15 января 2014 года в Центре современного искусства «Смена» открылась выставка абстрактного искусства «Оптические переживания».
У работы Нафикова Р. Фрагмент эксп.
В экспозиции выставки представлены работы четырех казанских художников, владеющих абстракционизмом, творческим методом, в основе которого лежит отказ от реалистичности в искусстве. Художники посредством цветных пятен, линий, штрихов интуитивно постигают сущность мира и делятся своим видением со зрителем.
На выставке созерцатель имеет возможность окунуться в мир нефигуративного искусства, цель которого «достижение „гармонизации“, создание определённых цветовых сочетаний и геометрических форм, дабы вызвать у зрителя разнообразные ассоциации».
Дина Ахметова
Дина Ахметова — научный сотрудник Института языка, литературы и искусства им. Г. Ибрагимова АН РТ, член Всероссийской ассоциации искусствоведов (АИС).
У работы Р.Нафикова "Шаман"
Экспозиция знакомит с творчеством Ильгизара Хасанова, Рашида Асадуллина, Рустама Салихова и Рамина Нафикова. У каждого художника свой путь в творчестве, индивидуальный подход, методы и изобразительные средства. Картины одного не похожи на картины другого, у них есть завуалированное абстрактное лицо.
У работы Нафикова Р. Фрагмент эксп.
Ильгизар Хасанов «Композиция»
2014 88x132 см, холст, масло
Ильгизар Хасанов «Ритмы III»
2006 87x78 см, холст, масло
Фрагмент экспозиции. Работы Рашида Асадуллина из серии «Спектральный анализ»
шелкография
Фрагмент экспозиции. Работы Р.Салихова
Рустам Салихов «Композиция №4»
2009 120x120 см, холст, масло
Рустам Салихов «Композиция» из серии «Необозримость мира»
2009 100x100 см, холст, масло
Организаторы выставки с большой ответственностью подошли к вопросу построения экспозиции, плодотворно поработали над светом: правильно подобрали и расставили источники освещения, кстати — большая редкость для казанских музеев и выставочных залов. К примеру, институт антиквариата МИА, созданный на частные средства и, казалось бы, должный предусматривать эти вопросы, удивляет некомпетентностью в вопросе освещенности залов. Что же говорить о государственных музеях, в которых на освещенность залов вообще не обращают внимание, ссылаясь на отсутствие средств. А ведь, казалось бы, вопрос несложный, специалистов множество — студийные фотографы, театральные и киноосветители, возможно телевизионщики. Так что Центр современного искусства порадовал. Выставка получилась яркой и запоминающейся.
В «народе» бытует мнение, что художники, люди неразговорчивые; создают картины, а рассказать о них не умеют, мол, все свои эмоции выплескивают на холст. Присмотревшись к экспонентам, делаю шаг в сторону Рамина Нафикова и не ошибаюсь…
— Рамин, у Вас все работы абстрактные?
Р.Н.:
— Видимо, да. Хотя я не знаю, насколько они абстрактны, стилизованные образы здесь есть. Абстракция — растяжимое понятие. Есть картины, где присутствует вот такой персонаж (Рамин обращает внимание на картину «Шаман»), есть, где нет ничего узнаваемого. Но все равно я делаю в работах некий спектакль.
— О чем Вы рассказываете?
Р.Н.:
— Ни о чем.
Рамин Нафиков «Кувшин»
2013 60x120 см, картон, см./техн., акрил, масло
— Вы говорите, делаете спектакль. Спектакль всегда о чем-то.
Р.Н.:
— Нет, может быть и ни о чем.
Рамин Нафиков «Белая планета»
2012 122x1 ОД см, картон, см./техн., акрил, масло
— Вы посредством красок и линий выплескиваете свои чувства на холст?
Р.Н.:
— Чувства выходят, но я конкретно не пытаюсь какие-то чувства выразить. Это все как-то само собой идет. Я создаю на холсте некую гармонию и красоту.
— Гармония она как раз в цвете, пятнах.
Р.Н.:
— Да согласен. Но картина не для того чтобы поставить пятно и это не какая-то мысль, идея. Некое колористическое отношение, отдаленный образ, с которого начинается работа, определенно есть, но в процессе работы картина выходит вперед, я следую за ней. Картина идет не по моей задумке. Мне интересно, что же будет потом; не то что я знаю и делаю, а куда все может привести. Всё очень интуитивно, неясно, подсознательно. Куда-то просто тянет, и ты чувствуешь: это правильно, а это не правильно, это то, а то нет.
Рамин Нафиков «У окна»
2013 100x135 см, холст, см./техн., акрил, масло
— А куда тянется рука с кистью и почему?
Р.Н.:
— Это один из важных моментов, работая создаешь гармонию и равновесие, решаешь, где какой цвет будет уместен. Смотришь, чтобы одно пятно не мешало другому и, в то же время, чтобы краски звучали. Добиваешься выразительности, которая присутствует у детей в рисунках: чистой эмоции, красивой линии, гармонии. Ты рисуешь ту линию, которая звучит, гармонизирует и должна воздействовать. Описать это словами, нет — это все на ощущениях. Картину трудно описать словами. Если бы я умел красиво говорить, я бы писал книги. Пишешь интуитивно, зыбко, не пересказать словами, то воздействие от картины, которое ощущаешь сам. Картины живут сами, и воздействие от картины может произойти еще до её завершения.
Рамин Нафиков «Ночь»
2009 110x120 см, холст, см./техн., акрил, масло
— С каким настроением Вы подходите к полотну?
Р.Н.:
— Картины пишутся долго. О настроении говорить не приходится. Может, когда плохое настроение, и рад бы подойти, да не можешь, не видишь картину. Пишешь не всегда, гораздо больше времени занимают моменты обдумывания, когда сидишь и размышляешь о ней. Работу «Шаман» я писал, наверное, года два, может больше.
Рамин Нафиков «Дерево»
2012 71x120 см, холст, см./техн., акрил, масло
— Ваши работы несут всегда положительную энергетику?
Р.Н.:
— Все что Вы видите, то она и несет. Картина может быть темной, светлой, но энергетика должна быть моя, так как я ее писал. Надеюсь, что от моих работ исходит позитив.
— Есть энергетически сильные работы и слабые.
Р.Н.:
— Так это выразительность и есть. Одни работы «мертвые», другие «живые». Написанные в любом стиле «живые» работы остаются на века. А «мертвые» картины не вызывают абсолютно никаких эмоций. Над этим и идет работа, чтобы картина получилась «живой», чтобы она воздействовала на зрителя. Это включает много, в т. ч., философию и образность. Образность есть и в абстракции, почему я и говорю, что делаю спектакль: через треугольники, полоски, просто через мешанину на холсте создается некий образ, не конкретный персонаж, а образ, спектакль, действо, мир внутри картины. Пятнышко — это образ, не персонаж, потому что нет литературы в картине. Если в картине появляется литература, она умирает, умирает образ. Если начинаются слова, то картина умирает. В этом я убежден.
Ильгизар Хасанов, Дина Ахметова, Рамин Нафиков, Рашид Асадуллин, Рустам Салихов