Блокадная виолончель. Выставка в Центре «Эрмитаж-Казань»
9 ноября 2012 года в Центре

Блокадная виолончель из коллекции

З.Валеева, А.Рахматуллина на концерте "Блокадная виолончель"
Недавно поврежденный инструмент был отреставрирован скрипичным мастером Владимиром Китовым. После реставрации, проведенной на средства Татарской

Владимир Васильевич Кошелев достает "Блокадную виолончель"
Первый концерт был устроен 17 мая 2012 года в Белом зале Шереметьевского дворца в г.

Владимир Кошелев с блокадной виолончелью

А.Абашев, С. Пономарев и "Блокадная виолончель"
Сегодня же перед слушателями с концертной программой выступили лауреаты международных конкурсов, воспитанники Казанской государственной консерватории им.

Сочинения Д.Д.Шостаковича

Дирижерский пульт, за которым в блокадном Ленинграде была исполнена Седьмая
В концерте прозвучали:
1. Соната для виолончели и фортепиано ре минор, соч. 40 (1934)
2. Анданте из балета «Шурале»,
Для исполнения Сергею Пономареву хранителем коллекции музыкальных инструментов Владимиром Кошелевым был передан музейный экспонат — виолончель мастера Алексея Алексеевича Ушакова, архитектора, яркого представителя отечественной школы скрипкостроения, ученика известного московского скрипичных дел мастера Е. Фитачека. Та самая «Блокадная виолончель».
Ольга Алексеевна Великанова, заведующая филиалом СПбГМТиМИ «Шереметевский дворец» на открытии выставки отметила:
— Выставка «Блокадная виолончель» связана с юбилеем коллекции
Люди спасали и этот особняк от зажигательных бомб в Великую Отечественную войну, так же как и эту коллекцию музыкальных инструментов, одну из лучших в мире.

На открытии выставки "Блокадная виолончель"
Это юбилейная выставка, посвященная

Иванов В.В. 1906-1969. Из цикла "Дни и ночи Ленинграда". 1948
Симфонический оркестр ленинградского радиокомитета был создан в самое трудное блокадное время — зимой 1942. Для оркестра необходимо было найти 80 музыкантов. Искали повсюду: по фронтам, по госпиталям, по городу.

Блокадный репродуктор

Сувенир-шарж, подаренный К.И.Элиасбергу оркестрантами
Возглавивший оркестр дирижер Карл Элиасберг, к тому времени не мог ходить от истощения. 9 февраля 1942 года его привезли в стационар на детских саночках с диагнозом «алиментарная дистрофия
На самолете доставили партитуру Седьмой симфонии

После концерта. 1986. Марттила Е.О.(1923)
На одной из репетиций Карл Элиасберг вдруг не обнаружил Джавдата Айдарова, нашего земляка. На вопрос: «Где ударник?», ему ответили: " Он умер, он в морге!». Элиасберг не хотел этому верить, решил убедиться, так ли это. Когда он увидел Айдарова, оказалось, что тот еще дышит. Дополнительный кусочек хлеба возродил силы угасающей жизни. Впоследствии это было одним из самых ярких воспоминаний его жизни.

Дневная норма хлеба жителя Ленинграда зимой 1942 года

Иванов В.В. 1906-1969. Из цикла "Дни и ночи Ленинграда". 1948
Джавдат Айдаров принял участие в концерте. Вообразите, с каким чувством и энтузиазмом исполнялось им соло для ударных на малом барабане, ведь без темы «Нашествия» Седьмую симфонию трудно себе представить.

Надим Айдаров, Зиля Валеева
О случае с Джавдатом Айдаровым поведал его внук Надим Айдаров.
Первое исполнение Седьмой симфонии

Зиля Валеева, Елена Грушвицкая, Антонина Рухлова
Елена Игоревна Грушвицкая, куратор выставки
рассказала об экспонатах, привезенных из
— На выставке представлены рисунки блокадных художников, которые жили во время блокады, рисовали, то, что они видели вокруг. Среди экспонатов выставки эскизы декораций к спектаклям, которые шли во время блокады. Есть афиша Ленинградского городского театра, собравшего всех оставшихся в живых артистов, певцов, художников, для того чтобы люди города могли продолжать жить обычной человеческой жизнью, сохранять человеческий облик.
Самое страшное, что было во время блокады это голод и холод. Те предметы искусства, которые создавались в эти страшные годы, помогали жить и художникам, которые их создавали, и артистам, которые играли, пели в спектаклях, и тем, кто их смотрел.
Я сама из семьи блокадников, родилась уже после войны, но вся моя семья пережила блокаду. Все что связано с блокадой я слышала с детства. Блокада была мерилом всего. С детства мы слышали только об этом, и о хлебе, и о еде, которую надо было всегда доедать. Это все очень личное, об этом трудно говорить. Это личное я и хотела вложить в эту выставку.

Альфия Рахматуллина
представитель Татарсой национально-культурной автономии Санкт-Петербурга
Представитель Татарской

Зиля Валеева, Владимир Кошелев
Председатель Казанской городской общественной организации «Ветераны Великой Отечественной войны — жители блокадного

Зиля Валеева, Антонина Рухлова
— Когда немцы окружали наш Ленинград, то они его окружали с комфортом. У них были радиоприемники и они ловили кому, что нравилось. Один немецкий воин слушал все время музыку нашего симфонического оркестра. Когда кончилась война, и стали открыты границы, он как турист приехал в
После церемонии открытия был просмотр фильма Кирилла Набутова то блокадном Ленинграде, а затем концерт.
