21 апреля 2014 года в Казани на сцене Государственного Большого концертного зала им. С.Сайдашева состоялись два концерта Московского Пасхального фестиваля.



В 2002 году по инициативе Художественного руководителя — директора Мариинского театра Валерия Гергиева, мэра Москвы Юрия Лужкова и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II был проведен I Московский Пасхальный фестиваль. Любовь публики и одобрение критики определили его дальнейшую судьбу: фестиваль было решено проводить ежегодно. Нынешний фестиваль уже тринадцатый по счету.

Перед началом концерта маэстро Гергиев провёл пресс-конференцию, ответив вопросы представителей СМИ. Он рассказал, что планирует долгосрочное сотрудничество с сильными казанскими музыкальными коллективами, такими как Государственный симфонический оркестр Республики Татарстан под управлением А.Сладковского, музыкантами Татарского государственного академического театра оперы и балета им. Джалиля.
Валерий Абисалович заметил, что его коллективу есть что предложить казанскому слушателю. Он выразил желание осуществить крупномасштабную постановку одной из опер Вагнера на казанской сцене, если позволят технические возможности театра.
Маэстро упомянул о благотворительной составляющей фестиваля: о концертах в ВУЗах, храмах, (для студентов, пенсионеров и малоимущих).
В. А. Гергиев подчеркнул, что в рамках фестиваля прозвучит не только русская музыка. В Казань он привёз великого скрипача-виртуоза, альтиста и дирижёра из Израиля Пихнаса Цукермана, который открывает новый для себя русский мир и новые территории. Примечательно, что несколько дней назад этот музыкант-виртуоз играл с оркестром Мариинского театра в кафедральном соборе Калининграда на могиле Иммануила Канта.




Первый концерт Московского Пасхального фестиваля в Казани начался в 16:00 на сцене ГБКЗ им. С.Сайдашева с выступления Духового квинтета Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева.
Духовой квинтет был основан в 1998 году, когда его участники еще были студентами Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Римского-Корсакова. Затем они пополнили состав Симфонического оркестра Мариинского театра. Ансамбль выступал в РФ, Финляндии, Германии, Бельгии, был участником фестиваля классической музыки в Эйлате (Израиль). В 2001 году он завоевал премию на международном конкурсе АRD в Мюнхене, а годом позже записал первый компакт-диск. В составе коллектива Николай Мохов — флейта, Павел Кундянок — гобой, Родион Толмачёв — фагот, Виталий Мусаров — валторна и Иван столбов — кларнет. Музыканты квинтета продемонстрировали высокий класс мастерства, виртуозность и филигранность исполнения представив казанской публике такие сложные современные произведения, как «Путь короля Рене» (для духового квинтета) Д.Мийо, Шесть багателей для квинтета духовых (1953) Д.Лигети, «Премьера», камерный концерт для квинтета духовых Е.Петрова (2002). Широкий временной охват сочинений даёт слушателям представление о том, как меняется репертуар группы духовых, по мере того как композиторы открывают и получают новые технические и акустические возможности духовых инструментов. Казанская публика тепло отблагодарила музыкантов продолжительными аплодисментами.




Во втором отделении концерта на сцену под громкие аплодисменты вышел «Страдивари-ансамбль» Мариинского театра и сам маэстро Гергиев. Этот музыкальный коллектив возник по его инициативе, в составе ансамбле лучшие музыканты — инструменталисты, ведущие солисты Симфонического оркестра театра, играющие на старинных и уникальных по звучанию струнных инструментах, созданных мастерами кремонской школы.
Популярные и всеми любимые классические произведения в их исполнении звучат иначе, благодаря насыщенным и очень красивым тембрам инструментов работы Амати, Страдивари, Гварнери, Гваданини и Гофриллера. Музыканты исполнили «Серенаду для струнного оркестра до мажор» ор.48 П. И. Чайковского. Это произведение было написано осенью 1880 года и посвящено композитору и виолончелисту Карлу Альбрехту. Первое исполнение произведения состоялось в Санкт-Петербурге 18(30) ноября 1881 года под управлением Э.Направника. В этом сочинении Чайковский обратился к жанру серенады, характерному для музыки XVIII века. По признанию композитора образцом для его струнной серенады стала музыка Моцарта. Благодарная казанская публика по достоинству оценила мастерство музыкантов прославленного оркестра, долго не отпуская их со сцены. Маэстро Гергиев получил несколько прекрасных весенних букетов из рук своих казанских поклонников.



На вечернем концерте: выступление Симфонического оркестра Маринского театра под управлением Валерия Гергиева при участии Пинхаса Цукермана.
У фестиваля обширная география. Первый концерт фестиваля прошел 20 апреля 2014 года в Москве. Сегодня артисты Симфонического оркестра Мариинского театра и Валерий Гергиев дали два концерта в Казани. Далее на специальном поезде Пасхального фестиваля они отправятся в Екатеринбург, Омск, Красноярск, Иркутск, Якутск, Владивосток, Хабаровск, Томск, Новосибирск, Тюмень, Пермь. Затем вернуться в Москву (2–3 мая) для того чтобы продолжить тур в другом направлении — Липецк, Воронеж, Волгоград, Оренбург, Пенза, Нижний Новгород. 9 мая концерт пройдет в Москве, на Поклонной горе, где коллектив исполнит оперу Дж. Верди «Трубадур» в концертном исполнении. На сцену выйдут: Анна Нетребко, Екатерина Семенчук и Алексей Марков. Завершится гастрольный тур во Пскове 10 мая 2014 г.
Ольга Фролова