«Петербургский модерн. 1890—1910–е годы. Стиль и светская мода» из собрания Государственного Эрмитажа (СПб.) в Казани

Фото №897266. Платье визитное /Платье вечернее /Платье бальноеФото №897266. Платье визитное /Платье вечернее /Платье бальное
Фото №897287. Валеева Зиля РахимзяновнаФото №897287. Валеева Зиля Рахимзяновна
Фото №897295. Камалова Эльвира РафаилевнаФото №897295. Камалова Эльвира Рафаилевна

С 5 октября 2016 года по 9 апреля 1917 года в выставочных залах Центра «Эрмитаж-Казань» размещена эксклюзивная экспозиция выставки «Петербургский модерн. 1890-1910-е годы. Стиль и светская мода» из собрания Государственного Эрмитажа. Эксклюзивность проекта заключена в том, предыдущая выставка, похожего содержания экспонировалась лет 30 назад. Следующую, возможно, тоже придется ждать лет тридцать. Музейные хранители с большой опаской относятся к показу подобных коллекций: очень уж экспонаты «нежны» и подвержены влиянию времени. Прежде чем предметы туалета из коллекции «Петербургский модерн. 1890-1910-е годы» попали в открывшуюся экспозицию, над ними изрядно поколдовали реставраторы.

Фото №897291. Адаксина Светлана БорисовнаФото №897291. Адаксина Светлана БорисовнаГлавный хранитель музейной коллекции Государственного Эрмитажа, заместитель генерального директора

- Реставраторы, занятые в подготовке к этой выставки, уже давно работают в Эрмитаже - это мастерицы своего дела, искусницы. Реставрировать костюмы эпохи Модерна очень сложно. Слишком много нитей из стекляруса, пайеток, бисера. В платьях использованы многослойные сочетания разных тканей, в т. ч. и очень хрупких. Такая была эпоха! Все надо было зашить, заштопать, пришить обратно. Это величайший труд. - отметила на открытии Адаксина Светлана Борисовна, главный хранитель музейной коллекции, заместитель генерального директора Государственного Эрмитажа.

Фото №898002. Реставраторы из Государственного ЭрмитажаФото №898002. Реставраторы из Государственного Эрмитажа
Фото №897311. Коллет (ротонда) /Платье визитное фасона «Принцесс»Фото №897311. Коллет (ротонда) /Платье визитное фасона «Принцесс»
Фото №897359. Платье визитное фасона «Принцесс»Фото №897359. Платье визитное фасона «Принцесс»
Фото №897323. Платье вечернееФото №897323. Платье вечернеепринадлежало императрице Марии Федоровне. Париж. Фирма Ч.Ворта, 1893-1894 гг. Из Аничкова дворца. атлас, бархат, шелк, кружево, блестки, металлическая нить; вышивка. Кат.80
Фото №897327. Платье вечернее (фрагмент)Фото №897327. Платье вечернее (фрагмент)
Фото №897331. Платье вечернее (фрагмент)Фото №897331. Платье вечернее (фрагмент)принадлежало императрице Марии Федоровне. Париж. Фирма Ч.Ворта, 1893-1894 гг. Из Аничкова дворца. атлас, бархат, шелк, кружево, блестки, металлическая нить; вышивка. Кат.80

Куратор выставки - Юлия Валерьевна Плотникова, старший научный сотрудник Отдела истории русской культуры Государственного Эрмитажа, благодаря которой появилась сама идея выставки, тщательно изучила историю происхождения, а в каких-то случаях, дополнила провенанс каждого экспоната. Она по хронологии подобрала комплекты одежды, аксессуары к ним. Включила в экспозицию предметы одежды разнообразные по отделке, фасонам. Благодаря этой коллекции можно проследить тенденцию развития моды в перид с 1890 по 1910-е годы.

Фото №897375. Платье бальное (фрагмент)Фото №897375. Платье бальное (фрагмент)Принадлежало императрице Александре Федоровне. Москва, мастерская Н.Ламановой, 1902-1903 гг.
Фото №897379. Мундир офицерский 16-го Стрелкового полкаФото №897379. Мундир офицерский 16-го Стрелкового полкаПринадлежал императору Николаю II. Из Александровского дворца Царского Села.
Фото №897383. Бальное платье (фрагмент)Фото №897383. Бальное платье (фрагмент)
Фото №897387. Платье вечернее (фрагмент)Фото №897387. Платье вечернее (фрагмент)
Фото №897399. Фрагмент. Бальное платьеФото №897399. Фрагмент. Бальное платьеПринадлежало императрице Александре Федоровне. Москва, мастерская Н.Ламановой, 1902-1903 гг.

На выставке экспонировано 219 экспонатов. В основе экспозиции - 45 мемуарных комплектов, созданных лучшими модельерами Парижа: Чарльзом Вортом, Жанной Пакен, сестрами Калло, Полем Пуарэ и России: Августом Бризаком (Санкт-Петербург) и Надеждой Ламановой (Москва).

Элегантные платья и костюмы дополнены аксессуарами российских и парижских мастеров - туфельками, шляпами, сумками, зонтами, веерами и пр.

Фото №897415. Зонт из кремового крепдышина /платье послеобеденноеФото №897415. Зонт из кремового крепдышина /платье послеобеденноеЗападная Европа, 1890-1900-е гг.
Фото №897355. Туфли из бледно-розового муараФото №897355. Туфли из бледно-розового муара
Фото №897423. Зонт с аппликацией из раскрашенного бархатаФото №897423. Зонт с аппликацией из раскрашенного бархатаФранция, фирма «Казаль», 1900-е гг.
Фото №897427. Art16.ru Photo archiveФото №897427. Art16.ru Photo archiveиз собрания Государственного Эрмитажа
Фото №897431. Туфли из черной кожиФото №897431. Туфли из черной кожи
Фото №897435. Шляпа с чучелом птицыФото №897435. Шляпа с чучелом птицыПринадлежала императрице Марии Федоровне.
Фото №897439. Шляпа с черными страусовыми перьямиФото №897439. Шляпа с черными страусовыми перьямиПринадлежала императрице Марии Федоровне.
Фото №897447. Фрагмент. Туфли из черной кожи с медными пряжкамиФото №897447. Фрагмент. Туфли из черной кожи с медными пряжками
Фото №897451. Сумочка дамская с пятью отделениями (внутри зеркальце, часики, веер, театральный бинокль, складная гребенка...)Фото №897451. Сумочка дамская с пятью отделениями (внутри зеркальце, часики, веер, театральный бинокль, складная гребенка...)... пуховка, флакон для духов, пластинка для записей).
Фото №897455. Сумочка дамская с пятью отделениями (фрагмент)Фото №897455. Сумочка дамская с пятью отделениями (фрагмент)кат. 168
Фото №897467. Шляпа с гирляндой из розФото №897467. Шляпа с гирляндой из розПринадлежала одной из дочерей императора Николая II.
Фото №897475. Шляпа с эгретом из белых перьев цаплиФото №897475. Шляпа с эгретом из белых перьев цаплиПринадлежала великой княжне Ольге Николаевне.
Фото №897471. Шляпа с веткой белой глицинииФото №897471. Шляпа с веткой белой глицинииПринадлежала императрице Марии Федоровне/Россия(?). 1910-е.
Фото №897511. Туфли из белой лайки с вышивкой биссеромФото №897511. Туфли из белой лайки с вышивкой биссером
Фото №897491. Туфли из атласа цвета медиФото №897491. Туфли из атласа цвета меди
Фото №897531. Веер из ярко-розового шелкаФото №897531. Веер из ярко-розового шелка

Также на выставке:

Предметы интерьера

Живописные полотна Франсуа Фламенга, Эрнста Липгарта, Жоржа Беккера и Николая Богданова-Бельского - с великолепными светскими красавицами, размещенные в экспозиции выставочного пространства, создают ощущение полного погружения в иное для нас время. Атмосферности способствуют графические работы французского художника Поля Сезара Эллё (1859-1827), исполненные в технике сухой иглы.

Фото №897371. ФРАНСУА ФЛАМЕНГ (1856-1923). Портрет княгини Зинаиды Николаевны Юсуповой. 1894 г.Фото №897371. ФРАНСУА ФЛАМЕНГ (1856-1923). Портрет княгини Зинаиды Николаевны Юсуповой. 1894 г.Холст, масло. Из собрания Ф. Ф. Юсупова
Фото №897367. ЖОРЖ БЕККЕР (1845-1909). Портрет НеизвестнойФото №897367. ЖОРЖ БЕККЕР (1845-1909). Портрет Неизвестной
Фото №897335. Портрет княгини Марии Павловны Абамелек-Лазаревой (1900-1901). Н.П. Богданов-Бельский (1868-1945)Фото №897335. Портрет княгини Марии Павловны Абамелек-Лазаревой (1900-1901). Н.П. Богданов-Бельский (1868-1945)
Фото №897419. АТЕЛЬЕ «HELENE DE MROZOVSKY» САНКТ-ПЕТЕРБУРГ Портрет неизвестной 1900-е гг.Фото №897419. АТЕЛЬЕ «HELENE DE MROZOVSKY» САНКТ-ПЕТЕРБУРГ Портрет неизвестной 1900-е гг.

Фотографии из петербургского ателье «Helene de Mrozovsky», ученицы известного французского фотографа П. Надара Елены Лукиничны Мрозовской (1864-1941).
петербургских ателье «Helene de Mrozovsky». Открывшееся в конце 1893 года, ателье пользовалось популярностью среди столичной аристократии и художественной элиты общества. Теперь по этим снимках мы можем судить о людях, моде и стиле конца XIX-нач. XX вв.

Фото №897279. Гимадутдинова Римма УсмановнаФото №897279. Гимадутдинова Римма Усмановна
Фото №897499. Рамзия Кашапова возле витрины с ротоной к подвенечному платьюФото №897499. Рамзия Кашапова возле витрины с ротоной к подвенечному платью Россия. 1910 г. Муслин, атлас, стеклярус.ю сутаж, шелк; вышивка. Кат. 100 Рамзия Кашапова заместитель директора журнала «Сююмбике»
Фото №898006. Фролова Светлана АнатольевнаФото №898006. Фролова Светлана Анатольевназаместитель директора по научно-исследовательской работе Государственного историко-архитектурного и художественного музея «Остров-град Свияжск»
Фото №897459. Art16.ru Photo archiveФото №897459. Art16.ru Photo archive

Оказываясь среди витрин с именными, мемуарными предметами одежды конца XIX нач. XX вв. явственно ощущаешь ауру того периода. Невольно начинаешь представлять себя в контексте того времени. Затем, ознакомившись с аннотацией того или иного предмета туалета, в которой указан провенанс экспоната, уже погружаешься в историю: Это визитное платье принадлежало императрице Марии Федоровне, оно было пошито парижской фирмой Морина Блосье в 1893 году. А вот визитное платье императрицы Александры Федоровны, изготовленное в Санкт Петербурге в 1906-1907 гг. фирмой А.Бризак. Это бальное - принадлежавшее императрице Марии Федоровне, было изготовлено в Париже фирмой Ч.Ворта (1892-1894 гг.).

Фото №897503. Art16.ru Photo archiveФото №897503. Art16.ru Photo archiveиз собрания Государственного Эрмитажа
Фото №897411. Платье послеобеденное из плетеного гипюраФото №897411. Платье послеобеденное из плетеного гипюраПринадлежало императрице Александре Федоровне. Санкт-Петербург. Мастерская А.Бризак. 1903-1904 гг. Из Зимнего дворца.
Фото №897407. Платье визитноеФото №897407. Платье визитноеПринадлежало императрице Александре Федоровне. Санкт-Петербург. Мастерская А.Бризак1906-1907 гг. Из Зимнего дворца.
Фото №897391. Платье вечернее (фрагмент)Фото №897391. Платье вечернее (фрагмент)Принадлежало императрице Александре Федоровне. Санкт-Петербург, мастерская А.Бризак. 1905-1908 гг.
Фото №897351. Платье визитноеФото №897351. Платье визитноеПринадлежало императрице Марии Федоровне. Париж, фирма Морин Блосье. Ок. 1893 г.
Фото №897343. Платье бальное (фрагмент)Фото №897343. Платье бальное (фрагмент)Принадлежало императрице Марии Федоровне. Париж. Фирма Ч.Ворта 1892-1894 гг.

В экспозиции можно увидеть костюм для порфорскной охоты и вечернее платье из собрания семьи Юсуповых. Платье принадлежало светской красавице княгине З. Н. Юсуповой.

Фото №897463. Костюм для порфорсной работы /Платье вечернееФото №897463. Костюм для порфорсной работы /Платье вечернее

В этом вечернем платье блистала юная артистка Московских театров Вера Карахан (1890-1972).

Фото №897487. Платье вечернее / Платье вечернее и сорти-де-баль покроя кимоноФото №897487. Платье вечернее / Платье вечернее и сорти-де-баль покроя кимоно
Фото №897495. Платье бальноеФото №897495. Платье бальноеПринадлежало В.В.Карахан. Париж. Модный дом Поля Пуаре. 1913.

Подвенечный комплект одежды А. И. Панаевой, состоящий из платья и ротонды к нему Был изготовлен в России. Фрейлина Александра Алексеевна Радкевич венчалась в нем с Иосифом Панаевым в церкви Зимнего Дворца в 1910 году. Комплект в 2002 году был передан в дар Государственному Эрмитажу внучками Александры Радкевич сестрами Бестужевым. Одна из них, Надин Грегуар-Бестужева, присутствовала на сегодняшнем открытии.

Фото №897515. Платье подвенечное /Ротонда к подвенечному платьюФото №897515. Платье подвенечное /Ротонда к подвенечному платьюПринадлежало А.И.Панаевой. Россия. 1910 г.
Фото №897527. Платье подвенечное /Ротонда к подвенечному платьюФото №897527. Платье подвенечное /Ротонда к подвенечному платью
Фото №897519. Платье подвенечное (фрагмент)Фото №897519. Платье подвенечное (фрагмент)Принадлежало А.И.Панаевой. Россия. 1910 г.
Фото №897275. Надин Грегуар-Бестужева с супругомФото №897275. Надин Грегуар-Бестужева с супругом

Фонд костюма Государственного Эрмитажа богатый, лучший в России. Любой экспонат достоин длительного рассматривания.

Выставка «Петербургский модерн. 1890–1910-е годы. Стиль и светская мода» из собрания Государственного Эрмитажа