13.04.2010. Вытавка акварели в ГМИИ РТ.
Фото №54670. Фрагмент экспозиции выставки акварели «Татарстан — наш общий дом» Акварель (фр. aquarelle - водянистая ; итал. acquarello) - живописная техника, использующая специальные акварельные краски, при растворении в воде образующие прозрачную взвесь тонкого пигмента и позволяющая за счёт этого создавать эффект лёгкости, воздушности и тонких цветовых переходов. Акварель совмещает особенности живописи (богатство тона, построение формы и пространства цветом) и графики (активная роль бумаги в построении изображения, отсутствие специфической рельефности мазка, характерного для живописной поверхности).
Фото №54621. На открытии выставки «Татарстан — наш общий дом» Немного истории:
Акварель существует с древних времен: в Древнем Египте ею раскрашивали папирусы, была знакома этрускам.
Фото №54628. Яблоня. 2009 С момента изобретения бумаги в Китае, во II веке, использовалась и там. Мягкость китайской бумаги не позволяла делать на ней многократные наслоения, она требовала нанесения живописного пятна сразу в полную насыщенность, а для уточнения деталей использовался кончик кисти или перо. Исконным материалом в искусстве китайских художников считалась тушь. С годами улучшалось качество бумаги, но приверженность традициям нанесения рисунка оставалась. Китайские художники стремились запечатлеть жизненно правдивые мгновения в явлениях природы, передавая не только форму животных или птиц, но и неповторимый миг движения. И акварель, как нельзя лучше, подходит для этого.
Фото №54640. Подсолнухи. 2009 Расцвет классической водяной техники, идентичной акварельной наблюдается в период династии Тан (VIII веке). В те времена, именитые художники служили во дворцах императоров в качестве секретарей. Секретарь императорского дворца должен был помимо таланта живописца иметь и литературные таланты. Содержание картины нередко сопровождалось стихотворным текстом - иероглифом.
Фото №54646. Портрет старика. 2008 В средние века акварельные краски использовались для иллюстрации и украшения рукописных книг (миниатюры, орнаменты).
С XV века, с появлением гравюры на дереве, акварелью раскрашивают оттиски, чертежи, рисунки.
Фото №54652. Цветы. 2008 В эпоху Возрождения появляются акварельные пейзажи. К акварели обращаются Дюрер, А. Ван Дэйк, Дж.Кастильоне, К.Лоррен. Но это лишь единичные случаи.
Первый расцвет акварели наблюдается во второй половины XVIII века. Он совпадает с упадком монументальной стенной живописи и со временем увлечения рисованием непосредственно с натуры. Родиной акварельной живописи, в современном понимании, считается Англия. Полотна Томаса Гертина, Дж.Тернера, Дж. Селла Котмэна , по праву - национальная гордость англичан. Усилиями Пола Сэндби и выше перечисленных, Томаса Гертина, Джозефа Тернера в 1804 году было основано Общество акварелистов .
Фото №54688. Художник Зуева Татьяна Андреевна, 1998 К середине XIX века школы акварельной живописи появились почти во всех странах Европы, включая Россию. И это второй расцвет акварели. Начался он с Джейма Эббота Макнил Уистлера (1834-1903) - англо-американского художника, мастера живописного портрета в полный рост, офорта и литографии, одного из предшественников импрессионизма и символизма. Уистлер в поздних произведениях, особенно пейзажах с видами Лондона, использует разведённые, по-акварельному прозрачные краски, которые передают ощущение зыбкой подвижности атмосферной среды Лондона с его туманами, дождями. Чуть позже, Сарджент Дж. Сингер (1856- 1925) - американский художник, портретист и живописец интерьеров с 1890-х гг. оставляет портретную живопись и увлекается акварельными пейзажами в духе импрессионизма. И это уже не единичные явления.
В XIX веке к акварели обращаются художники многих стран и школ: Э. Делакруа, О. Домье, П. Гаварни, А. Менцель, И. Е. Репин, В. И. Суриков, М. А. Врубель. Продолжается расцвет английской школы - Дж. Тёрнер, Дж. С. Котмен, Р. Бонингтон, У. Кэллоу и др.Акварели отдали дань Поль Синьяк, и Поль Сезан во Франции, Морис Прендергаст и Сарджент Дж. Сингер в США, а затем Василий Кандинский, Эмиль Нольде, Эгон Шиле, Пауль Клее и Рауль Дюфи.
Фото №54718. На озере Яльчик. 2009 Относительно России, можно сказать, что развитие русской акварели в XIX веке связано с именами Ивана Раулова, Людвига Премацци, Платона Бориспольца, братьев Чернецовых.
В 1839 г. группой русских художников был изготовлен альбом акварельных рисунков, поднесённый императору Александру II во время посещения им Рима. Тогда же повсеместно распространилась техника плотного, многослойного рисования акварелью по сухой бумаге. Эта манера строится на звучных контрастах света и тени, цвета и белого фона бумаги; появляются рефлексы и цветные тени. В России в этой манере работали Карл и Александр Брюлловы и А. А. Иванов.
Фото №54748. Летний вечер. 2003 Кульминацией развития русской акварели явилась организация в 1880 году "Общества русских акварелистов" , первым председателем которого стал Альберт Бенуа (1852-1936). Общество вело активную выставочную деятельность, сформировав за период 1896-1918 г.г. тридцать восемь выставок. В 1918 году Общество акварелистов прекратило свою деятельность.
Среди мастеров акварели Советского времени известны:Сергей Герасимов (1885-1964), Георгий Верейский (1886-1962), Николай Тырса (1887-1942), Владимир Конашевич (1888-1963), Александр Самохвалов (1894-1971), Виктор Семёнович Климашин (1912-1960), Семен Пустовойтов (1921-1995), Владимир Ветрогонский (1923-2002).
В России конца XX - начала XXI вв. наиболее заметными явлениями в искусстве акварели, стали серии работ Сергея Николаевича Андрияки , действительного членаРоссийской Академии художеств, Народного художника России и мастеров его школы. Главной задачей Школы акварели Сергея Николаевича Андрияки (Российской государственной специализированной школы акварели) в Москве является возрождение техники, приемов и жанров русской классической многослойной акварели .
Фото №54766. Осенний вечер. 2007 Пропаганде акварельной живописи - редкой в наше время технике станковой акварели служит выставка «Татарстан - наш общий дом», открытая в конференц-зале ГМИИ РТ.
Одной из основных целей выставки является выявление наиболее талантливых художников-акварелистов и поддержка молодых талантов. В планах организаторов выставки привлечение внимания и увеличения интереса к станковой акварели. Устроители выставки планируют проводить подобные мероприятий раз в два года, привлечь к участию в будущих выставках художников из соседних регионов - Башкирии, Чувашии, Марий-Эл, а затем и со всего Поволжья.
Фото №54784. Аромат цветов. 2010 На выставке представлено около 60 работ 30 авторов . Среди них: Иншаков А.Ф., Колмогорцева И.К., Григорьева Л., Коткова Г.М., Бердников Ю.Л, Бердникова Т.М., Кузнецов М.И., Попова В.В., Морданов Б. Ш., Гимаев Ш. Ф. и студенты художественных учебных заведений. Тематика их творчества обширна: пейзажи, натюрморты, портреты.
Выставка приурочена к 90-летию образования ТАССР и призвана отразить природу, культуру и историю Республики Татарстан.
«Елена Сунгатова. Апрель 2010»