14 марта по 10 апреля 2014 года в Ценрте «Эрмитаж-Казань» работает выставка «Восток — дело тонкое…».
Фото №232553. Ольга Пиульская, Олеся Сидоренко Фото №232601. Art16.ru Photo archive Фото №232481. Art16.ru Photo archive Фото №232577. Art16.ru Photo archive Фото №232643. Галина Сидоренко В экспозиции выставки представлены предметы коллекции восточного антиквариата галереи «Восточная Zаграница» и московских коллекционеров, сотрудничающих с галереей. На выставке экспонированы: японские эмали из частной коллекции Александра и Елены Тер-Акоповых (Москва), бронза и тибетские предметы коллекции Игоря Анатольевича и Надежды Владимировны Новиковых. Олеся и Галина Сидоренко, представляющие галерею с пиететом относятся к фарфору.
Фото №232175. Общий план одного из залов экспозиции Фото №232211. Гуань инь / Окимоно «Они-яраи» / Вазы парные1. Гуань инь. Китай. Конец XIX века. Селадон
2. Окимоно «Они-яраи». Япония. XIX век. Слоновая кость, резьба
3. Вазы парные. Китай. Конец XIX - начало XX века. Селадон Фото №232439. Фигурки «Красавицы»Япония. XIX век
Фарфор, надглазурная роспись, позолота
Фото №232451. Фигурка «Красавицы»Япония. Конец XIX века
Металл, клуазоне
Фото №232649. ТриподКитай. Начало XX века
Бронза, литье
Фото №232337. Гуань инь на слонеКитай середина ХIХ века
Бронзе, литье
Фото №232715. Свиток «Обезьяна в зарослях бамбука»Япония. Конец XIX века
Шелк, цветная тушь
Фото №232199. Свиток «Кари»Япония. XIX век
Шелк, цветная тушь
Фото №232631. ШирмаКитай. XIX век
Дерево, резьба
На открытии выставки Олеся Сидоренко обозначила позицию галереи в собирании предметов ДПИ из Японии и Китая.
— В экспозиции выставки мы постарались показать все основные направления в ДПИ Дальнего Востока. У нас не разделяются искусство Китая и Японии. Внутри этих стран зачастую они относятся сепаратно. Китайцы считают, что китайское искусство первично. Но нам отсюда виднее. Мы видим общие направления, общие философские идеи, которыми пронизывают все декоративные предметы — заметила Олеся.
Пять выставочных залов Центра Эрмитаж-Казань вместили: фарфоровые вазы, чаши, стеклянные стаканы для кистей, бронзовые курильницы, скульптуры диски Би, жезлы Жу-и, инро, тушечницы и вазы из дерева, нефрита и другие редкие предметы. Свитки и вышивки на шелке и бумаге с уникальными орнаментами и изображениями — более ста предметов ДПИ Дальнего Востока от средних веков до современности.
Фото №232241. КурильницаКитай. XVIII век
Бронза, литье, клуазоне
Фото №232355. Чаша (рюмочная передача)Китай. Конец XVIII века
Фарфор, подглазурная, надглазурная роспись, позолота
Уже из перечисленных названий становится ясно, что Восток — дело тонкое. Например, догадайтесь, для чего нужен жезл Жу-и? В переводе с китайского языка «Жу-и» означает «Будет, как пожелаешь». Его дарили тем, кто мечтает о карьере, авторитете, власти. Как правило, жезл Жу-и подчиненные преподносили своим начальникам, достигшим высокого социального положения.
Фото №232421. Жезл «Жу-и»Китай. Конец XIX века
Бронза, литье, нефрит
Другой интересный предмет, не понятный для европейцев — ритуальная раковина «шанкха». Это раковина крупного морского моллюска, обитающего в Индийском океане. Священная раковина украшена тибетским серебром (сплав меди, серебра и других металлов), инкрустирована бирюзой. В тибетском буддизме её шанкху называют дунг. Шанкха входит в список восьми благоприятных символов буддизма, аштамангала. В индуизме шанкха является одним из атрибутов Вишну. В шанкху трубят в ходе индуистских храмовых ритуалов, а в прошлом её также использовали на поле боя для созыва войска, оповещения об атаке или начале битвы.
Фото №232259. Ритуальная раковина - шанкхаТибет. Середина XIX века
С еребро, раковина, бирюза, чеканка, инкрустация
Мандала — сакральный геометрический символ сложной структуры, интерпретирующий модель вселенной, «карта космоса». Карл Густав Юнг идентифицировал мандалу как архетипический символ человеческого совершенства.
Фото №232277. МандалаТибет. Середина XIX века
Серебро, бирюза, чеканка, инкрустация
Фото №232673. ХотэйКитай. Конец 19
Камень, резьба Хотэй — один из самых популярных персонажей нэцкэ (миниатюрная скульптура, произведение японского декоративно-прикладного искусства). Хотэй считается воплощением Будды Майтреи. Прообразом Хотэя послужил китайский монах Цицы, предпочитавший монастырскому уединению многолюдные базары и скитавшийся по Китаю, зарабатывая на жизнь предсказанием погоды. Из имущества у него были лишь посох и мешок для подаяний, называемый хотэй, от которого монах и получил свое прозвище.
Вазы в экспозиции выставки, по количеству представленных предметов ДПИ занимают, вероятно, первое место. Смотрите и любуйтесь.
Фото №232319. ВазаКитай. Середина XX века
Фарфор, подглазурная роспись
Фото №232325. Ваза «Львы ши дза»Китай. XVIII век
Фарфор, подглазурная, надглазурная роспись
Фото №232361. Ваза «Пожелание»Китай. Конец XIX- начало XX века
Фарфор, надглазурная роспись, позолота
Фото №232397. ВазаКитай. Начало XX века
Медь, красный лак, резьба
Фото №232727. Ваза «двойная» с крышкойКитай. Начало XX века
Фарфор, надглазурная роспись
Фото №232739. Вазы парные «Косынка»Китай. Начало XX века
Фарфор, надглазурная роспись
Фото №232799. Ваза «Линчжи»Китай XIX век
Фарфор, надглазурная роспись
Фото №232835. Ваза «Ветка граната»Китай. Начало XX века
Фарфор, надглазурная роспись
Фото №232781. Вазы парныеКитай. Начало XX века
Фарфор, подглазурная, надглазурная роспись
Фото №232823. Ваза «Цветы и бабочки»Китаи. Середина XX века
Фарфор, надглазурная роспись
Фото №232409. Вазы парныеЯпония. XIX век
Фарфор, надглазурная роспись, позолота