Фото №43855. Корки декорации к балету П.И. Чайковского "Спящая красавица". 1959бумага, акварель, фломастер
Собственность семьи автора Корки декорации к балету П.И. Чайковского "Спящая красавица". 1959
бумага, акварель, фломастер Собственность семьи автора
26 февраля 2010 г. в Национальной художественной галерее «Хазинэ» прошла церемония открытия персональной выставки театрального художника, графика и архитектора Петра Тихоновича Сперанского.
Фото №43805. Эскиз декораций к опере Ш.Гуно "Фауст". 1960Бумага, акварель
Собственность семьи автора Эскиз декораций к опере Ш.Гуно "Фауст". 1960
Бумага, акварель Собственность семьи автора
В залах «Хазинэ» собрались любители театра, искусствоведы, люди, лично знавшие Петра Тихоновича, родственники художника.
О Петре Тихоновиче Сперанском можно говорить бесконечно долго. Театральный художник, автор архитектурных проектов, исследователь, педагог, общественный деятель. Но все же, основной вклад он внес в развитие в театрально-декорационное искусство Татарстана.
Фото №43825. Мама — Сенникова Мария. 1920собственность семьи автора Мама — Сенникова Мария. 1920
собственность семьи автора
Петр Тихонович Сперанский родился в 1890 году в Казани. С детства мечтал стать служителем Мельпомены. Дебютировал как актер в театральной студии. И никогда не думал, что придет в театр в какой-то другой ипостаси, нежели актер. Но судьба распорядилась иначе. В театральной студии, где играл Петр Сперанский, как-то узнали, что он учится в художественной школе, и попросили, чтобы он оформил спектакль по пьесе Островского. За свой труд П. Сперанский получил большую, по тем временам сумму, 200 рублей. Затем последовало оформление Сперанским еще нескольких любительских спектаклей. Талантливого художника заметили. После окончания им Казанской художественной школы предложили оформить спектакль «Демон». Именно, оформление этого спектакля сам Петр Тихонович и считал началом своей театральной карьеры. Уже в 1915 году, совместно с П.П. Беньковым, Сперанский создает декорации к операм «Аида» Джузеппе Верди, и «Руслан и Людмила» Михаила Ивановича Глинки.
Фото №43830. Николаевская Софья Михайловна (племянница)собственность семьи автора Николаевская Софья Михайловна (племянница)
собственность семьи автора
Сперанскому повезло с педагогами. Его учителями были Николай Иванович Фешин, Павел Петрович Беньков, Карл Людвигович Мюфке, архитектор, Петр Иванович Абрамычев, архитектор-художник, Александр Владимирович Григорьев, художник. От каждого педагога Петр брал крупицу знаний и воплощал в своих работах. Уже в ранних работах Петра Тихоновича Сперанского видна яркая индивидуальность. В тоже время работам Сперанского свойственны высокая живописная культура, глубокие архитектурные познания и приверженность натуре. Петр Тихонович считал, что работа с натурой необходима для художников всех направлений. И сам придерживался этой «истины» всю свою творческую жизнь.
Фото №43835. Эскиз декораций к опере М.И. Глинки "Иван Сусанин". 1951картон, темпера
Собственность семьи автора Эскиз декораций к опере М.И. Глинки "Иван Сусанин". 1951
картон, темпера Собственность семьи автора
Петр Тихонович Сперанский при создании декораций, посредствам архитектурного мышления, создавал глубокое сценическое пространство. При взгляде на декорированную сцену, исполненную по эскизам художника, у зрителя возникала иллюзия реальности. Если была постановка пьесы А.П.Чехова «Вишневый сад», то пред зрителями был действительно сад, и казалось, что зрительный зал наполнен вишневым ароматом, а на губах ощущается вкус вишни.
Фото №43840. Эскиз декораций к опере М.И. Глинки "Иван Сусанин". 1951бумага, гуашь
Собственность семьи автора Эскиз декораций к опере М.И. Глинки "Иван Сусанин". 1951
бумага, гуашь Собственность семьи автора
П.Т. Сперанский владел рисунком, законами перспективы, сценическим пространством. Четко делил сцену на передний, средний и дальний планы, придавая ей глубину и масштабность. Петр Тихонович виртуозно вписывал в пространство сцены архитектурные ансамбли, прорисовывая архитектурные элементы до мелочей. Таким образом, через архитектурную форму он приходил к сценическому образу. И в этом ему, конечно же, помогала большая эрудиция, архитектурные познания, знание истории.
Фото №43845. Эскиз декораций к балету Р.М. Глиэра "Медный всадник".1963бумага, акварель. белила
Собственность семьи автора Эскиз декораций к балету Р.М. Глиэра "Медный всадник".1963
бумага, акварель. белила Собственность семьи автора
«Коренной казанец, влюбленный в свой народ, свой родной город, любящий татар» - таким вспоминает Петра Тихоновича Сперанского заведующая музейными фондами татарского театра оперы и балета Рамзия Идиатуловна Такташ. Софья Даниловна Кузьминых, художник декоративно-прикладного искусства, в одно время, была соседкой Сперанского, их дома находились на улице Дегтярной города Казани, часто бывала дома у Петра Тихоновича, и в его театральной мастерской. И дома, и в мастерской Петра Тихоновича окружали предметы народного творчества татар: намазлыки, фартуки, полотенца, привезенные из этнографических экспедиций, в которых Сперанский был вместе с П.М. Дульским, Н.И. Воробьевым.
Фото №43850. Эскиз декораций к опере Ж.Бизе "Кармен". 1958картон, темпера
Собственность семьи автора Эскиз декораций к опере Ж.Бизе "Кармен". 1958
картон, темпера Собственность семьи автора
Образцы ДПИ были повсюду; на креслах, стульях, полках. Предметами народного творчества Сперанский восхищался, и они же вдохновляли художника на творчество. Сперанский очень настаивал, на том, чтобы, тогда еще юная художница Софья Кузьминых, занималась татарским народным творчеством. «Сонечка, обрати внимание, как простая татарка брала, то, что видела у себя под ногами. Луга, цветы,… как вышивали казанские татарки и сельские. Сколько жизни, экспрессии, жизнеутверждающей гаммы в народных вышивках!» - говорил Петр Тихонович. И это происходило в то время, когда считалось, что «Татарский орнамент не достоин, чтобы писать об этом книги. В училище изучали вышивки народов СССР, а о татарской вышивке ничего не было,… дикий красный, зеленый цвета, нет гаммы, колорита» - рассказывает Софья Даниловна. «Мы последние из Могикан. Вот я, вот Петя. Пожалуйста, не бросайте татарское искусство» - эти слова П.М. Дульского и неоднократные призывы П.Т. Сперанского определили судьбу видного художника декоративно-прикладного искусства Татарстана, Софьи Даниловны Кузьминых.
Фото №43855. Корки декорации к балету П.И. Чайковского "Спящая красавица". 1959бумага, акварель, фломастер
Собственность семьи автора Корки декорации к балету П.И. Чайковского "Спящая красавица". 1959
бумага, акварель, фломастер Собственность семьи автора
Кипучая энергия Петра Тихоновича Сперанского, в деле популяризации народного татарского искусства, способная увлечь других художников, конечно же, находила выход и в творчестве самого Петра Сперанского.
«Художественно-декорационные работы Сперанского яркие, броские, очень декоративные, обусловлены жанром спектаклей. Он проявляет дар театрального художника. Драпировки, задники, падоги, живописны, богато орнаментированы. Он умело использует орнамент. Умело вплетает в пространство сцены полотенце, кусочек татарской вышивки» - так характеризует национальный аспект творчества Сперанского зав. отделом изобразительного и декоративного искусства ИЯЛИ им. Г.Ибрагимова АН РТ, Султанова Рауза Рифкатовна.
Фото №43870. Эскиз декорации к опере П.И. Чайковского"Пиковая дама". 1947бумага. гуашь
Собственность семьи автора Эскиз декорации к опере П.И. Чайковского"Пиковая дама". 1947
бумага. гуашь Собственность семьи автора
Рауза Рифкатовна досконально изучает творчество Петра Тихоновича Сперанского, много времени проводит в архивах. Сегодня она принесла на открытие выставки уникальные фотографии: эскизы к спектаклям и изображение Пети Сперанского, с поясняющей фотографию подписью: «20 декабря 1895г. исполнилось 5 лет. 1 аршин, 7 вершков». Таким образом, Рауза Султанова установила точную дату рождения П.Т. Сперанского.
Фото №43885. Эскиз полотенца с растительным орнаментом на светлом фонебумага, гуашь, серебряная и бронзовая краска
Собственность семьи автора Эскиз полотенца с растительным орнаментом на светлом фоне
бумага, гуашь, серебряная и бронзовая краска Собственность семьи автора
Рассматривая работы Петра Тихоновича, замечаешь, что среди них нет ни одной шаблонной. Все они оригинальны. В 1960-х годах, обсуждая выставку театральных работ П.Т.Сперанского, заметили, что тысячу раз уже была оформлена опера Михаила Ивановича Глинки «Иван Сусанин» («Жизнь за царя»), но никто не видел такого Ивана Сусанина.
Всесоюзную известность получил спектакль «Король Лир», 1945г., в оформлении Сперанского. Художественно-декорационная работа Петра Тихоновича Сперанского в этом спектакле считается достоянием татарской культуры, достижение всего советского театрального искусства.
Фото №43895. Эскиз растительного орнамента для ичигабумага, гуашь
Собственность семьи автора Эскиз растительного орнамента для ичига
бумага, гуашь Собственность семьи автора
Эскизы к операм «В бурю», «Алтынчеч», «Башмагым», «Князь Игорь», «Фауст», «Лебединое озеро», «Снегурочка», к балету «Шурале» вот крупица, созданного корифеем художественно-декорационного искусства. Все его работы перечислить трудновато.
Также невозможно недооценить вклад Петра Тихоновича Сперанского в художественно-декорационное искусство. Сперанский – это эпоха. Вот как вспоминает о далеких 1950-х годах Розалина Шагеева: «Татарский академический государственный театр оперы и балета им. Мусы Джалиля перешел в новое здание на площадь Свободы в 1956 году. Театр открылся премьерой оперы Н. Жиганова «Алтынчеч» (сентябрь 1956 г.), в октябре - первый балетный спектакль «Лебединое озеро» П.И. Чайковского, затем была опера «Джалиль» Н. Жиганова. Сперанский, Сперанский, Сперанский!… Выставили амфитеатр напротив оперного театра. И он стал называться площадкой Сперанского».
Фото №43910. Дом Кекинабумага, акварель
Собственность семьи автора Дом Кекина
бумага, акварель Собственность семьи автора
Тишина. Открывается занавес. Раздаются аплодисменты. Так встречал зритель спектакли, оформленные Петром Тихоновичем Сперанским. Художник много работал, писал эскизы и делал макеты к каждому спектаклю, зная, что после того как спектакль уходит со сцены. Уходит его труд. Он уходит фактически в небытие. В 1940-60 гг. театры были бедные. И сейчас перед ними финансовые трудности. «Мы не можем закупать эскизы декораций, костюмов, художников, уходящих из театра и создавать эти коллекции, чтобы потом можно было восстановить эти спектакли при необходимости» - сетует заведующая музейными фондами татарского театра оперы и балета Рамзия Идиатуловна Такташ, - «нет до сих пор монографии о Петре Тихоновиче Сперанском. Долг перед Сперанским, издать монографию. Чтобы его работы дошли до зрителя».
На данной выставке представлено более 150 работ. Среди них 104 эскиза декораций и костюмов, 20 пейзажей в акварели, более 40 рисунков с орнаментальными композициями, по которым был издан альбом «Татарский народный орнамент» в 1948 и 1953 гг., фотографии из личного архива художника.
Фото №43925. Портрет художника Сперанского П.Т. 1952картон, темпера
Собственность семьи автора Портрет художника Сперанского П.Т. 1952
картон, темпера Собственность семьи автора
Выставка организована ГМИИ РТ при содействии ИЯЛИ им. Г. Ибрагимова, на основе работ из собрания Государственного музея изобразительных искусств РТ и частной коллекции художника Любови Сперанской, при активном участии Владимира Попова.
В декабре 2010 года, в День театра в фойе Татарского государственного академического театра им. Г.Камала, к 120-летию со дня рождения П.Т.Сперанского откроется выставка Петра Тихоновича. Будем надеяться, что монография о Петре Тихоновиче Сперанском выйдет в свет.
Фото №43945. Церемония открытия выставки Сперанского П.Т. Церемония открытия выставки Сперанского П.Т.
Материал подготовлен по выступлениям на открытии выставки П.Т.Сперанского:
Ольги Львовны Улемновой, искусствоведа,
Раузы Рифкатовны Султановой, зав. отделом изобразительного и декоративного искусства ИЯЛИ им. Г.Ибрагимова АН РТ,
Розалины Гумеровны Шагеевой, искусствоведа,
Софьи Даниловны Кузьминых, художника декоративно-прикладного искусства,
Рамзия Идиатуловны Такташ, заведующей музейными фондами Татарского академического государственного театра оперы и балета имени Мусы Джалиля (ТАГТОиБ им. М.Джалиля),
Юрия Алексеевича Благова, заведующего музеем Казанского академического Большого драматического театра им. В. И. Качалова.
Елена Сунгатова, март 2010г.
Смотреть все фото ->
Комментарии
Очень
Здравствуйте Гость. Вообще,
Добрый день! Организаторам
Кстати, сейчас делаю проект
Уважаемый Автор статьи.
В планах пока нет.