Искусство Франции XVII -XVIII веков из собрания Государственного Эрмитажа
Центр «Эрмитаж ∙ Казань»
14 апреля 2010 года - 16 января 2011 года
14 апреля 2010 года в Центре «Эрмитаж∙ Казань» открывается выставка «Искусство Франции XVII - XVIII веков» из собрания Государственного Эрмитажа. Свыше 140 произведений живописи скульптуры, прикладного искусства дают представление о художественной жизни Франции того времени, когда она становится законодательницей европейской художественной моды.
Фото №55158. Группа "Родители у колыбели ребенка"Франция, мануфактура Ла Басс Куртий, последняя четверть XVIII века, твердый фарфор, бисквит, кат.118 Большой размах градостроительных работ в период правления Людовика XIV все настоятельнее требовал создания единого стиля и формирования художественной школы, которую должен был возглавить французский художник. Им стал Симон Вуэ, мастер долгое время живший в Италии и возглавлявший в Риме Академию Св. Луки. В 1627 году Вуэ был вызван на родину, где ему присвоили звание «первого живописца короля». Выполняя громадное количество заказов королевского двора для Лувра и Люксембургского дворца, Версаля и Венсенского замка, Фонтенбло и Пале-Рояле, Симон Вуэ имел большую мастерскую, где под его началом работали молодые художники. Картина ученика мастера, одного из крупнейших живописцев первой половины XVII столетия Франсуа Перрье «Геркулес среди богов Олимпа» дает представление о стиле, утвердившемся во французском искусстве с приездом Симона Вуэ.
Фото №. Art16.ru Photo archive Венера и Адонис, ШАРЛЬ ДОФЭН (?) ШАРЛЬ ДОФЭН (?)CHARLES DAUPHIN (?) Около 1620, Лотарингия -- Около 1677, Турин Холст, масло. 95,5 х 124,5 см Поступление: до 1783 года Сюжет картины, взятый из «Метаморфоз» Овидия, - один из наиболее любимых в живописи романских стран в XVII и XVIII столетиях. Изображен момент, когда Венера пытается удержать Адониса, отправляющегося на Каледонскую охоту, где ему суж- дено погибнуть от клыков дикого вепря. Долгое время не удавалось определить авторство художника, В XVIII и XIX столетиях предлагались имена таких крупных масте- ров как Пуссен и Стелла, но было очевидно, что полотно соз- дано мастером, не обладавшим столь яркой и самобытной мане- рой. Наконец, в 1987 году С. Лавесьер (устно) уверенно отнес ее к творчеству лотарингского мастера Шарля Дофэна, приоб- ретшего известность, исключительно благодаря своей работе для Савойского дома в Турине, и эта атрибуция представляется нам верной. Дофэн, мастер сформировавшийся в парижской живописной школе, многое взял у Вуэ: вкус к драматизации композиции, к насыщенным и ярким локальным цветам. Его манера ближе всего к манере Мишеля Дориньи, одного из самых верных последова- телей Вуэ. При сравнении полотна с другими работами Шарля Дофэна отметим схожую мягкую живописную манеру в пере- даче фигур, как будто окутанных полутенью, из которой высту- пают отдельные объемы, моделированные рассеянным светом. Художник избегает резких переходов от света к тени, слишком темных участков. По своей светотеневой проработке особенно близки эрмитажной картине «Вознесение св. Павла» (1659, Банк Сан Паоло, Турин) и «Аллегорический портрет Кристины Фран- цузской» (около 1660, замок, Ракониджи). В произведениях Шарля Дофэна часто встречается характер- ный тип лица с мягкой линией перехода ото лба к тонкому, чуть вздернутому носу, который мы видим в изображении лица Венеры. Такие же лица у правого ангела в «Вознесении Павла», у стоящего ангела в картине «Св. Иосиф и младенец Иисус и экс- таз св. Августина» (около 1655, церковь Сан Карло, Турин) и дру- гих. В «Луизе Савойской, умоляющей о заступничестве св. Фран- циска из Паоло» (около 1664, церковь Сан Франческо и Паоло, Турин); ангел в легкой полупрозрачной накидке расположенный справа вверху на том же полотне напоминает путто, стреляю- щего из лука в «Венере и Адонисе». На основании близости полотна к работам Шарля Дофэна, выполненным около 1659-1660, («Вознесение св. Павла» и «Аллегорический портрет Кристины Французской»), эрмитаж- ную картину можно датировать около 1660. Литература: Waagen 1864, S. 289. Н.К. Серебрянная
Новые условия привлекают в Париж множество художников, так же работавших прежде в Италии. Среди них выделяется блестящий живописец Жан Бланшар, в «Св. Цецилии» которого ясно прослеживается влияние венецианской школы.
Наиболее талантливым из учеников Симона Вуэ, близко следовавший его манере был Эсташ Лесюер, в свое время знаменитый почти как его гениальный соотечественник Никола Пуссен. В величественный стиль учителя Лесюер привнес лиризм и мягкость колористической гаммы, примером чему может служить «Введение во храм».
Фото №. Art16.ru Photo archive Портрет Людовика XIV, ГИАЦИНТ-ФРАНСУА-ОНОРЕ РИГО-И-РОС (РИГО) Портрет Людовика XIV Холст, масло. 87,7 х 71,5 см (овал) Поступление: в 1925 году из Юсуповского дворца-музея, Ленинград Инв. № ГЭ 5740 Людовик XIV (1638--1715), король Франции с 1643 года. Гиацинт Риго -- блестящий живописец, официальный придвор- ный художник короля. Впервые он пишет Людовики XIV в 1694 году. Принадлежащее Эрмитажу полотно воспроизводит лишь погрудное изображение монарха и восходит к известному боль- шому изображению короля в рост, исполненному в 1701 году (Лувр, Париж). Этот портрет продолжает традиции француз- ского официального парадного портрета. Король-Солнце, кото- рому в 1701 году исполнилось 63 года, изображен в трехчет- вертном повороте, величественно стоящим на фоне колонны и роскошных драпировок. На нем мантия из лионского бархата, затканного королевскими лилиями, с горностаевым подбоем. В этой композиции Риго повторяет позу, найденную Ван Дейком для «Портрета Карла I в охотничьем костюме» (Лувр, Париж). Дезалье Д'Аржанвиль в «Живописных прогулках по Парижу» не преминул в связи с этим назвать Риго французским Ван Дейком. Сохранилось очень мало подготовительных рисунков Риго, что удивительно при работе над королевскими заказами. При соз- дании своих портретов, в том числе и официальных, мастер предпочитал делать не рисунки, а эскизы маслом с модели. Это была обычная практика фламандских и голландских живопис- цев, перенятая и широко применявшаяся Риго, испытавшего их влияние в начальный период своей карьеры. Картина находилась в знаменитом собрании князей Юсуповых, известным высоким качеством произведений, входящих в него. В каталоге Юсуповской галереи (1920) полотно значится как работа неизвестного художника французской школы. Эрнст (1924) определил его как копию с оригинала Риго, в то время известного ему по гравюре Эделинка. Достаточно свободная манера письма, отличия в деталях, тон- кая проработка лица изображенного, и подробно, без излишней сухости прописанные детали одежды, позволяют говорить о работе одного из многочисленных художников обширной мастерской королевского живописца, среди которых, зачастую, трудились будущие крупные мастера. После создания больших официальных портретов, как правило, требовались их повторе- ния, обязанность изготовления которых ложилась на живопис- цев, в тот момент находившихся в мастерской. В Галерее Уффици (Флоренция) находится еще одна аналогич- ная копия (Inv. 994). Литература: Кат. Юсупов 1920, № 175; Эрнст 1924. С. 24. Н.К. Серебрянная
В 1635 году была основана первая Королевская Академия - Академия литературы, а господствующим стилем, признанным при дворе, становится классицизм. В живописи доктрину классицизма разработал, развил и довел до совершенства Никола Пуссен. В своем творчестве он обращался прежде всего к античной и библейской истории, предпочитая сюжеты редкие и драматичные, иллюстрирующие моральные или философские идеи, как, например, «Спасение Зенобии» или «Смерть Германика». В пейзажной живописи принципы классицизма воплотил последователь Пуссена Клод Лоррен. «Прибытие Улисса ко двору Ликомеда» продолжает серию знаменитых гаваней, принесших художнику заслуженную славу, а «Пейзаж с Христом на пути в Эммаус» относится ко второй половине его творчества, когда созданный им тип пасторального ландшафта наполняется глубоким, как правило, религиозным содержанием.
Фото №. Art16.ru Photo archive Кавалерийская схватка Адам-Франц Ван Дер Мейлен, 1632- 1690 холст, масло, кат. 18
В 1648 году была создана Королевская Академия скульптуры и живописи, обучение в которой строилось на идеях и практике Пуссена. В этот период были исполнены прекрасные образцы французской классицистической живописи, такие как «Осада Самарии» Тома Бланше, «Крещение сотника» Пьера Корнеля Старшего, «Святое семейство» Пьера Коши.
Стремление к созданию единого стиля, охватывающего все отрасли искусства, приводит в начале 1660 года к реорганизации и реформированию Академии Ш. Лебреном и Ж.-Б. Кольбером. Отныне достойными внимания признавались картины на исторические (главным образом, античные) и религиозные темы, аллегории и парадные портреты. Самым ярким представителем этого рода живописи в эпоху ее расцвета был Шарль Лебрен, возглавивший Парижскую Академию в 1661 году, управлявший Королевской мануфактурой, руководивший работами по внутренней отделке дворца в Версале и галерее Аполлона в Лувре. Судить о созданном им «большом стиле» можно по работе мастера его круга «Сражение римлян и сабинян».
Фото №. Art16.ru Photo archive Кабинет Франция. Середина XVII века Черное (эбеновое) и крашеное под черное дерево, черепаха, кость, зеркала;
Учеником Лебрена являлся крупнейший мастер второй половины столетия Шарль де Лафос, удивительным образом соединивший в своем искусстве принципы французского классицизма и богатейшего живописного наследия итальянской, особенно венецианской школы. Он представлен двумя произведениями - «Хождением по волнам» и «Явлением Христа Марии Магдалине».
Во второй половине XVII века все большее значение приобретает портрет. В духе академического искусства Жозефом Вивьеном изображен прославленный королевский зодчий Жюль Ардуэн-Мансар. С большей живописной свободой написан «Портрет Марии-Вирджинии Фарнезе» кисти Якоба-Фердинанда Фута.
Одним из самых замечательных живописцев XVIII века был Антуан Ватто. Последователи созданного им жанра «галантных празднеств» подхватили сюжетные, композиционные и живописные приемы мастера. Все особенности, присущие этим художникам, прекрасно отражены в «Концерте в парке», написанном одним из наиболее одаренных среди них - Никола Ланкре.
Прибытие Улисса ко двору Ликомеда Клод Желле, прозванный Лоррен, ок. 1902-1682; холст, масло, кат.15
К концу 1720-х годов складывается новое направление в архитектуре, изобразительных и прикладном искусствах - рококо. Жанровая живопись стала не менее значимой, чем историческая.
Под влиянием А. Ватто, но не подражая ему, а находя собственные решения, писал свои прелестные женские персонажи Жан-Франсуа Куртен («Молодая женщина перед зеркалом»), а Жан-Франсуа де Труа - небольшие картины, изображавшие элегантное общество в роскошных интерьерах или на лоне природы («Сцена в парке»).
Фото №. Art16.ru Photo archive Фигура лошади Франция. Авон. Первая четверть XVII века; фаянс со свинцовой глазурью, кат 91
Исторические живописцы, в отличие от своих предшественников, отдавали предпочтение не героической мифологии, а любовным похождениям античных богов. Эту тенденцию ярко иллюстрируют «Вакх и Ариадна» Шарля-Жозефа Натуара и «Рождение Венеры» Ноэля Никола Куапеля.
Идеальным выразителем вкусов своего времени стал Франсуа Буше, чье весьма разнообразное творчество всецело подчинялось рококо («Переправа по мосту»).
Все большее место завоевывает интимный портрет - от аллегорического и поверхностного Жана-Марка Натье, к более индивидуальному Луи Токе.
Фото №. Art16.ru Photo archive Спасение Зенобии Никола Пуссен (Круг) холст, масло, кат.12
В конце 1730-х годов параллельно с искусством рококо начинает складываться противостоящее ему направление, связанное с идеалами третьего сословия и распространением идей просветительства. В искусство привносится новая нравственная атмосфера, иные добродетели - семейные ценности, искренние чувства, скромность. Особое развитие получают портрет, натюрморт и бытовой жанр. Одним из главных выразителей демократических идеалов французской художественной культуры становится Жан-Батист Грез, возглавивший столь импонировавшее идеям просветителей и ставшее основополагающим сентиментально-нравоучительное течение в живописи («Девушка в сиреневой тунике»).
На смену многочисленным и разнообразным направлениям искусства Франции середины XVIII века приходит новое течение - неоклассицизм. Возрождается прежде основательно забытый исторический жанр, остается популярным бытовой жанр, новое значение приобретают портрет и пейзаж.
Фото №. Art16.ru Photo archive Исторический пейзаж Пьер-Антуан Патель младший, 1648-1707; холст, масло, кат. 25
Пейзаж в эту эпоху почти всецело определялся творчеством двух прославленных художников, развивавших традиции Клода Лоррена и Никола Пуссена, - мариниста Клода Жозефа Верне («Гавань в Анконе», «Гавань с обелиском», «Водопад в Тиволи», ) и живописца архитектурных и руинных видов Гюбера Робера («Пейзаж с развалинами Круглого храма, со статуей Венеры и памятником Марку Аврелию», «Древнее здание, служащее общественной купальней»).
Портретное искусство второй половины XVIII века приобретает еще большее значение, чем пейзаж, и развивает те же неоклассицистические идеи. Необычайную популярность в то время имела Луиз Элизабет Виже-Лебрен (Портрет великой княгини Елизаветы Алексеевны, Портрет Анны Питт в виде Гебы)
Начиная с XVII века и на долгие годы Франция становится ведущей страной в области прикладного искусства.
Фото №. Art16.ru Photo archive Портре Марии-Вмрджинии Боргезе-Киджи, принцессы Фариезе Якоб-Фердинанд Фут, 1635-1700; холст, масло, кат. 27
Двор Людовика XIV с его церемониалами подразумевал убранство, отвечавшее потребностям короля и его окружения. Для этого создаются королевские манцфактуры и мастерские, которые поставляют шпалеры, вышивки, серебряные изделия, мебель.
Для мебели этого времени характерны монументальность объемов, обобщенность контуров и пышность украшений. Новым типом мебели в середине XVII века становятся кабинеты из черного дерева, украшенные резьбой. Во второй половине столетия распространяется мода на «технику Буль» (от имени самого знаменитого мебельщика этого периода Андре Шарля Буля). Шкафы, кабинеты, комоды, часы в этой технике было принято делать парами: в одном случае фоном служила черепаха, в другом - медь. Работы А.Ш. Буля являются прекрасными образцами так называемого «большого стиля» в мебели XVII столетия.
Фото №. Art16.ru Photo archive Шпалера "Крещение Константина" из серии "История императора Константина" Франция. Париж, мануфактура Рафаэля де ля Планша Картоны П.-П.Рубенса. 1633-1668; шерсть, шелк, шпалерное ткачество, кат. 81
Стены интерьеров украшают шпалерами. Шпалеры ткались сериями на мифологические, исторические и религиозные сюжеты. В середине столетия их ткали на мануфактуре, которой руководили мастера из Брюсселя - Марк де Команс и Франсуа де ла Планш. В предместье Парижа в доме красильщика Гобелена открыли мануфактуру, получившую название Гобеленовой. Руководил ей и создавал картоны для серий шпалер Шарль Лебрен.
XVIII век - время высочайшего расцвета французского прикладного искусства, когда авторитет Франции в этой области становится абсолютно непререкаемым..
Фото №. Art16.ru Photo archive Начальный период перехода от «Большого стиля» к рококо получил название «Стиль регентства». В этот время происходит постепенный переход от величественных форм эпохи Людовика XIV к изысканным формам предметов царствования Людовика XV. Именно в художественных ремеслах ярче всего выявились особенности рафинированного стиля рококо.
Обстановка парадных залов остается достаточно традиционной, в жилых помещениях мебель становится разнообразнее. Она свободно расставляется в пространстве, образуя уголки для чаепития, бесед, шитья, музицирования. Большое распространение получают комоды, а в середине XVIII столетия появляется множество столиков разнообразных форм и декора, удобные угловые шкафчики. В контурах предметов почти не остается прямых линий. Распространение получает техника «маркетри» (набранные из различных пород дерева узоры, наклеенные на деревянную основу).
Фото №. Art16.ru Photo archive Милон Кротонский Дюмон, Эдм, 1719-1775; бронза, кат.58
На смену фаянсу приходит фарфор. Настоящее освоение этого уникального материала началось в XVIII веке, сначала в Венсене, а затем в Севре после перевода туда мануфактуры. Из фарфора создаются целые сервизы и отдельные предметы. В Севре налаживается производство фарфоровой пластики - небольших скульптурок, которые исполняются из неглазурованной массы - бисквита, по моделям лучших художников XVIII столетия - Л.-С. Буазо, Э.-М. Фальконе и др.
Свои коррективы в развитие прикладного искусства вносит эпоха Просвещения, с ее стремлением к простоте, ясности и любви к природе. Во второй половине XVIII века на смену рококо приходит неоклассицизм.
Фото №. Art16.ru Photo archive Кресло / Настенные часы-картель /Столик /Угловой шкафчик / Портрет придворной дамы Франция. Середина XVIIIвека, дерево, резьба, золочение, шпалера, кат.76 /Франция. 1760-е гг., золоченая бронза, латунь, эмаль, кат.86 /Франция, Париж,середина XVIIIвека, набор из различных пород дерева, золоченая бронза, кат.73 /Франция,середина XVIIIвека, мастер Портанье, розовое дерево, красное, амарант, бронза, мрамор, кат.74 /Алексис Симон Белль (?), 1674-1734, холст, масло, кат.29
Многие типы мебели сохраняются, но меняются формы и характер отделки. Извилистые линии контуров сменяются прямыми, выявляются особенности конструкции, в декоре используется античная орнаментация из ов, пальметт, меандра, жемчужника. Получают распространение секретеры с откидной доской.
Особое внимание французские мастера неоклассицизма уделяли бронзовым украшениям. Лучшие бронзовщики - Пьер Гутьер и Пьер Филипп Томир - сотрудничали с мебельщиками и одновременно создавали самостоятельные произведения декоративной бронзы.
Вновь активно вводятся для украшения интерьеров шпалеры. Их ткут не только на мануфактуре Гобеленов, но в гораздо большем количестве на мануфактуре в Бове и Савонери. Правда, теперь шпалеры все больше напоминают тканые картины, утрачивая декоративные качества, присущие только этому виду художественного творчества.
Фото №. Art16.ru Photo archive Концерт в парке Никола Ланкре, 1690-1743; холст, масло. кат.40
К выставке подготовлен научный каталог «Искусство Франции XVII-XVIII веков из собрания Государственного Эрмитажа» (Изд-во «Славия», СПб., 2010). Авторы статей, посвященных живописи и прикладному искусству, - заведующая Отделом западноевропейского прикладного искусства Т.В. Рапе и старшие научные сотрудники Отдела западноевропейского изобразительного искусства Е.В. Дерябина и Н.К. Серебряная.