В Ресурсном центре Государственного музея изобразительных искусств Республики Татарстан проходит выставка Ирины Андреевой «Теплый день». К сожалению, у меня не было возможности познакомиться с автором в день открытия и такая возможность представилась лишь 9 июня 2012 года. По дороге в Москву, проездом, Ирина заглянула в Казань.
Фото №101132. Ирина Андреева Итак, позвольте представить:
Ирина Андреева, художник, скульптор, автор выставки «Теплый день»
— Ирина, почему Вы увлеклись валянием?
И.А.:
— С войлоком я познакомилась во время учебы в университете. Там был педагог, который занимался валянием, но делиться секретами мастерства со мной он не захотел, что впрочем, не отбило моего интереса. Я влюбилась в материал с первого взгляда. Стала ходить по валяльным мастерским, наблюдать за трудом валяльщиц на фабрике. Хотя и поняла, что процесс тяжелый, не испугалась. Не отпугнули от войлоковаляния и уставшие лица людей, занимающихся этим нелегким трудом.
Фото №101157. Цветок из войлока — Первая поделка?
И.А.:
— Первыми были валенки.
— Маленькие?
И.А.:
— Ну, да. Я же не знала, что войлок садится. Получились маленькие, хотя я делала на ногу взрослого человека. Где-то потоньше получилось, где-то потолще. Я еще не владела этим. Мастерство пришло позже. Сделать первую вещь, — это как с парашютом прыгнуть. Валенки получились замечательные, с вышивкой.
Фото №101161. Войлочная сумка — Они у Вас остались?
И.А.:
— Остались. Но не у меня. Это моя самостоятельная дипломная работа. Пусть живут, хоть и в другом доме.
Фото №101165. Швейная машинка из войлока И.А.:
— Здорово формовать, что-то новое, неожиданное, а не то, что все, — делится Ирина — когда ты знаешь, что это кто-то придумал и делает, и тебе надо повторить это по известным правилам? Совершенно не хочется. Чужие шаблоны не для меня.
Фото №101169. Войлочный щенок Фото №101177. Маленькая девочка, войлочная скульптура — Как к Вам приходят идеи, например, изготовить пианино из войлока?
И.А.:
— Как-то задумалась: «Интересно, а пианино то, можно сделать? Дай попробую». У меня муж сопротивлялся, говорил, что геометрия и войлок несовместимы. «Войлок — это что-то аморфное, первобытное, животное. Геометрический предмет передать с помощью войлока не получится. Ты не туда идешь» — поучал он.
— Не получится, выброшу» — отвечала я. Попробовала. Пианино не очень геометрическое получилось, на большого зверя похоже, на медведя. Но получилось же! Характер животного не теряется, при этом приобретает новые черты. В работе мне интересно сочетание, на первый взгляд, несочетаемого.
Фото №101197. Девочка за войлочным пианино, фрагмент композиции Фото №101205. Шифоньер из войлока Фото №101201. Композиция из войлока, кошка на шкафу Совместно с кем-нибудь творили?
И.А.:
— Пока нет. Но недавно один скульптор по металлу предложил мне сделать что-нибудь совместное. Задумка такая: к холодному металлу добавить теплый войлок. Правду сказать, я пыталась сопротивляться: — «Вы известный скульптор, а я простая русская валяльщица! Что я могу? Чем могу помочь великому художнику?» — и все же, летом мы будем обдумывать проект.
Фото №101209. Кошка из войлока — Не пробовали Вы комбинировать войлок с чем-нибудь другим?
И.А.:
— Мне предлагали к войлоку добавить какой-нибудь другой материал: металл, кожу, например. Но мне нравится делать все из войлока. Получается узнаваемо. Эта деталь деревянная, этот предмет металлический, либо цветом, либо фактурой напоминает металл, но свалян из войлока. Для меня это ценнее получить один материал из другого.
Фото №101213. Снеговик войлочный — Композиция, где девочка и кошка — хозяйки дома, на мой взгляд — блестящая творческая находка. Что подтолкнуло?
И.А:
— Сначала я хотела свалять всю семью. Этот сюжет будет связан с мамой (она будет лепить пельмени). Папа будет играть в шахматы. Какой-то сюжет придумаю для сестер. Но остановилась на рассказе о семье с помощью предметов, без включения всех персонажей. Т. е., предметы сами будут нести информацию о папе, маме и т. д.
Фото №101281. Пора в школу А подтолкнуло меня то, что в каждой своей работе я вижу члена своей семьи.
Сюжет «Теплого дома» у каждого свой. У всех возникают свои ассоциации.
Фото №101225. Фигурные коньки И.А.:
— У меня очень яркое воспоминание из детства: семьей редко собирались. Дома у нас обычно было прохладно. Мы садимся за телевизор.
Фото №101293. Телевизор из войлока Там идет «Семнадцать мгновений весны», семейный фильм. Мама, папа и мы, три сестры, сидим вместе и заняты одним делом. Дома холодно, мы укрываемся одним пледом. Это было такое счастье, такое единение.
Фото №101297. Девочка с котенком на диване Поэтому и мой диван на выставке, покрыт пледом. У нас, в семье, не фиксировалось внимание на том, что мы должны быть едины, явно это не воспитывалось.
Фото №101253. Девочка лепит пельмени Те же пельмени лепить семьей, для меня счастье.
В Москве я живу лет восемь. Мне говорят: «Вы не местная?».
— Да, не местная — мне приятно так говорить — я из Сарапула.
— А где это?
— На Каме — с гордостью отвечаю я.
Фото №101265. Мамина помада, фрагмент композиции — Ваши планы?
И.А.:
— Планов много. Еще три проекта намечается. Первый проект, который я уже начала делать, тоже о детстве. Следующий проект про Моль. И большой проект про Луну.
Фото №101285. Валенки на батарее Про детство я выставлю в октябре 2012 в Манеже. А потом из Москвы он поедет по другим городам. Этот проект — про деревню. Если «Теплый дом» — про семью: маму, папу, сестёр. То в очередном проекте я расскажу про лето в деревне, про бабушку. Но то будут не совсем мои воспоминания.
Фото №101245. Цветок из войлока Я восполню то, что не почувствовала, не поняла в детстве. Мне какие-то моменты не нравились. Сделаю так, как я себе представляю.
Фото №101229. Алоэ из войлока Фото №101233. Алоэ из войлока, фрагмент — А что-нибудь не нравилось?
И.А.:
— Не нравилось? Так много не нравилось. Мне не нравилось, что мы никогда не оставались одни, потому что большая семья была, и всегда кто-то был рядом. А мне всегда хотелось быть одной. Иметь свое пространство.
Фото №101277. Ледяные узоры Мне никогда не разрешали забираться в шкаф. А еще, в пельменях, в детстве, мне хотелось как-то немножечко руководить. Когда мне отец предложил делать не пельмени, а какие-то фигурки, а внутрь класть фарш. Мне мама не разрешила. Не разрешалось касаться пианино, если ты не играешь, чтобы на полировке не оставались пальчики.
Здесь, я делаю то, что хочу и когда хочу. Для меня это важно. Сейчас мне кажется, что детство мое удалось. До этого проекта мне казалось, что у меня было такое несчастное детство. Всегда били по рукам: «Нельзя! Проси разрешения!».
Фото №101201. Композиция из войлока, кошка на шкафу Здесь, я переиграла ситуацию. Я внутренне изменилась. У меня прошел недуг — заикание. Я решила свою внутреннюю проблему. Раньше я думала, что у меня это не пройдет, заикалась уж слишком сильно.
Фото №101185. Елка из войлока, фрагмент композиции Я не просто как художник это все воплощаю, но и как психолог. Для меня это решение каких-то внутренних психологических проблем. Что-то тянется из детства. Оно так быстро прошло. Я многое не успела понять. Вот и бабушкину ситуацию мне надо проиграть. Я что-то не могу себе простить. Делая, я буду прощать и переигрывать все иначе.
Одновременно, хочется отдать дань благодарности родителям. Надо быть благодарным.
Елена Сунгатова, июнь 2012,
фото автора