Фото №43526. Баки Идрисович Урманче
22 февраля 2011 года в Музее им. Б.И.Урманче состоялся вечер-памяти Баки Идрисовича Урманче (тат. Бакый Идрис улы Урманче), (23 февраля 1897 года — 6 августа 1990 года).
Фото №43531. Скульптура Б. Урманче, салфетка с похорон Баки Урманче - народный художник РСФСР, народный художник ТАССР, заслуженный художник Казахской ССР, лауреат премии имени Габдуллы Тукая, каллиграф, скульптор, поэт, полиглот (знал 11 языков), знаток арабских книг, борец за сохранение культурного наследия татарского народа, образованнейший человек нашей эпохи. Как по кирпичику возводится здание, так и Баки Урманче выстраивал свою жизнь, неутомимо овладевая все новыми и новыми знаниями, навыками.
Фото №43111. Мемориальная доска на Черки-Гришинской средней общеобразовательной школеНа фундаменте дома, где жил Баки Урманче, построена средняя школа. Мемориальная доска повествует о сем факте. Баки Урманче родился 23 февраля 1897 года в деревне Куль-Черкене Тетюшского уезда Казанской губернии (Буинский район РТ) в семье указного муллы Идриса Хасановича Урманче - мугаллима (учителя) в медресе и Бибимахзубы Калимулловны (вышивальщицы).
Фото №43104. Здесь прошло детство Баки Идрисовича УрманчеВдали видна мечеть. У мечети расположилось кладбище д. Куль-Черкене. Тягу к знаниям Баки Урманче унаследовал от своего отца. В 1907 году Идрис Хасанович посылает десятилетнего Баки на учебу в новометодное медресе «Мухаммадия» ( в Казани). Там Баки увлекается историей народов Востока, изучает турецкий, арабский, персидский языки. Но в медресе не учат рисованию, а мальчику так хотелось овладеть этим искусством сполна.
Фото №53613. Баки Идрисович Урманче возле дома (scan.) С раннего детства он наблюдал за работой мамы - Бибимахзубы Калимулловны, брался за карандаш и выводил татарские орнаменты, подражая ее занятию. Как профессиональная вышивальщица Бибимахзуба Калимулловна использовала для работы множество национальных узоров, нередко придумывала их сама.
Фото №14636. Девушка в жёлтом. 1928. Урманче Б.И.холст, масло Для Баки овладение приемами изобразительного искусства стало целью, к коей мальчик стал стремиться. В 1913 году Баки, будучи шакирдом медресе, сдает экзамены в Казанскую художественную школу. Проваливает экзамен по Закону Божиему, также ему не хватает уровня художественной подготовки, добавим еще тот факт, что для татарской молодежи был затруднен доступ к художественному образованию, закрыты двери музеев, недоступны выставки художников. Поэтому провал на экзаменах в художественное заведение мальчика из татарской семьи не такая уж неожиданность.
Фото №14642. Татарин в белой шляпе. 1928. Урманче Б.И.Холст, масло Но Баки не оставляет свою мечту. Из-за тяжелого материального положения семьи в 1914 году он оставляет учебу в медресе «Мухаммадия» и вступает во взрослую жизнь, отправляется на заработки. Он преследует две цели: помочь родителям и накопить средства для поступления в художественную школу. Баки Урманче был рабочим на Надеждинском заводе ( на Урале), шахтером Донбасса, учителем а Тарханах (Тамбовская губерния). Во время первой мировой войны служил в Средней Азии (в Коканде, 1916-1917гг.) в царской армии, где увидел впервые кисти и краски в руках австро-венгерских военнопленных. В 1917–1919 годах был инструктором Наркомпроса и писал художественные панно для клубов, школ. Революция открыла Урманче путь в высшие художественные заведения. Помня о первом неудачном опыте поступления в КХШ Баки Урманче, работая школьным инспектором в Глазове, посещает художественную студию. Уроки в изостудии помогли при поступлении Б.Урманче в Казанскую художественную школу ( с 1918 года - Свободные художественно-технические мастерские (ВУЗ)). В 1919 году Баки Урманче становится первым татарским студентом, получающим высшее художественное образование. Студент-татарин Б.Урманче учиться скульптуре у Г.И.Козлова, живописи у В.К.Тимофеева и графике у Н.С.Шикалова. Затем — ВХУТЕМАС в Москве (1920-1926), где он учился скульптуре и живописи. Его учителями были А. Голубкина (скульптура) и А. Шевченко (живопись). Одновременно с учебой на живописном и скульптурном факультетах Баки Идрисович продолжает изучение иностранных языков. Правда из-за нехватки времени окончить институт Востоковедения ему не удается, но все же два курса этого Вуза Баки Идрисовичем прослушаны и сданы. После окончания ВХУТЕМАСа Баки Идрисович Урманче возвращается в Казань. Становится заведующим учебной частью и преподавателем Казанского художественного училища. Б. Урманче много работает: пишет картины (портрет, пейзаж), делает книжно-журнальные иллюстрации (рисунок, офорт), организует художественно-керамические мастерские, пишет статьи и читает лекции.
Фото №43521. Б, Урманче с учениками. Казанская художественная школа В это же время при Доме татарской культуры Урманче организовывает секцию изостудии. В рабочем плане секции главное место занимает организация экспедиций по изучению памятников архитектуры татарского народа и сбора предметов ДПИ (декоративно-прикладного искусства).
Фото №69533. Баки Урманче с родственниками (1933) 1929-1933 - концлагерь на Соловках привнес в жизненную копилку Б.Урманче хоть и печальный, но все же опыт. Знакомство с интересными людьми, овладение несколькими языками, сотрудничество с Соловецкой газетой «Перековка» в качестве художника.
Фото №43396. Справка о реабилитации Баки Урманче. 1989 г. После лагерей Урманче поселяется в Москве (1933-1941). Становится членом Союза художников СССР. Оформляет Всесоюзную сельскохозяйственную выставку. В 1934 году принимает участие в первой выставке молодых художников России. В 1937 году становится членом Московского отделения Союза художников.
Фото №14726. Сара ханум с Ильдаром.1937/Автопортрет. Урманче Б.И.холст, масло Фото №43386. Б. Урманче. 1936 В 1941 Б. Урманче приглашают в Алма-Ату для участия в подготовительных работах к празднованию 100-летия народного казахского поэта Абая. Творческая командировка с началом войны превратилась в эвакуацию.
Фото №43501. Фото: Скульптура «Братское сердце». 1949С 1942 года Урманче регулярно участвовал в республиканских выставках Казахстана, Узбекистана. В Казахстане Баки Идрисович прожил до 1956 года. За это время им создано было немало работ: портретная галерея деятелей истории и культуры республики (Дины Нурпеисовой, М. О. Ауэзова, 1941; С. Муканова, С. И. Жандарбековой, К. И. Сатпаева, 1943; М. Габдуллина, 1945; С. Д. Луганского, 1946); исторические полотна «Штаб Амангельды» (1944), «Абай за работой» (1945), «Великий переход Джангильдина» (1948); многочисленные пейзажи Алма-Аты, Балхаша, Гурьева; скульптурные работы — бюст П. М. Виноградова(1957), проекты памятников Абаю (1944), ибн-Сине (1956); монументально-декоративные — барельефы, фигуры («Забойщик», «Матрос»), композиция «Мир» (1954, Дворец культуры, город Балхаш), майоликовое панно и скульптура (1954, Балхашский медеплавильный завод); графические — иллюстрации к роману М. О. Ауэзова «Абай» (1946), к казахским сказкам (1950) и другие. Заслуги Баки Урманче были оценены и он стал заслуженным художником Казахской ССР.
Фото №14660. Сбор винограда. 1958. Урманче Б.И.холст, масло В 1958 г. по приглашению правительства Татарстана Б. И. Урманче возвратился на родину, в Казань. Известный татарский писатель и ученый Наки Исанбет, определяя роль Б.И.Урманче в истории татарской культуры, сказал: «Баки Урманче – патриарх нашего изобразительного искусства, голова, аксакал. Когда нас спрашивают, кто основоположник татарской поэзии и музыки, мы отвечаем: Г.Тукай и С.Сайдаш. Когда нас спрашивают, кто основоположник татарского изобразительного искусства, мы отвечаем: Баки ага Урманче» («Казан утлары», 1969, №12).
Фото №43401. Б. Урманче в мастерской Фото №43371. Шамаиль «Бог прекрасен и любит красоту» Фото №14666. Купание коней. 1975. Урманче Б.И.картон, темпера С 1958 по 1990 год - называют казанским периодом жизни Баки Идрисовича Урманче. Живопись, графика, архитектура, театрально-декорационное искусство, иллюстрация, каллиграфия, но главной в казанский период творчества стала скульптура.
Скульптурный портрет Г.Тукая стал первым в серии портретов выдающихся людей Татарстана. Ф. Амирхан, Г. Камал, Г. Ибрагимов, Н.Жиганов, М. Джалиль, Дэрдменд., К. Гали — далеко не полный перечень портретной галереи, созданной мастером.
Фото №43641. Бюсты, выполненные Б. Урманче Фото №43646. Бюсты, выполненные Б. Урманче Фото №14720. Раздумье. 1966. Урманче Б.И.дерево В 1967 году за серию скульптурных портретов Б. И. Урманче была присуждена Республиканская премия им. Г. Тукая. В 1976 году создает Тукаевский комплекс, посвященный поэту Габдулле Тукаю. В 1972 году Баки Идрисовичу Уманче было присвоено почетное звание заслуженного художника РСФСР, в 1977 году – звание народного художника РСФСР. Он был награжден орденом Трудового Красного Знамени (1977) и Дружбы народов (1987).
Фото №43571. Портрет Б. Урманче, кисти. краски художника Баки Урманче был разносторонней творческой личностью. Самые продуктивные утренние часы он проводил за работой в мастерской.
Фото №14702. В предгорьях Урала. 1979. Урманче Б.И.холст, масло Фото №14708. Сююмбике. 1980. Урманче Б.И.дерево За работой он часто слушал музыку, или напевал сам. Надо сказать, что Баки Идрисович обладал сильным баритоном. Пел не только в кругу семьи, но и публично. В его репертуаре десятки народных песен татар, башкир, казахов. Музыкальные вкусы Урманче отличались большим разнообразием. Предпочтение он отдавал И.С.Баху, Л.Бетховену, Д.Шостаковичу, С.Сайдашеву, Ф.Яруллину, М.Музафарову и, конечно народной музыке.
Фото №14678. Сенокос в Салтыке. 1979. Урманче Б.И.холст, темпера Б. Урманче играл на скрипке и даже мастерил ее сам. В свободные от работы в мастерской часы много читал, писал и сочинял стихи. Его любимыми авторами были: Саади и Гёте, Хайям и Хикмет, Абайи Байрон. Произведения, наиболее близких ему по духу авторов, Урманче читал в оригинале наизусть. Поэзия Б.Урманче философична: Тоскующую душу мне один лишь озаряет лучик — твоя любовь. Мой друг! Свет нежности твоей Горит в светильнике Моей души.
Как человек, обладающий недюжим талантом во многих областях искусства он притягивал к себе творческих людей. Дом Урманче всегда был полон гостей. По праздникам лучшие музыканты Казани исполняли в его честь концертные программы.
Фото №53609. Портрет Фираи Закировой И после смерти Баки Идрисовича в День его рождения на вечера памяти собираются его друзья, родные, ученики, чтобы отдать дань уважения его талантам.
Фото №43591. Посмертная маска Воспоминания о Баки Урманче, музыка, стихи - неотъемлемая атрибутика таких вечеров.
Фото №69549. Гости вечера памяти Баки Урманче Фото №69564. Ринат Еникеев, композитор Фото №69559. Гульчена Харисовна Абилова, экскурсовод музея Баки Урманче Фотографии были сделаны автором статьи в 2010 году во время поездки в Буинский краеведческий музей и д. Куль-Черкене Буинского района, в выставочных залах НХГ «Хазинэ».