14 марта по 10 апреля 2014 года в Ценрте «Эрмитаж-Казань» работает выставка «Восток — дело тонкое…».
Ольга Пиульская, Олеся Сидоренко
В экспозиции выставки представлены предметы коллекции восточного антиквариата галереи «Восточная Zаграница» и московских коллекционеров, сотрудничающих с галереей. На выставке экспонированы: японские эмали из частной коллекции Александра и Елены Тер-Акоповых (Москва), бронза и тибетские предметы коллекции Игоря Анатольевича и Надежды Владимировны Новиковых. Олеся и Галина Сидоренко, представляющие галерею с пиететом относятся к фарфору.
Общий план одного из залов экспозиции
Гуань инь / Окимоно «Они-яраи» / Вазы парные
1. Гуань инь. Китай. Конец XIX века. Селадон
2. Окимоно «Они-яраи». Япония. XIX век. Слоновая кость, резьба
3. Вазы парные. Китай. Конец XIX - начало XX века. Селадон
Фигурки «Красавицы»
Япония. XIX век
Фарфор, надглазурная роспись, позолота
Фигурка «Красавицы»
Япония. Конец XIX века
Металл, клуазоне
Трипод
Китай. Начало XX века
Бронза, литье
Гуань инь на слоне
Китай середина ХIХ века
Бронзе, литье
Свиток «Обезьяна в зарослях бамбука»
Япония. Конец XIX века
Шелк, цветная тушь
Свиток «Кари»
Япония. XIX век
Шелк, цветная тушь
Ширма
Китай. XIX век
Дерево, резьба
По бокам:
Диски «Би»
Китай. XIX век
Мыльный камень, шелковые кисти
На открытии выставки Олеся Сидоренко обозначила позицию галереи в собирании предметов ДПИ из Японии и Китая.
— В экспозиции выставки мы постарались показать все основные направления в ДПИ Дальнего Востока. У нас не разделяются искусство Китая и Японии. Внутри этих стран зачастую они относятся сепаратно. Китайцы считают, что китайское искусство первично. Но нам отсюда виднее. Мы видим общие направления, общие философские идеи, которыми пронизывают все декоративные предметы — заметила Олеся.
Пять выставочных залов Центра Эрмитаж-Казань вместили: фарфоровые вазы, чаши, стеклянные стаканы для кистей, бронзовые курильницы, скульптуры диски Би, жезлы Жу-и, инро, тушечницы и вазы из дерева, нефрита и другие редкие предметы. Свитки и вышивки на шелке и бумаге с уникальными орнаментами и изображениями — более ста предметов ДПИ Дальнего Востока от средних веков до современности.
Курильница
Китай. XVIII век
Бронза, литье, клуазоне
Чаша (рюмочная передача)
Китай. Конец XVIII века
Фарфор, подглазурная, надглазурная роспись, позолота
Уже из перечисленных названий становится ясно, что Восток — дело тонкое. Например, догадайтесь, для чего нужен жезл Жу-и? В переводе с китайского языка «Жу-и» означает «Будет, как пожелаешь». Его дарили тем, кто мечтает о карьере, авторитете, власти. Как правило, жезл Жу-и подчиненные преподносили своим начальникам, достигшим высокого социального положения.
Жезл «Жу-и»
Китай. Конец XIX века
Бронза, литье, нефрит
Другой интересный предмет, не понятный для европейцев — ритуальная раковина «шанкха». Это раковина крупного морского моллюска, обитающего в Индийском океане. Священная раковина украшена тибетским серебром (сплав меди, серебра и других металлов), инкрустирована бирюзой. В тибетском буддизме её шанкху называют дунг. Шанкха входит в список восьми благоприятных символов буддизма, аштамангала. В индуизме шанкха является одним из атрибутов Вишну. В шанкху трубят в ходе индуистских храмовых ритуалов, а в прошлом её также использовали на поле боя для созыва войска, оповещения об атаке или начале битвы.
Ритуальная раковина - шанкха
Тибет. Середина XIX века
С еребро, раковина, бирюза, чеканка, инкрустация
Мандала — сакральный геометрический символ сложной структуры, интерпретирующий модель вселенной, «карта космоса». Карл Густав Юнг идентифицировал мандалу как архетипический символ человеческого совершенства.
Мандала
Тибет. Середина XIX века
Серебро, бирюза, чеканка, инкрустация
Хотэй
Китай. Конец 19
Камень, резьба
Хотэй — один из самых популярных персонажей нэцкэ (миниатюрная скульптура, произведение японского декоративно-прикладного искусства). Хотэй считается воплощением Будды Майтреи. Прообразом Хотэя послужил китайский монах Цицы, предпочитавший монастырскому уединению многолюдные базары и скитавшийся по Китаю, зарабатывая на жизнь предсказанием погоды. Из имущества у него были лишь посох и мешок для подаяний, называемый хотэй, от которого монах и получил свое прозвище.
Вазы в экспозиции выставки, по количеству представленных предметов ДПИ занимают, вероятно, первое место. Смотрите и любуйтесь.
Ваза
Китай. Середина XX века
Фарфор, подглазурная роспись
Ваза «Львы ши дза»
Китай. XVIII век
Фарфор, подглазурная, надглазурная роспись
Ваза «Пожелание»
Китай. Конец XIX- начало XX века
Фарфор, надглазурная роспись, позолота
Ваза
Китай. Начало XX века
Медь, красный лак, резьба
Ваза «двойная» с крышкой
Китай. Начало XX века
Фарфор, надглазурная роспись
Вазы парные «Косынка»
Китай. Начало XX века
Фарфор, надглазурная роспись
Ваза «Линчжи»
Китай XIX век
Фарфор, надглазурная роспись
Ваза «Ветка граната»
Китай. Начало XX века
Фарфор, надглазурная роспись
Вазы парные
Китай. Начало XX века
Фарфор, подглазурная, надглазурная роспись
Ваза «Цветы и бабочки»
Китаи. Середина XX века
Фарфор, надглазурная роспись
Вазы парные
Япония. XIX век
Фарфор, надглазурная роспись, позолота