Фото №34196. Асхан Фатхутдинов на кукольном спектакле Живописец, скульптор, мастер резьбы по дереву Ахсан Саримович Фатхутдинов родился 7 июня 1939 г. в поселке Вагаповка Черемшанского района Татарстана.
В 1957 г. окончил Бугурусланское педагогическое училище, а в 1966 г. -художественно-графический факультет Нижнетагильского пединститута.
В 1983 г. Ахсан Фатхутдинов становится членом Союза художников России, в 1987 г. удостаивается звания Заслуженного деятеля искусств РТ.
В 1993 г. художник награжден Государственной премией Республики Татарстан им. Г. Тукая.
В 2001 г. Ахсану Саримовичу присваивается звание Народного художника РТ.
В настоящее время живет и работает в г.Нижнекамске.
Выставка «Мифосказы Ахсана Фатхутдинова», построенная из природных рельефов в дереве и живописного наива, уводящие в те призрачные времена, когда согласно язычеству, у каждой стихии: у воды, земли, солнца и луны, цветочного поля и сельской улицы, включая деревенский колодец, младенца в колыбели - был свой хранитель-хозяин, намертво сросшийся и скрепленный со своей стихией. Идеал художника -- возвращение обществу этого мифологического института любви к природе и достижения гармонии. На фоне блочной развески деревянных рельефов и своеобразной живописи, составляющих в совокупности как бы разукрашенный сказочный «сруб Ахсана» или «дом легенд» идут постоянные мастер-классы по резьбе по дереву, лепке, а также ставятся спектакли на темы татарских дастанов и мифологий.
Ахсан Саримович Фатхутдинов. Живописец, скульптор, мастер резьбы по дереву, народный художник РТ, лауреат Государственной премии имени Габдуллы Тукая.
Родился 7 июня 1939 года в поселке Вагаповка Черемшанского района. Детство провел в деревне Подлесный Утямыш того же района Окончил Камышинское и Бугурусланское педагогические училища, затем художественно-графический факультет Нижне-Тагилъского пединститута. Четыре года преподавал живопись и композицию в том же институте.
В 1969 году приехал в родной Татарстан, в город Нижнекамск. Сподвижник и современник строительства молодого города на Каме, он принимал непосредственное участие в оформлении его культурных объектов (роспись «Татарские мелодии»в концертном зале музучилжца им. Сайдашева, резные рельефы в детских садах и аэропорту «Бегишево», гостинице «Кама»), росписи в энергостроительном техникуме и ПТУ- 23 («Сабантуй»), творческие работы в интерьерах горбольницы, «Арбе», в администрации НПЗ. Также им выполнены деревянные скульптуры в кафе «Экият», в детском парке и на Святом Ключе.
С конца 70-х годов он переходит на позиции концептуального искусства делая центральной темой своего творчества образ Тукая и стоящего за ним мира этнокультуры.
Событием становится первая персональная выставка в Молодежном центре (Казань), откровенно демонстрирующая творческий поиск и черты национального своеобразия татарского искусства, органически слившись по духу с поисками авангардной части деятелей татарской культуры середины 70-х годов. Его искусство этого десятилетия развивается в стсоону усложнения и обретения своего самобытного оригинального мира (это вылилось в создание монументального цикла работ - «Иялэр» -«Обереги» (Духи. Хранители. Хозяева.). Здесь, в контексте 90-х годов, в эпоху подъема национального самосознания, возрождения духовное™, он поставил не менее актуальные и вечные вопросы о хозяине земли и недр, о ресурсо и человекопользовании перед лицом перемен и технической унификации и глобализации. Этим можно объяснить триумфальное шествие «Иялер» по разным выставкам. В серии деревянных скульптур «Третированные» он выступил против прессинга на общественную свободу, против застоя и посягательств на национальные • чувства и достоинства народов. Отшлифованное мастерство, прекрасное цветовое чутье и богатый жизненный опыт в конце 90-х годов вылились в создание итоговой серии «Обереги в лунной ночи», где он создал философскую сагу о татарской деревне.
Правдивый голос, несокрушимые позиции, основательность суждений вызвали большой авторитет Фатхутдинова как художника плеяды учеников Б.Урманче, внесшего большой вклад в формирование нового свободного мировоззрения, чувства свободы и возможности национального самовыражения. Созданные за истекшее время более тысячи произведений искусства среди которых серии «Шурале» и «Могильные камни» («Зират») - отмечены печатью самобытного дарования, острой новизной и чувством первооткрытия. Он один из безусловных лидеров национальной школы, просветитель Закамья
Фото №34121. Перед открытием выставки Асхана Фатхутдинова Фото №34131. Асхан Фатхутдинов и Зиля Валеева Фото №34161. Асхан Фатхутдинов. Торжество открытия Фото №34151. Разиль Валеев Фото №34166. Разиль Валеев Фото №34171. ..., Асхан Фатхутдинов Фото №34186. Начало сказа В серии «СТОЛБЫ» (БАГАНАЛАР) 2005-2009 - «столпы» - художник философски осмысливает тему духовной памяти и смысла жизни творца. Естественные вертикали строго декорированного дерева - «золотые столбы» - «алтын баганатар» - из топографически важных в народном представлении и житейском смысле знаков, эпитета благоговения, которым в простонародье одаривают людей крепких, основательных, опорных -у художника превращаются в знаки великого созидания, особенные вехи, за которыми стоят личности, творившие вечное добро, защищавшие других от зла, отстоявшие культуру (композиция «Тукай, Сайдашев, Урманче»).
Следующая серия работ, представленная на выставке, «КОНИ В ОКНАХ» 2008-2009гг. выполнена по детским воспоминаниям художника. Психологически и иконографически многообразные облики коней, разных: бодрых, многотрудных, ласковых и изможденных, которые он видел в годы войны на пахоте и жатве, на ферме и поле, и по сей день тревожат душу художника. Они не просто намять об ушедшем, а символ неотвязного, бесконечного труда, без которого немыслима сладкая и горькая одновременно творческая жизнь художника.
Фото №34025. Экспозиция выставки Асхана Фатхутдинова Фото №34036. «Кони в окнах», 2008-2009 Фото №34046. «Мифосказы Асхана Фатхутдинова»_3 Фото №34056. «Мифосказы Асхана Фатхутдинова»_5 Фото №34086. «Мифосказы Асхана Фатхутдинова»_11 Фото №34096. «Мифосказы Асхана Фатхутдинова»_13 Фото №34101. «Мифосказы Асхана Фатхутдинова»_14 Фото №34106. «Мифосказы Асхана Фатхутдинова»_15 Фото №34116. «Мифосказы Асхана Фатхутдинова»