9 ноября 2012 года в Центре «Эрмитаж-Казань» прошла чреда мероприятий, связанных с открытием выставки «Блокадная виолончель». Первое — это собственно открытие выставки, второе — Первый концерт из цикла «Кремлевские вечера». Но оба культурных события связаны одним предметом, а именно «Блокадной виолончелью».
Фото №117654. Art16.ru Photo archive Блокадная виолончель из коллекции Санкт-Петербургского государственного музея театрального и музыкального искусства, представленная на выставке, выполнена мастером А. А. Ушаковым в Ленинграде в 1941—1956 гг. Авторская надпись на внутренней стороне деки гласит о том, что виолончель была задумана и создавалась в 1941 году в блокадном Ленинграде. Завершению помешала война. Там же в блокадном Ленинграде инструмент был поврежден, следы повреждений заметны и сегодня. В 1956 году виолончель была закончена Ушаковым, а в 1958 году инструмент поступил в ленинградскую коллекцию музыкальных инструментов.
Фото №117534. З.Валеева, А.Рахматуллина на концерте "Блокадная виолончель" Недавно поврежденный инструмент был отреставрирован скрипичным мастером Владимиром Китовым. После реставрации, проведенной на средства Татарской национально-культурной автономии Санкт-Петербурга (председатель Р. М. Яркаев) виолончель зазвучала.
Фото №117504. Владимир Васильевич Кошелев достает "Блокадную виолончель" Первый концерт был устроен 17 мая 2012 года в Белом зале Шереметьевского дворца в г. Санкт-Петербурге. Второе исполнение состоялось на открытии выставки «Блокадная виолончель» в Центре «Эрмитаж-Казань». Этот знаковый концерт открыл цикл «Кремлевских вечеров», которые отныне будет регулярно проходить на площадке Казанского Кремля.
Фото №117510. Владимир Кошелев с блокадной виолончелью Фото №117528. А.Абашев, С. Пономарев и "Блокадная виолончель" Сегодня же перед слушателями с концертной программой выступили лауреаты международных конкурсов, воспитанники Казанской государственной консерватории им. Н. Г. Жиганова, РТ: Артем Абашев (фортепиано) и Сергей Пономарев (виолончель А.Ушакова).
Фото №117516. Сочинения Д.Д.Шостаковича Фото №117564. Дирижерский пульт, за которым в блокадном Ленинграде была исполнена Седьмая В концерте прозвучали:
1. Соната для виолончели и фортепиано ре минор, соч. 40 (1934) Д. Д. Шостаковича (1906–1975);
2. Анданте из балета «Шурале», Ф. З. Яруллина (1913–1943).
Для исполнения Сергею Пономареву хранителем коллекции музыкальных инструментов Владимиром Кошелевым был передан музейный экспонат — виолончель мастера Алексея Алексеевича Ушакова, архитектора, яркого представителя отечественной школы скрипкостроения, ученика известного московского скрипичных дел мастера Е. Фитачека. Та самая «Блокадная виолончель».
Ольга Алексеевна Великанова, заведующая филиалом СПбГМТиМИ «Шереметевский дворец» на открытии выставки отметила:
— Выставка «Блокадная виолончель» связана с юбилеем коллекции Санкт-Петербургского государственного музея театрального и музыкального искусства, пережившей блокаду Ленинграда. Эта коллекция хранится в одном из старейших особняков Санкт-Петербурга, в Фонтанном доме Шереметьевского дворца.
Люди спасали и этот особняк от зажигательных бомб в Великую Отечественную войну, так же как и эту коллекцию музыкальных инструментов, одну из лучших в мире.
Фото №117462. На открытии выставки "Блокадная виолончель" Это юбилейная выставка, посвященная 300-летию Фонтанного дома. И 70-летию первого звучания Ленинградской Седьмой симфонии Д. Д. Шостаковича в осажденном, блокадном Ленинграде.
Фото №117678. Иванов В.В. 1906-1969. Из цикла "Дни и ночи Ленинграда". 1948 Симфонический оркестр ленинградского радиокомитета был создан в самое трудное блокадное время — зимой 1942. Для оркестра необходимо было найти 80 музыкантов. Искали повсюду: по фронтам, по госпиталям, по городу.
Фото №117576. Блокадный репродуктор Фото №117582. Сувенир-шарж, подаренный К.И.Элиасбергу оркестрантами Возглавивший оркестр дирижер Карл Элиасберг, к тому времени не мог ходить от истощения. 9 февраля 1942 года его привезли в стационар на детских саночках с диагнозом «алиментарная дистрофия 2-ой степени». А 9 апреля 1942 года он провел первую репетицию сводного оркестра. Струнная группа была подобрана, а вот с духовой были проблемы, музыканты физически не могли дуть в духовые инструменты. Некоторые падали на репетициях в обморок.
На самолете доставили партитуру Седьмой симфонии Д. Д. Шостаковича, которую композитор завершил в эвакуации. Начались репетиции.
Фото №117648. После концерта. 1986. Марттила Е.О.(1923) На одной из репетиций Карл Элиасберг вдруг не обнаружил Джавдата Айдарова, нашего земляка. На вопрос: «Где ударник?», ему ответили: " Он умер, он в морге!». Элиасберг не хотел этому верить, решил убедиться, так ли это. Когда он увидел Айдарова, оказалось, что тот еще дышит. Дополнительный кусочек хлеба возродил силы угасающей жизни. Впоследствии это было одним из самых ярких воспоминаний его жизни.
Фото №117690. Дневная норма хлеба жителя Ленинграда зимой 1942 года Фото №117684. Иванов В.В. 1906-1969. Из цикла "Дни и ночи Ленинграда". 1948 Джавдат Айдаров принял участие в концерте. Вообразите, с каким чувством и энтузиазмом исполнялось им соло для ударных на малом барабане, ведь без темы «Нашествия» Седьмую симфонию трудно себе представить.
Фото №117498. Надим Айдаров, Зиля Валеева О случае с Джавдатом Айдаровым поведал его внук Надим Айдаров.
Первое исполнение Седьмой симфонии Д. Д. Шостаковича в Ленинграде состоялось 9 августа 1942 года.
Фото №117474. Зиля Валеева, Елена Грушвицкая, Антонина Рухлова Елена Игоревна Грушвицкая, куратор выставки
рассказала об экспонатах, привезенных из Санкт-Петербурга.
— На выставке представлены рисунки блокадных художников, которые жили во время блокады, рисовали, то, что они видели вокруг. Среди экспонатов выставки эскизы декораций к спектаклям, которые шли во время блокады. Есть афиша Ленинградского городского театра, собравшего всех оставшихся в живых артистов, певцов, художников, для того чтобы люди города могли продолжать жить обычной человеческой жизнью, сохранять человеческий облик.
Самое страшное, что было во время блокады это голод и холод. Те предметы искусства, которые создавались в эти страшные годы, помогали жить и художникам, которые их создавали, и артистам, которые играли, пели в спектаклях, и тем, кто их смотрел.
Я сама из семьи блокадников, родилась уже после войны, но вся моя семья пережила блокаду. Все что связано с блокадой я слышала с детства. Блокада была мерилом всего. С детства мы слышали только об этом, и о хлебе, и о еде, которую надо было всегда доедать. Это все очень личное, об этом трудно говорить. Это личное я и хотела вложить в эту выставку.
Фото №117486. Альфия Рахматуллина
представитель Татарсой национально-культурной автономии Санкт-Петербурга
Представитель Татарской национально-культурной автономии Санкт-Петербурга Альфия Рахматуллина подарила Государственному музею театрального и музыкального искусства Санкт-Петербурга — Говорит Ленинград. Ольга Берггольц. 1980-е. Марттила Е.О.(1923), из цикла «Ленинградцы 41–42 годов», автолитография и Государственному историко-архитектурному и художественному музею-заповеднику «Казанский Кремль» — Студент Женя. 1986 Марттила Е.О. (1923). Из цикла «Ленинградцы 41–42 гг.», бумага, гравюра на картоне.
Фото №117480. Зиля Валеева, Владимир Кошелев Председатель Казанской городской общественной организации «Ветераны Великой Отечественной войны — жители блокадного города-героя Ленинграда» Антонина Анатольевна Рухлова рассказала одну поучительную историю:
Фото №117492. Зиля Валеева, Антонина Рухлова — Когда немцы окружали наш Ленинград, то они его окружали с комфортом. У них были радиоприемники и они ловили кому, что нравилось. Один немецкий воин слушал все время музыку нашего симфонического оркестра. Когда кончилась война, и стали открыты границы, он как турист приехал в Санкт-Петербург и первым делом попросил познакомить его с дирижером симфонического оркестра. Его познакомили с Карлом Элиасбергом. И он сказал: " Большое Вам спасибо за Вашу музыку. Когда я слушал Вашу музыку, то понял, что если блокадный, голодный, холодный Ленинград слушает эту музыку, и музыканты ее играют, то этот народ непобедим».
После церемонии открытия был просмотр фильма Кирилла Набутова то блокадном Ленинграде, а затем концерт.