22 апреля в Национальной художественной галерее «Хазинэ» состоялось торжественное открытие выставки Виктора Петровича Аршинова «Читая Тукая...», посвященной 125-летию со дня рождения великого татарского поэта.
Художественное творчество Виктора Аршинова неразрывно связано с поэзией. Среди его графических работ видное место занимают серии, навеянные поэзией Габдуллы Тукая, Мусы Джалиля, Беллы Ахмадуллиной, Элюара, Данте, Элиота.
Фото №75946. Поэт. Аршинов В.П. 1945Пусть в землю я сойду, - спою в последний раз:
\"Я ухожу,друзья! Я оставляю вас...\" На выставке представлена серия графических работ В.Аршинова, за которую, в 2008 году, Виктор Петрович был удостоен звания Лауреат Государственной премии РТ им. Габдуллы Тукая.
Фото №75961. Фрагмент экспозиции выставки Аршинова В.П. "Читая Тукая..." Декоративные и яркие работы художника сопровождаются стихотворными строками Габдуллы Тукая и отображают его личностное отношение к поэзии великого татарского поэта, мир чувств и образов.
Фото №75986. Концерт на открытии выставки "Читая Тукая..." Виктор Аршинов О том как художник пришел к написанию графических серий, связанных с поэтическим наследием мировой культуры, никто лучше чем он сам не расскажет. Привожу размышления Аршинова В.П. на эту тему.
МОЙ ТУКАЙ
В юности, когда я как художник обратился к поэзии, то невольно задался вопросом: способна ли одна форма искусства со всей полнотой отобразить другую, могут ли перо и кисть точно следовать за словом?
Опыт Врубеля, создавшего лермонтовского Демона, Доре, иллюстрировавшего «Божественную комедию» Данте, Фаворского, воссоздавшего в гравюре «Слово о полку Игореве», дал убедительный ответ на мой вопрос. В дальнейшем поэзия не раз вдохновляла меня и питала мое творческое воображение, когда я работал над иллюстрациями к Данте, Элиоту, Цветаевой, Джалилю и Тукаю.
Фото №75895. Кто бы знал тебя, родная. Виктор АршиновКто бы знал тебя, родная,
Как тебя ценил бы свет,
Если б пламенное сердце
Не имел в груди поэт? Фото №75901. Иду своим Путем. Виктор АршиновЯ устремляюсь в высоту, в безмерность, в бесконечность,
К бессмертной, вечной красоте,в сияющую вечность! В последние годы я завершил большие графические серии: «Читая Тукая» - пятьдесят листов-размышлений над стихами поэта и «Последняя песня» - к ста стихотворениям М. Джалиля, героическим «Моабитским тетрадям». Сила и величие духа великих поэтов потрясли меня. Ни трагическая судьба, ни до обидного короткие жизни не помешали им оставить после себя бесценное духовное наследие, которое равнозначно духовному завещанию. Желание создать серию иллюстраций к поэзии Тукая возникло у меня давно и не имело ничего общего с тщеславием или самоуверенностью. Оно выражало стремление поклониться памяти великого поэта. Моё творческое постижение Тукая началось со сказок «Шурале» и «Водяная». Даже не обладая абсолютным «поэтическим слухом», нетрудно было услышать в его творениях музыку, восхититься живописностью сказочных образов, которые возбуждали мою фантазию и легко ложились на холст и бумагу. Однако мне ещё предстояло прочесть своего Тукая.
Фото №75911. О, эта любовь. Виктор АршиновСбрось покрывало прочь с лица, мир освети красой своей!
Начну и я сиять в огне твоих лучей, твоих лучей. Фото №75916. Шурале. Виктор АршиновКто пред ним? С кем несчастный
повстречался, не с шайтаном ли самим?
Нос покатый и горбатый, мордой точно лось, ей-ей,
руки-ноги узловаты, словно из кривых корней,
вглубь посаженные очи голубым горят огнем... Читая Тукая, сравнивая различные переводы, сделанные талантливыми и менее одарёнными поэтами, с подстрочниками, с оценкой его творчества современниками, я открывал для себя поэта-лирика. По мере постижения смыслов тукаевской поэзии, поиска образно-пластического языка, цветовых решений рождалась задуманная мною графическая серия. Используя смешанную технику, сочетая возможности различных материалов (гуашь, акварель, пастель, тушь) я стремился не только композиционно, но и цветом, фактурой передать мир чувств и образов поэзии Тукая. В процессе работы над мне хотелось познать не только Тукая-поэта, но больше узнать о Тукае-человеке. Мне было важно всё: где рос, учился, кто были его друзья, круг его интересов, что любил, что ненавидел. Потрясающие своей трагичностью воспоминания Тукая о своём детстве «Что я помню о себе» приблизили меня к пониманию природы его стихов для детей с богатейшей гаммой чувств от нежности до лёгкой иронии и юмора.
Фото №75926. Вспоминая Тукая. 2008 .Аршинов В.П. 1945 Холст, масло, собственность автора Аршинов В.П. 1945 Шаг за шагом я познавал Тукая и как поэта-философа, размышляющего о причинах социального неравенства людей, проблемах татарского народа, мечтающего о его духовном возрождении: Мысли все и днём и ночью о тебе, народ родной. Я здоров, когда здоров ты, болен ты — ия больной. Захватывали философская глубина, высокий стиль и эмоциональный накал стихов, в которых чувства и мысли поэта устремлены «... в высоту, в безмерность, в бесконечность, к бессмертной, вечной красоте, в сияющую вечность!» Для того чтобы передать это изобразительными средствами, потребовались иные, чем использовал до сих пор, художественные приёмы.
Фото №75931. К народу. Аршинов В.П. 1945Мысли все и днем и ночью о тебе, народ родной!
Я здоров, когда здоров ты, болен ты - и я больной. Фото №75956. Приметы весны. .Аршинов В.П. 1945Льдины глыбами большими проплывают по воде.
Как от туч, от стаи птичьей на земле большая тень.
Господи, своим дыханьем оживи прекрасный день -
Всем на свете пусть сегодня тоже будет хорошо! Так в серию кроме цветных вошли чёрно-белые листы, которые, подобно гравюре и офорту, при всей обобщенности и лаконичности цвета усиливают выразительность внутреннего напряжения. Мы устроены так, что для более полного постижения произведения искусства желаем видеть художника, которого отождествляем с его творением. Мы всегда ищем лицо, пытаемся материализовать идею. Я не стал исключением и внимательно вглядывался в фотографии поэта, особенно последних лет жизни. С чёрно-белых снимков на меня смотрел поэт, в котором не было ничего демонического. Взгляд необычайно спокойный и острый. Это был человек, который многое видит. Позже я нашел подтверждение моим ощущениям в письме Тукая его другу поэту Сагитту Рамееву: «Ведь я не только чистый поэт, как ты. Я ещё дипломат, и политик, и общественный деятель. Мои глаза многое видят, уши многое слышат». Верил ли Тукай, что своей поэзией он излечит общество от социальных болезней? Не знаю. Но стремление описать нам симптомы и саму болезнь очевидны. Известно, что излечивает интонация, с которой мы обращаемся к больному. И мне кажется, что сегодня мы вновь нуждаемся в целительных интонациях Тукая.
Когда сквозь слёзы белый свет не мил, Когда не станет сил в душе моей, - Тогда я в книгу устремлю свой взгляд. Нетленные страницы шелестят, Я исцелён, я счастлив, я живу. И слово, мной прочтённое, тогда Встаёт, как путеводная звезда.
Аршинов Виктор Петрович, Народный художник Республики Татарстан О художнике:
Фото №75976. Аршинов Виктор Петрович, художник Аршинов Виктор Петрович
Заслуженный деятель искусств Республики Татарстан (1993), Народный художник Республики Татарстан (2005), Лауреат Государственной премии РТ им. Г.Тукая (2008). 1945 г.р. Баку (Азербайджан); 1963-1970 — учеба в Московском областное художественное училище Памяти 1905; 1964-1967 — служба в рядах Советской Армии; С 1970 года живет и работает в Казани; 1970-1974 — художник-проектировщик на Казанском комбинате торговой рекламы; 1974-1976 — работа в Художественном фонде; С 1976 на протяжении многих, состоял членом Правления СХ РТ, возглавлял графическую секцию СХ РТ, руководил его партийной организацией. Занимается живописью и графикой. с 1980 года — Член Союза художников; с 1972 года — участник городских, республиканских, зональных, всероссийских, всесоюзных и международных выставок.
Персональные выставки:
Казань — 1977 — 1981, 1985, 1994, 1996, 2000, 2003, 2006, 2010; Альметьевск — 1979; Лениногорск — 1979; Москва — 1980; Йошкар-Ола — 1982. Произведения хранятся в Государственных музеях изобразительных искусств РТ, Удмуртии, Каракалпакии, в Национальном музее РТ, Музее Вооруженных сил (Москва), Картинных галереях Баку, Астрахани, в музеях городов Лорка (Испания), Сакагами (Япония), в частных коллекциях России и зарубежья.
Елена Сунгатова. Апрель 2011