21 марта 2013 года в Национальной художественной галерее «Хазинэ» состоялось открытие выставки Андрея Лаврентьевича Прокопьева (1922–1993),

Экспозиция выставки развернулась на втором этаже галереи. Здесь можно увидеть около 80 полотен мастера, написанных художником в







Перед открытием выставки мы с Верой Андреевной, дочерью художника, прошлись по залам галереи.

— Вера Андреевна, Андрей Лаврентьевич оставил богатое творческое наследие. Почему его талант
Вера Андреевна Прокопьева:
— Однажды, когда отца уже не было, я услышала, как Н.Михалков говорил о том, что у нас (в России) всякие звания: «заслуженный», «народный», а за границей — главное имя. Я сразу вспомнила своего отца.
«Зачем мне звания? Феллини и есть Феллини. Ни народный, ни заслуженный, ни какой! И меня это не интересует» — говорил он. Возможно,



Лишь, однажды, к очередному ленинскому юбилею Прокопьев в соавторстве с
Вера Андреевна рассказала об одном эпизоде в жизни художника, когда он немножко похулиганил:
— Отец принес на выставку картину, на которой был изображен домик в деревне. Работу не взяли. Тогда он на домике нарисовал красную полоску: «натянул» кумач и написал лозунг «Все на выборы!»
Слова возымели действенную силу, и работу приняли! Этот факт, разумеется, действовал угнетающе на


Прокопьев А.Л. смотрел на мир, окружающую его природу чистым, искренним взглядом. Писал только то, что волновало его душу.



Вот что по этому поводу написала в своей статье о творчестве Андрея Лаврентьевича «Портрет художника на фоне пейзажа» Дина Каримовна Валеева, кандидат искусствоведения:
«Он бесконечно любил и понимал природу, смотрел на нее как на нечто живое и разумное. Более того, природа была для него матерью, перед которой он — сын ее — в вечном долгу. Этот художник никогда не стремился к пышности, броскости красок, никогда не изображал природу в ее „эффектные“, „выигрышные“ моменты — восходы и закаты солнца, светлые лунные ночи, буйное цветенье деревьев и трав… В его пейзажах жили, дышали не многоцветные сверкающие краски, а
жемчужно-серые ,тускло-коричневые тона, обогащенные сиреневыми, фиолетовыми, розоватыми, желтоватыми отблесками, что придавало картинам удивительное колористическое богатство и глубину. В них всегда мерцал свет, то сгущающийся, тревожный, то светлый, мягкий. Прикосновения кисти к холстам -трепетные и легкие, как дыхание весеннего ветра…»


— Вера Андреевна, мастерством и профессионализмом веет от всех работ Вашего отца. Случалась ли в жизни Андрея Лаврентьевича халтура?
В.А.П.:
— На выставке вы не увидите ни одной халтурной работы. Единственная его халтура была в Костроме. Андрей Прокопьев был влюблен в молодую ассирийку, мою маму. Мама — врач, как молодой специалист, была направлена в Кострому. Отец поехал за ней. Приехал. Зарабатывать негде. Пошли



— В статье «Портрет художника на фоне пейзажа» кандидат искусствоведения Дина Каримовна Валеева писала:
«При жизни Андрея Прокопьева мало понимали и принимали. Да, многие угадывали масштаб его дарования, силу мастерства, тонкость натуры, но по сути он оставался одиноким, странным, незнакомым. О нем почти не говорили, не писали. Он так и не узнал от современников, как значимы для них его картины. Увы, мы скупы на слова признательности, на проявления чувств, когда художники нуждаются в душевной поддержке, когда они страдают от одиночества и боли непонимания. Но, возможно, это одиночество, эта боль и входят потом в состав красок палитры художника, в неуловимые движения кисти. Быть может, потому так волнуют нас эти полотна?»



— Вера Андреевна, последние работы Андрея Лаврентьевича пронизаны темой одиночества. Он был одинок?
В.А.П.:
— Я
Он ответил: «По сути, человек одинок. До конца остается наедине лишь с самим собой».
Я до сих пор не знаю почему? При всей его бурной молодости… Он был


Андрей Прокопьев родился в Казани в семье доцента Казанского Государственного университета. Лаврентий Прокопьев преподавал латынь, старославянский язык, историческую грамматику в ВУЗе. В иные времена, после окончания Духовной академии, он должен был стать регентом церковного хора (при Советской власти было нереально). Отец привил Андрею любовь к литературе. А.Прокопьев много читал, наизусть знал Есенина.

После окончания школы поступает, одновременно, в музыкальное и художественное училище. Война прерывает учебу. В конце

В 1943 году Андрей Прокопьев оканчивает музыкальное и художественное училище. Уже после войны, с 1948 по 1949 гг., обучается в Ленинградской консерватории. Но как сам рассказывал дочери, всегда тянулся к художникам, бегал к ним. В конце концов, Андрей Лаврентьевич сделал выбор, посчитав, что в пении выразить себя не сможет, так как в живописи. Средствами изобразительного языка скажет больше. Но то, что

С 1952 года активно включается в выставочную деятельность.
В 1957 году за участие в выставке художников Татарстана в Москве на Декаде литературы и искусства Татарстана был награжден дипломом I степени и принят кандидатом в Члены СХ России.
В 1962 году состоялась его первая персональная выставка.
В 1964 году Андрей Лаврентьевич Прокопьев становится членом Союза художников России.
В 1972 году, к
Андрей Лаврентьевич Прокопьев имел активную жизненную позицию. Выступал на всех выставкомах.

— Отец всегда говорил правду, конкретно «резал». При всем притом, что характер у него был резкий, его работы проходили на все зональные выставки. Не было такого, чтобы работа не прошла — рассказывает Вера Андреевна.
Подтверждение этой мысли я услышала из уст Светланы Колиной на открытии выставки:
— Андрей Прокопьев был очень живой человек, очень честный, справедливый. Вот вы все говорите: «Мягкий, интеллигентный». Нет! Он мог встать, и не взирая на высокие чины, в лоб сказать, все что думает. Его заодно это можно было боготворить.
Картины







Характеризуя личность художника, стоит отметить страстность его натуры, его артистический талант. Он очень любил театр. Шикарно пел, обладая природным тенором. Великолепно исполнял арию Хозе из оперы Ж.Бизе «Кармен». У Веры Андреевны хранится запись романса «Гори, гори, моя звезда!» в исполнении Андрея Лаврентьевича. «Там столько души!» — делится своими ощущениями от услышанного Вера Андреевна Прокопьева.

При всем при этом он очень любил тишину.
«Ты знаешь, что такое поэзия? Это когда ночь. Звезды на небе. Тишина. Мы сидим на даче, горит костер — вот это поэзия» — таким простым языком объяснил

В предложении столько любви к природе. В этом чувстве кроется секрет успеха художника.





С этим согласен Александр Федорович Иншаков, заслуженный работник культуры Республики Татарстан, член СХ России:


— В основе пейзажа всегда лежит чувство художника то, как он воспринимает природу, как он ее переживает. Не так важно, как ты сделаешь, но если ты чувства передал, работа найдет своего зрителя.
Меня всегда удивляло, как из красок он выжимал такое богатство колорита, такую фактуру живописи. Это скрытый темперамент художника. Полотно живет. Холст
