИГЕТТИ
1738, Рим 1819, РимКентавр с купидоном.1787
Бронза, искусственная темно-зеленая патина

ДЖУЗЕППЕ БОСКИ Ок. 1760, Рим — 1821, Рим (?) Кентавр Фурьетти (молодой)
ДЖУЗЕППЕ БОСКИ Ок. 1760, Рим — 1821, Рим (?)
Кентавр Фурьетти (молодой)
Бронза, искусственная темно-зеленая патина

ДЖУЗЕППЕ БОСКИ Ок. 1760, Рим — 1821, Рим (?) Кентавр Фурьетти (молодой)
Но самыми популярными произведениями искусства, увозимыми из Италии, были гравированные листы. Это объяснялось легкостью в перевозке. Этому виду графики отводится отдельный зал в экспозиции.

ВАЛЕРИО СПАДА. Панорама Флоренции. Около 1650
ВАЛЕРИО СПАДА
1613. Колле ди Вальдеза - 1688, ФлоренцияПанорама Флоренции. Около 1650
Бумага, гравюра резцом и офортом
Распространенным жанром, популярным в Венеции XVIII века был ведута (итал. veduta, «вид»), представляющий собой картину, рисунок или гравюру с детальным изображением повседневного городского пейзажа.

ВИНЧЕНЦО ФРАНЧЕСКИНИ 1695, Флоренция Вид площади около Флорентийского аббатства и дворца Подеста (Барджелло).
ВИНЧЕНЦО ФРАНЧЕСКИНИ 1695,
Рим - около 1770, Рим по оригиналу ДЖУЗЕППЕ ДЗОККИ 1716/1717, Фьезоле — 1767,
Флоренция Вид площади около Флорентийского аббатства и дворца Подеста (Барджелло). Лист из серии «24 избранных вида Флоренции». 1744 Бумага, гравюра офортом и резцом

ДЖОВАННИ БАТТИСТА ПИРАНЕЗИ. Вид фонтана Треви
ДЖОВАННИ БАТТИСТА ПИРАНЕЗИ 1720, Мольяно-Вснсто 1778, Рим
Вид фонтана Треви
Лист из серии «Виды Рима». Около 1746-1748 Бумага, гравюра офортом и резцом

ДЖОВАННИ БАТТИСТА ПИРАНЕЗИ 1720. Вид Римскою форума
ДЖОВАННИ БАТТИСТА ПИРАНЕЗИ 1720, Мольяно-Венето - 1778, Рим
Вид Римскою форума
Лист из серии «Виды Рима». Около 1746-1748 Бумага, гравюра офортом и резцом

ДЖОВАННИ БАТТИСТА ПИРАНЕЗИ 1720, Мольяно-Вснсто - 1778, Рим. Вид Колизея
ДЖОВАННИ БАТТИСТА ПИРАНЕЗИ 1720, Мольяно-Вснсто - 1778,
Рим Вид Колизея
Лист из серии «Виды Рима». 1761 Бумага, гравюра офортом и резцом

ЖАК КАЛЛО. Листы из серии «Танцы бескостных». 1621-1622
ЖАК КАЛЛО 1592, Нанси - 1635, Нанси
Листы из серии «Танцы бескостных». 1621-1622
Бумага, гравюра офортом
В следующем зале представлена огромная коллекция офортов, литографий и акварелей. В XIX веке акварельные виды Италии были очень популярны. В этом жанре наиболее прославились художники школы Позилиппо. Все привезенные акварели не вошли в состав, смонтированной выставки. В связи с этим намечается с частичная смена экспозиции этого зала.

ЖАН УЭЛЬ. Костюм знатных албанских женщин в Палаццоадриано. 1778
ЖАН УЭЛЬ
1735,Руан - 1813, Париж
Костюм знатных албанских женщин в Палаццоадриано. 1778
Бумага, гуашь

РУДОЛЬФ МЮЛЛЕР 1802. Руины храма Геракла в Помпеях. Ок. 1830 Бумага, акварель, гуашь
РУДОЛЬФ МЮЛЛЕР 1802, Базель 1885, Рим ФРИДРИХ ХОРНЕР 1800, Базель- 1864, Базель
Руины храма Геракла в Помпеях. Ок. 1830 Бумага, акварель, гуашь

ДЖАЧИНТО ДЖИГАНТЕ 1806, Неаполь - 1876, Неаполь Прочида. 1836 Бумага, акварель

ЖАН УЭЛЬ. Общий вил города Таормины и театра. 1776-1779
ЖАН УЭЛЬ
1735, Руан - 1813, Париж
Общий вил города Таормины и театра. 1776-1779
Бумага, гуашь

ЛУИДЖИ ГАРИББО. Пьяцца Санта Тринита во Флоренции. 1829
ЛУИДЖИ ГАРИББО 1784, Генуя - 1869, Флоренция
Пьяцца Санта Тринита во Флоренции. 1829
Бумага, акварель, местами белила и лак

АНТУАН ЖАН БАТИСТ ТОМА 1791, Продавцы арбузов
АНТУАН ЖАН БАТИСТ ТОМА 1791, Париж 1833, Париж
Продавцы арбузов
Лист из серии «Год в Риме и его окрестностях». 1822-1826 Бумага, литография, акварель

АНТУАН ЖАН БАТИСТ ТОМА. Верующие, ожидающие папского благословения. Лист из серии «Год в Риме и его окрестностях». 1822-1826
АНТУАН ЖАН БАТИСТ ТОМА 1791, Париж - 1833, Париж
Верующие, ожидающие папского благословения. Лист из серии «Год в Риме и его окрестностях». 1822-1826 Бумага, литография, акварель
Завершает выставку зал с живописными работами, датируемыми XIX веком.

ТЬЮДОР ГЮДЕН 1802, Лунная ночь в Неаполитанском заливе.
ТЬЮДОР ГЮДЕН 1802,Париж 1880, Булонь-сюр-Сен
Лунная ночь в Неаполитанском заливе. 1845 х.м.

ДЖУЛИО КАРЛИНИ 1830, Венеция - 1887, Венеция Семья Толстых в Венеции. 1855
ДЖУЛИО КАРЛИНИ 1830, Венеция - 1887, Венеция
Семья Толстых в Венеции. 1855
Холст, масло

ТЕОДОРО ДЮКЛЕР 1815. Фонтан Претории
ТЕОДОРО ДЮКЛЕР 1815,11еаполь 1869, Неаполь Палермо.
Фонтан Претории
Холст, масло

ТЕОДОРО ДЮКЛЕР 1815(1814?). Вид набережной в Палермо, Неаполь — 1869
ТЕОДОРО ДЮКЛЕР 1815?
Неаполь — 1869
Вид набережной в Палермо
Холст, масло

ТЕОДОРО ДЮКЛЕР. Собор в Палермо.

ФРИДРИХ НЕРЛИ (НЕРЛИХ). Концерт в гондоле
ФРИДРИХ НЕРЛИ (НЕРЛИХ)
1807, Эрфурт - 1878, Венеция
Концерт в гондоле
Холст, масло

ЖЮЛЬ РЮИНАР ДЕ БРИМОН. Вид Неаполя с замком Сант-Эльмо.
ЖЮЛЬ РЮИНАР ДЕ БРИМОН
1838, Кобленц 1898, Рилли ла Монтань,
около Реймса
Вид Неаполя с замком Сант-Эльмо.
Конец 1860-х, Холст, масло

ИППОЛИТО КАФФИ 1809. Замок св. Ангела в Риме.
ИППОЛИТО КАФФИ 1809, Беллуно - 1866, Лисса
Замок св. Ангела в Риме. Холст, масло

ФИЛИППО ПАЛИЦЦИ. Пейзаж с ласточками. 1868
ФИЛИППО ПАЛИЦЦИ
1818. Васто - 1899, Неаполь
Пейзаж с ласточками. 1868
Холст, масло

ЛУДОЛЬФ ЛИБЕРТ. Венеция. Паруса
ЛУДОЛЬФ ЛИБЕРТ 1895. Тирза. Видзиме — 1959, Нью-Йорк
Венеция. Паруса
Холст, .масло

АНСЕЛЬМО ДЖАНФАНТИ. В церкви Санта Мария делла Паче
АНСЕЛЬМО ДЖАНФАНТИ
1857, Монтиано 1903, Чезена
В церкви Санта Мария делла Паче
Холст, масло